ID: 7136

ПОЕЗДКА МАГАДАН — ЯКУТСК — ЭЛЬГА, 2019 ГОД

547
Июнь-июль 2019 года.

Самая масштабная и трудная рабочая экспедиция 2019 года. Одна из самых тяжких и трудных рабочих экспедиций вообще. На грани предела человеческих возможностей.
Изначально я планировал выполнять экспедицию по такому маршруту: Якутск — Нижний Бестях — Тында — Улак — Эльга — Улак — Благовещенск — Сковородино — Тында — Братск — Анжерская — Кемерово — Москва.
Но внезапно попался перелёт Москва — Екатеринбург — Магадан за 7 488 рублей. Втрое меньше нормальной (усреднённой) цены летом на перелёт из Москвы в Магадан. Вдвое меньше, чем перелёт Москва — Якутск.
Короткое, но напряжённое размышление: отправляться ли в Магадан вместо изначально планируемого Якутска? С одной стороны: если Магадан, то до Якутска две тысячи километров отвратительного безжелезнодорожья.
С другой стороны: в Магадане была железная дорога, разрушенная врагами Родины ещё в 1960-е годы. Остались насыпи, мосты, единичные вагоны и Железнодорожная улица.
Есть условно-железнодорожный объект в посёлке Дукат. http://infojd.ru/uzk49.html, Омсукчанский район. Никто не знает, что там. Теоретически, может быть и несколько километров наземной железной дороги.
(К сожалению, на самом деле на земле лишь двести метров в коробе.)
Есть планы построить железную дорогу Нижний Бестях — Магадан. Если бы у власти в России были патриоты, а не идиоты — строительство бы уже началось. В 2008 году было во всеуслышание обещано на высоком уровне, что железную дорогу Нижний Бестях - Магадан начнут строить в 2016 году, а в 2025 году она откроется.
Детально описать всю мерзость безжелезнодорожного существования и необходимость строительства железной дороги на северо-восток — это означает внесение собственного скромного вклада в великое дело.
В общем, Магадан!

Движение по Москве на Павелецкий вокзал. 17 июня, время 5:35.
--------

Окрестности аэропорта Кольцово.

Линия на «ЦПКИО». Как не заехать в Екатеринбург, вспоминая при этом живущую здесь «Донни Нину»,
продуктивного любителя железных дорог http://donni-nina.livejournal.com.

Когда говорят «Едем к морю», подразумевается — «Едем в Магадан»! Всё верно, Магадан - приморский город.
Кольцово, жду посадку на рейс. Перед этим много походил по Екатеринбургу. В обоих направлениях - электропоездами от и до Кольцово (станция на магистрали в сторону Каменска и Кургана, а не тупик в аэропорту).
И вот слегка шокирующее известие и трудный выбор: мой рейс будет не сразу в Магадан, а в Якутск и только потом в Магадан! В билете об этом ничего не было сказано.
Выходить в Якутске (сдаваемого багажа, конечно, у меня нет) ?
Тогда минус пять дней (это в самом лучшем случае) напряжнейшего автостопа по почти нулевому железнодорожью. Разве что разобранный объект у Магадана и Дукат, но непонятно, что там?
Но нет! Плохая примета. Нехорошо. И когда ещё будет возможность побывать в Магадане так дёшево?
Расстояния:
Домодедово - Магадан (DME - GDX) по кратчайшему пути 5893 километра.
Домодедово - Екатеринбург (DME - SVX) 1410 километров.
Екатеринбург - Якутск (SVX - YKS) 3760 километров.
Якутск - Магадан (YKS - GDX) 1149 километров.
Суммарно Домодедово - Магадан через Екатеринбург и Якутск 6319 км.
В самолёте. Он полупустой, вот удивительно! Рейс новый, ещё мало известен. Возможно, самолёт не дальнемагистральный и посадка в Якутске обязательна для дозаправки.
Потом в Магаданской области мне будут говорить, что этот рейс специально для "свердловских", которых привёз люто ненавидимый местным населением губернатор Носов (чуть менее чем все, с кем я общался, ругали его матерно в резкой форме), "чужак" из Нижнего Тагила.

Екатеринбург — Магадан. Посадка в Якутске не отмечена. Можно было бы выйти в Якутске, но это неправильно.

Река Лена у Якутска.
----------------

Якутск (Дьокуускай). Не удалось бы чудом удержать «суверенную» Саха в 1990-е годы — был бы столицей
восьмого по размеру государства планеты.
Якутск, пересадка. (Точнее, даже не пересадка, ибо самолёт будет тот же, но выход обязателен). Столица крупнейшего по территории не только российского региона, но и крупнейшего в мире административного образования, не являющегося независимым государством. По площади Якутия - примерно как Индия, население в полторы тысячи раз меньше.
Это амбициозная республика, где всячески стремятся подчеркнуть свою мощь и тот факт, что такую огромную территорию не пришлось бы искать на глобусе. Потенциально это один из тех регионов, где возможна угроза сепаратизма. Хорошо, что нет общей границы с Китаем. Даже в аэропорту чувствуются большие амбиции, и видны "небоскрёбы" (пока условные) быстро развивающегося города.
Погода идеальная, тепло, хотя тут 4 утра. Летом равнинная Якутия - более тёплое место, чем Магаданская область и Камчатка, даже более тёплое, чем Москва. А зимой тут, в Якутске, стандартная температура -40. Периодически бывает и минус пятьдесят. В то же время, Якутск зимой "теплее", чем, например, Оймяконский район.

Якутск аэропорт

Якутск. Взлетели. Лететь меньше двух часов, а выбираться назад — десять мучительных дней.

Перелёт Якутск - Магадан.
----------------

Поля западнее аэропорта Магадан-Сокол. Дорога в них — это разобранная железная дорога.
Именно здесь я пойду и здесь встречу медведей.

Аэропорт Магадан-Сокол.
Магадан! (аэропорт в посёлке Сокол) Облачно, 10 градусов. До Москвы по дорогам кратчайшим из возможных маршрутов, то есть через Тынду - больше десяти тысяч километров.
Теперь главная задача - спать. Это необходимо после таких перелётов.
От Сокола (аэропорт) до Стекольного 30 километров по разобранной железной дороге, на месте которой почти всюду грунтовая дорога (шире, чем была железная дорога). Почти никто там не ездит.
Попутные машины прошли, только когда до Сплавной оставалось недалеко. Не остановились. Впрочем, дальше Сплавной они точно не ехали, так что смысла уже не было.
Сплавная, тут исправительная колония-поселение и немного проживающих людей. Дальше - более двадцати километров "ненаселёнки", но периодически с редкими для Магаданской области полями.
Вижу, впереди кто-то. Коровы и собаки? Нет, самый крупный всё же маловат для коровы. Овцы? Коричневые они что-то. Идут в мою сторону, постепенно приближаются. Медведица с медвежатами!
Забираюсь на дерево. Ушли в лес, мимо меня не пройдя.
Комаров немыслимое количество.

Аэропорт Магадан-Сокол.

Аэропорт Магадан-Сокол.
----------------

Аэропорт Магадан-Сокол.

Аэропорт Магадан-Сокол.

У аэропорта Магадан-Сокол.

Вагон в посёлке Сокол. Было найдено два вагона Магаданской железной дороги, здесь и в Магадане.
Больше, может, и нет.
----------------

Дорога на Сплавную — это расширенная разобранная железная дорога.
----------------

Сплавная. Почти вымершая деревня с коровьей фермой и колонией-поселением.
----------------

Разобранная железная дорога. Вдали — медведи, идущие мне навстречу.
----------------

Разобранная железная дорога в Стекольном.

Въезд в Магадан.
Безжелезнодорожье омерзительно и отвратительно во всех отношениях! И полноценного существования и развития России при таких огромных пространствах безжелезнодорожья быть не может!
На данный момент железной дороги нет и не строится, хотя по планам должна к 2030 году. (К 2030 году точно не будет, к 2050 и то под вопросом). Зашкаливает ненависть к [убрано ради безопасности] !
Вот и Стекольный. Есть заброшенные дома, но в целом посёлок выглядит даже лучше, чем аэропортовый Сокол.
Стекольный. Ещё не дойдя от посёлка до основной дороги — остановился джип с «нашим» (левым) рулём. Водитель — заместитель начальника местной дорожно-эксплуатационной организации «Колымаавтодор». В его ведении дорога от Магадана до 156 километра. Около 45 лет. Родом из Зырянки - посёлок на берегу Колымы, ныне в Якутии. Когда-то там тоже действовала изолированная железная дорога. Родители попали на Северо-восток не по своей воле.
Периодически останавливается там, где идут дорожные работы, что-то проверяет, иногда разговоры с рабочими на повышенных тонах. Основные дорожные работы по замене и ремонту покрытия идут только летом. Лето, как известно, здесь очень короткое, и важна каждая минута.

Магадан.

Магадан.


Магадан, приморская часть.


Магадан.


Магадан. Там, где обычно памятник Ленину — памятник Эдуарду Берзину. На самом деле Берзиньш, латыш. Был организатором «Дальстроя» (освоения Колымского края руками заключённых). В 1937 году арестован, затем расстрелян.


Такая улица есть в Магадане.


Такая улица есть в Магадане.


Второй вагон был обнаружен у пожарной части в районе дороги на «Маску Скорби».


Магадан


Магадан


Магадан


Автодорога из Магадана во внешний мир является нормальной только на первых примерно 150 километрах.


Разобранная железная дорога в Уптаре. В этом посёлке находится «зона», сидят в ней только местные жители —
извне сюда уже давно никого не привозят отбывать наказание.


Уптар. Рельсы. Почти наверняка те самые, по ним мчались поезда сообщением Магадан — Палатка.
Будь проклято ублюдочное «хрущёвское» правительство!


Палатка — вероятно, единственный нормальный, не умирающий город Магаданской области за пределами Магадана.
Дальше будет ужасно. Магаданская область — на первом месте в России по уровню разрухи и запустения.

В Магаданской области в 1990 году проживало почти 600 тысяч человек, из них 150 000 — в Магадане. Неясно, с Чукотским округом или без, в Чукотском округе было тоже примерно 150 000. Чукотский округ отделился от Магаданской области в 1992 году.
Ныне: вся область 130 000 человек, при этом в Магадане 100 000 человек. В области за пределами Магадана раньше было не меньше 300 000 человек. Сокращение ДЕСЯТИКРАТНОЕ! Вероятно, единственный такой случай на весь мир, не считая места техногенных катастроф.

За Палаткой. Посреди России — таможня, как на границе. Проверяют всех. Магадан и район до Палатки включительно —
особая экономическая зона. Есть ограничения на вывоз товаров и автомобилей за пределы этой зоны.


У таможни.

Очень коротко подвёз грузовик, идущий в Омчак. После — до Карамкена.
Водители бензовозов — категорически отказались.
Сергей на КамАЗе. Он пожарный из Омсукчана. Работает сутки через трое, в остальное время работает на Камазе - завозит разные грузы из Магадана в свой отдалённый городок, который в обиходной речи называют СучкИ. Зарплата пожарного — 40 000. Для какого-нибудь Вышнего Волочка нормально, но тут крайний север и расходы вдвое-втрое выше. Есть кредиты, поэтому жизнь тяжела. Служил и в пожарной части в Дукате. Там, как потом выяснится, его знают.

НефАЗ - вахтовка в качестве автобуса, для всех пассажиров бесплатно. Доехал до Омсукчана.

Асфальт кончился.


На дороге в Омсукчан. Такие контейнеры предназначены для спасения водителей заглохшего автотранспорта.
Можно вскрыть, отогреться и спать, ожидая помощи, но только при реальной угрозе для жизни.


Дорога на Омсукчан, в будущем — дорога на Петропавловск и Уэлен, к будущей паромной переправе в США.


Дорога на Омсукчан.


У развилки на Дукат.


Дорога Омсукчан - Дукат. Поворот на месторождение Лунное.


Дукат, край земли.

-------------

Дукат


Дукат


Дукат


Дукат

Дукат


Дукат, окрестности.


Дукат, окрестности.


Дукат


Омсукчан.

Омсукчан. Удивительно, здесь есть два девятиэтажных дома. Этот заброшен, второй — жилой. Лифты, конечно, не работают.

Омсукчан, на данный момент самый северо-восточный районный центр России, куда круглый год можно добраться по земле. Место уникальное и в будущем перспективно: именно здесь, по географической логике, может разместиться развилка будущих дорог на Камчатку и к Берингову проливу. Это должна быть как железная дорога, так и автомобильная дорога.
По автомобильной дороге на Чукотку есть официальные планы и теоретически должно идти строительство. Касательно Камчатки - на сегодня даже внятных планов нет.
УАЗ с номерами 23 следовал из Омсукчана на Дукат. Водитель родом из Керчи. Сам перегонял. Выхожу на развилке.
Большой автомобиль с контейнером и мешками. Остановился, но не взял.
Ассенизаторский КамАЗ на рудник Гольцовый.
Грузовик с номерами 154. Двое узбеков. Здесь, похоже, давно.
Иномарка-грузовик, следует из Магадана на Усть-Среднеканскую ГЭС.
Водителю 63 года. Пенсия 16 000. Всю жизнь на Колымской трассе. Показал место, где был посёлок Стрелка. От него ничего не осталось - кто не знает, тот и не догадается.
Джип на Оротукан. «Мы тоже туристы». Женщина за рулём. Лишь пару километров.
В Атке в кафе за макароны и гречку отдал 120 рублей. Сдачу 10-рублевыми бумажками.
Суровый человек в возрасте около 45 лет на грузовике. Везёт продукты из Магадана в Сусуман.
Слова водителя:
Я бы Путина лично [убрано ради безопасности] лял или [убрано ради безопасности] л. Нужно сбросить атомную бомбу на Москву. Если после этого кто-то из властей выживет и обоснуется в Санкт-Петербурге, то сбросить бомбу и на него. Если тогда они останутся в Екатеринбурге, то и по нему долбануть. Вот тогда и будет счастье. Но к простым людям нормально отношусь.
В Сусумане столовая «Вкусно накормим» — суп фасолевый 95 и хлеб 5.
Магазин «Морж» в Сусумане: молоко 66, вафли 185 за кг на 46, итого 112. Наличными.
Водитель из Ингушетии на УАЗ-буханка. Сюда прибыл самолётом. Будет здесь примерно полгода. Едет до Мяунджи. Там недовольство водителя джипа, который ехал туда же, что «плохо встал».
Бензовоз, едет на прииск километрах в тридцати. Перед Кадыкчаном одинокий водитель джипа ловит рыбу. Неразговорчивый. Пара слов.
После выхода из Кадыкчана на главную дорогу кончилось дикое обилие комаров. Хотя немного возвращалось до Якутска включительно, но обычно в вечерние часы. Кадыкчан же насыщен тучами комаров круглосуточно.
На мосту в окрестностях Кадыкчана остановился джип. Двое. Из Сусумана, из золотодобывающей компании. Заехали на прииск в 50 км от Усть-Неры. Там накормили. Потом в саму Усть-Неру.

У Омсукчана. В будущем — развилка автодорог мирового значения: направо — Петропавловск, налево — Уэлен,
через паромную переправу Нью-Йорк и Буэнос-Айрес. А пока дорога направо доходит только
до деревни Меренга. Налево - не вполне ясно, где именно крайняя точка,
до которой можно доехать, но она тоже недалеко.


У поворот на рудник Гольцовый. Местные жители утверждают, что вагонетки там ушли в историю,
действующая шахтная железная дорога во всей области — только в Дукате.


Дорога.


Медведи. Смотреть на них издали и из машины приятнее, чем когда идёшь пешком!


Развилка. Это место называют «Ноль».


«Ноль». Асфальт лишь локальный.


Дорога на Якутск.


Дорога на Якутск.


Оротукан — почти вымерший город.


Оротукан — почти вымерший город.


Оротукан — почти вымерший город.


Мост через Колыму.


Мост через Колыму.


Начинается Сусуманский район.


Сусуман. Есть уголки нормальной жизни.


Сусуман. Здание администрации.


Сусуман.


Сусуман.


Сусуман.


У поворота на Мяунджу и Кедровый.


У поворота на Мяунджу и Кедровый.


Кадыкчан. Полностью вымерший город, ноль какой-либо жизни. По населению был в четыре раза меньше Припяти,
известности несравнимо меньше. Очень гнетущее место.


Начинается республика Саха, которая, к счастью, не стала восьмым
государством мира, превосходящим Аргентину.


Где-то очень далеко — рельсы станции Нижний Бестях. Скорее, скорее к железной дороге, главной ценности мира!

В Якутии особые термометры.


Усть-Нера.


Усть-Нера.


Усть-Нера.

Усть-Нера.


Усть-Нера.

Раздолбанная легковая машина с молодёжью. Провезли через мост над Индигиркой, свернули у какого-то моста в лесу. Оттуда несколько километров пешком вперёд.
УАЗ-буханка. Узбек, 57 лет. 20 лет работает здесь, но гражданство узбекское. Дети, внуки в Ташкенте. Собирается ещё несколько лет тут пожить и затем вернётся в родные места. Немного накормил. Свернул к вахтовому посёлку дорожников.
Праворульный микроавтобус с якутами. Сажусь на заднее сиденье. Там пьяный якут немного достаёт. Едут в Оймякон. В машине висячая штуковина: Оймякон -71.
Надолго остановились в кафе «Куба». Там выхожу. Очень много комаров.

Около 15 км за Усть-Нерой.


На участке Усть-Нера — Хандыга.


На участке Усть-Нера — Хандыга.


На участке Усть-Нера — Хандыга.


На участке Усть-Нера — Хандыга.


На участке Усть-Нера — Хандыга.


На участке Усть-Нера — Хандыга. Микроавтобус с жителями Томтора застрял в реке. Бензовоз вытянет его
на берег и не позволит быть перевёрнутым прибывающим бурным потоком. Но из транспортного средства
он превратился в мёртвый металл, которому несколько дней в этой дикой местности придётся ждать
грузовика без опасных грузов и с добрым водителем, который согласится взять его на буксир.

Микроавтобус с якутами. Едут в Якутск. Вероятно, из Усть-Неры. Заглох в воде.
Было так. Немного не дохожу до развилки Якутск - Томтор (немного жаль, хотелось сфотографировать указатель) - остановился микроавтобус. Не маршрутка ли платная? Нет, продвинутые люди, понимают суть автостопа. Водитель в возрасте лет 25, ещё двое представителей молодёжи, из них одна девушка, и две женщины.
Рассказываю о своей экспедиции, сожалею об отсутствии железной дороги. Объясняю, что весь долгий путь до Якутска напрягать не буду, мне максимум до Хандыги.
Но далеко уехать было не суждено. Уже вскоре - речка, через которую нет моста. Что самое досадное - единственная на всех двух тысячах километров от Магадана до Якутска. (Не считая Алдана и Лены, но через них паромные переправы). Это не временный ремонт моста - никаких следов моста нет вообще. Почему две тысячи километров, сотни таких речек - и только через одну нет моста?
Автомобили проезжают "вброд". Когда небольшой уровень воды, это можно и легковым, а если высокий - только проходимой технике.
Микроавтобус довольно редкий для этих мест - с "нашим", левым рулём. Наверное, из Южной Кореи. Тогда как основные машины подобного типа в Якутии - японские микроавтобусы и наши УАЗ-452 "Буханка". Практика показала, что они справляются с экстремальными условиями лучше остальных.
Сейчас уровень "средний". Идёт мелкий дождь, но тут, в горах, это стандартное дело. В ожидании спада воды стоят две машины с "магаданской" стороны, и одна, с липецкими номерами 48 - с якутской стороны. Как оказалось, водитель там один, живёт в Ягодном (районный центр в Магаданской области) и перегоняет купленную машину.
Вызываюсь проверить уровень воды своими ногами. Вода не более чем по колено, скорее меньше. Но есть крупные камни - вот что плохо.
Я не подталкивал водителя к решению соваться в воду - это его собственное решение, он даже не дождался моего возвращения с другого берега. Входит в воду на полном ходу и глохнет посреди бурного потока.
Пытаемся толкать - бесполезно. В воде камни, вручную без шансов. Вода, похоже, постепенно прибывает, и может дойти до уровня пола. А может и опрокинуть.
Спасение от самого худшего пришло в виде бензовоза. Вытянули тросом. Но это полдела. Машина не заводится!
- Есть шанс, что просто замкнуло провода, и заведётся, когда просохнет?
- Пока непонятно, но есть вероятность, что гидроудар. Самое худшее. Тогда - только замена двигателя.
Копаемся в моторе. Водитель осматривает воздушный фильтр. Он мокрый. Худшие опасения подтвердились.
Гидроудар - это когда в камеру сгорания двигателя попадает вода. Чаще всего при преодолении водных преград, в том числе и глубоких луж, вода проникает через воздухозаборник двигателя. Теоретически (но маловероятно) и при попадании воды в бензобак при заправке на плохой АЗС.
При этом двигатель получает сильные повреждения. Как минимум капитальный ремонт - это десятки тысяч рублей. Новый двигатель - не меньше ста тысяч. И это сельские жители, в селе сами понимаете какие доходы.
Удивляюсь спокойствию якутов. Серьёзная неприятность - а они даже разговаривают без мата, внешне не нервничают.
Мне-то хорошо, я уеду другой машиной. А им каково?
Сотни километров и до дома, и до ближайшего населённого пункта. Горы, дождь, комары.
Немного удивляюсь и безответственности водителя. Он местный, знает ситуацию и знает, что такое возможно. Дождались бы бензовоза, а ждать его надо было недолго - спокойно переехали бы речку на тросе в заглушенном состоянии, и никаких проблем. Гидроудар случается, только когда двигатель работает. Нет, правда, гарантии, что "бензовозчик" бы остановился и помог, когда машина стоит на берегу, а не в воде, особенно когда рядом ещё две такие же - но и это не оправдание. Поторопился - и теперь минус самое меньшее 100 000 рублей. И задержка с прибытием в Якутск на несколько дней.
И зашкаливает ненависть к московским властям (у меня, как у якутов - не знаю). Эта дорога имеет статус федеральной и финансируется именно из Москвы. Тогда как в Москве на вывезенные из регионов деньги строят станции метро в огромном количестве и часто уже там, где не нужно. Только что открылись станции "красной" линии, расположенные среди лесов, полей и дачных посёлков Подмосковья, далеко за МКАД.
Остановился бензовоз, но водитель объяснил, что никак не может везти. Бензовозы тут составляют большинство потока, но им действительно жёстко запрещено подвозить, это безнадёжное дело. Хотя было одно исключение под Мяунджей на короткое расстояние.
Микроавтобус будет тут стоять, наверное, несколько дней, и людям придётся жить в его тесном салоне. Мало какая машина его сможет отбуксировать. Большинство грузовиков тут - с прицепом, таким буксировать нельзя. Подавляющее большинство. Неизвестно, сколько придётся ждать грузовик без прицепа. И удастся ли буксировать на тросе? Тут много перевалов, на которых возможно ли затормозить большой автомобиль с неработающим двигателем, только мускульными усилиями ног? Есть ещё торможение двигателем, но и это рискованно. Да, и мобильной связи тут, конечно, нет.
Утром дождь кончился. Двигаюсь пешком. Прохожу мимо "безнадёжно" заглохшего бензовоза, который тут, похоже, стоит много дней, и похоже, что вместе с водителем. Кабина зашторена - наверное, спит. Именная табличка "Геннадий".
Сейчас лето, в этих местах нежаркое, и внизу тонны снега. Но три четверти года тут зима, стандартная температура -50, бывает и шестьдесят. Если машина заглохнет зимой - уже через несколько часов можно погибнуть от холода. А если бы микроавтобус заглох в речке не сейчас, когда вода условно-тёплая и постоять в ней можно, а в конце сентября, среди ледяной воды, которая "сводит" за секунды?
Праворульный микроавтобус. Едут в Якутск, но, сказали, в Хандыге надолго остановятся. Тоже семья якутов, из Томтора. Еду с ними до Хандыги.

На участке Усть-Нера — Хандыга.


На участке Усть-Нера — Хандыга.


Хандыга.


Хандыга.

Двое, хоть и якутской внешности, но говорят между собой по-русски. До поворота на Кескил.
Армянин на КамАЗе. Ещё в Хандыге сказал, что поедет назад. В кафе не накормил, хотя сам ел. Но кормил в машине «бич»-лапшой.

Кескил.


Кескил, переправа.

Кескил, переправа.


Ытык-Кюёль.


Ытык-Кюёль. Русские здесь, если и есть, то единицы, да и они «объякутились». Русской речи не услышать.
При этом русским языком все владеют, а ненависть к Москве тут меньше, чем в славянских районах.
Ытык-Кюёль — крупное якутское село городского масштаба. Этнически якутские районы не выглядят вымирающими,
в отличие от всех прочих. Среди этнических якутов наблюдается рост населения.

Ытык-Кюёль. Почти все официальные плакаты и даже «низовые» настолбные объявления — только на якутском.

Ытык-Кюёль. У въезда со стороны Дьокуускай, известного нам как Якутск.

Якут, едет из Оймякона в Якутск на праворульном грузовике
В Якутии действительно на удивление хорошее отношение, ни одного просящего деньги при подвозе, люди, живущие в глухомани за тысячу километров от ближайшего города, на удивление продвинутые. С удивлением читаю тут, что в Якутии опасно и национальная неприязнь, вот например: http://forum.tsi.ru/webboard/message.php?id=106226&tree=&shbd=&Offset=0 Ерунда какая-то.
Хотя и в самом деле, возможно, среди десяти тысяч жителей Ытык-Кюёля и почти двадцати тысяч жителей Чурапчи нет ни одного русского.
Встретившаяся потом на станции Нижний Бестях "ошибка природы" Тропин - почти наверняка родом не из Якутии. Железнодорожники в Нижнем Бестяхе в большинстве "завозные", так как железная дорога новая.

Движение в сторону Ленской переправы.


Движение в сторону Ленской переправы. Село Тюнгюлю.


Движение в сторону Ленской переправы. Нижний Бестях, который, по-нормальному, должен быть заречным районом Якутска.

Нижний Бестях. Спуск к Ленской переправе.


Паром на Лене. Автомобили — за немалые деньги. Пешеходу — формально 130 рублей, но реально никто не проверяет
и можно бесплатно. Паром идёт десять километров, примерно 45 минут вниз (в город) и час вверх.


Паром на Лене.


Якутск (Дьокуускай).


Якутск.


Якутск. Зимой стандартная температура минус 40, бывает и пятьдесят. Тем не менее,
есть водоразборные колонки. Подогреваются.


Якутск — один из немногих в России бурнорастущих городов. Он на глазах превращается в огромный мегаполис с небоскрёбами.

Якутск. Подавляющее большинство домов в городе — на свайном фундаменте с продуваемым подпольем
для сохранения вечной мерзлоты.


Якутск. Здесь, как в Дубае, есть «замкнутые» автобусные остановки. Зимой спасают от холода, сейчас — от жары.
В них есть вай-фай и электрические розетки.


Аэропорт Якутск. Теперь я вижу его и «снаружи».


Севернее аэропорта. Иду к Ленской переправе.


С борта парома на Лене.

Нижний Бестях. Выселенные дома, которые скоро сползут в Лену. В «правом» потом пришлось ночевать, хотя я это не собирался делать.

Нижний Бестях.

На «майинской» трассе. Поворот к станции, которая построена в глухом лесу вдали от всего.


Вокзал. Здесь всё было хорошо, пока не появился «г [убрано ради безопасности]


Станция Нижний Бестях.


Станция Нижний Бестях.


Станция Нижний Бестях.


Станция Нижний Бестях.


Станция Нижний Бестях.


Станция Нижний Бестях.

После очень трудного преодоления почти трёх тысяч километров (с учётом боковых заездов) мерзостного безжелезнодорожья от Магадана великой радостью было встретить рельсы. Начинается изучение Амуро-Якутской железной дороги, одного из главных целевых объектов объектов рабочей экспедиции.
Станция Нижний Бестях находится в пятнадцати километрах от одноимённого города — правобережного «спутника» Якутска. Станция «спрятана» в лесу и занимает огромное пространство, она протянулась почти на четыре километра в длину.
Первый поезд пришёл сюда в 2011 году. В церемонии встречи первого поезда (хотя на самом деле, де-факто не первого) 15 ноября 2011 года принял участие тогдашний президент России Медведев, а также президент республики Саха (Якутия) Егор Борисов.
На год с небольшим раньше, 25 сентября 2010 года, сходная торжественная церемония прошла на предыдущей станции Кёрдём - но только без Медведева. На тот момент считалось, что Кёрдём будет "рубежной" точкой. В окрестностях этой станции железная дорога подступает к реке Лене. Изначально предполагалось строить мост через Лену и создавать конечную станцию непосредственно в Якутске. Затем было решено разместить гигантскую станцию на правобережье, а мост отложить до лучших времён.
Станция Нижний Бестях - самая северо-восточная точка железных дорог России, большой сети. На Сахалине такой точкой является станция Ноглики.
К сожалению, в обозримом будущем эта станция останется тупиком, если не считать короткое продолжение ещё на десять километров к берегу Лены, которое откроется около 2023 года.
Достройка станции ещё продолжается, хотя все основные работы завершены. Постоянного населения нет, но есть немало вахтовых работников, живущих во временных жилых постройках. На автомобильных въездах — КПП, там проверяют только накладные на груз у водителей грузовых автомобилей.
Пешеходу тут можно ходить сколько угодно, никто не заинтересуется. На путях здесь, как и везде на железной дороге, нужно иметь сигнальный жилет.
Большой и красивый вокзал готов примерно на 99 процентов, осталось доделать минимум. 27 июля должно открыться пассажирское движение. К сожалению, на момент покупки авиабилета Москва — Магадан это не было известно. Если бы на тот момент дату открытия пассажирского движения уже объявили — перенёс бы поездку.
Мои задачи после прибытия на станцию: детально её изучить, сфотографировать, по возможности получить всевозможные исторические сведения, переночевать, помыться, а затем уехать в тепловозе грузового поезда на Алдан. Уже известно, что поезд будет только завтра. К сожалению, я опоздал на сегодняшний грузовой поезд, он отправился примерно два часа назад.
Подавляющее большинство железнодорожников относятся ко мне хорошо, помогают во всём: показывают, рассказывают, обеспечивают ночлег и душ, дарят всевозможные полезные вещи, помогают уехать.
Кто поступает так — тот нормальный, хороший человек, тому будет счастье в жизни!
Кто относится нейтрально — тот ... ну, не знаю. Но вот кто относится ко мне враждебно — тот «говночеловек», позорящий гордое звание железнодорожника. И судьба его накажет!
Проехать по линии Нижний Бестях — Томмот не удалось. Хотя и потерял сутки на попытки этого. Вначале казалось, что это получится. Железнодорожники здесь были доброжелательными. Дежурный по станции принял меня очень хорошо, открыл запертый на ключ вокзал и показал его впечатляющее внутреннее устройство, ещё не до конца завершённое.
Очень хорошим был и один из местных машинистов маневрового тепловоза, он искренне желал мне помочь.
Десятки хороших людей — и одна «ошибка природы». В семье не без урода, как известно. К сожалению, совпало так, что это была «ложка дёгтя в бочке мёда», ибо [убрано ради безопасности] личностью оказалось главное лицо станции - начальник станции Нижний Бестях Дмитрий Тропин, а не какой-то низовой работник. Все рядовые работники тоже испытывали досаду за его действия, желали мне помочь, но не могли. Он здесь, к сожалению, главный. Выше него — возможно, только руководитель компании «Железные дороги Якутии», базирующейся в Алдане.

Ленская переправа.


На берегу Лены — далеко не один дом, которому приходит конец из-за размывающегося берега.


Нижний Бестях. Это прежде всего «компенсатор» для сглаживания температурных колебаний трубы.

Нижний Бестях. «Россия и Якутия 370 лет». Здесь был встречен автостопщик из Швеции, не знающий ничего по-русски.
Микроавтобус, пассажиром которого был полицейский — до поворота на станцию ПАЗ с рабочими — непосредственно на станцию Нижний Бестях
Полицейская Нива без всякой спецсимволики.
Легковая машина с молодыми якутами на Павловск. -Знаешь шамана Сашу?

У села Павловск. Здесь начинается лесная дорога, которая приведёт на станцию Нижний Бестях.


Лесная дорога на станцию Нижний Бестях.


У станции Нижний Бестях. Пожарный пруд жарким летом — отличный бассейн для купания. (не только я, местные строители тоже)


Станция Нижний Бестях. Теперь тут — с особой осторожностью, «г [убрано ради безопасности] лучше не попадаться.


Нижний Бестях. Тепловоз уйдёт в Алдан.

Нижний Бестях. Тепловоз уйдёт в Алдан.


Нижний Бестях. Последний километровый знак. Отсчёт от Нерюнгри. До Тынды почти ровно 1000 километров.

Впереди — станция Нижний Бестях.

Южнее станции Нижний Бестях. Грузовой поезд километровой длины следует в Нерюнгри. Станций, оборудованных
для смены локомотивных бригад, нет вплоть до Алдана, до которого слишком далеко. Локомотивные бригады
меняются в пути в любой точке, здесь применяется турная езда.

Пришлось перейти на автодорогу.

Легковая машина с пожилыми якутами — до поворота на Эляковку.
Виталий из Алдана — до Томмота.

Советские машины в 2019 году — редкость. Но этот автомобиль — возможно, даже не из 1980-х, а из 1970-х годов.


Дорога на Тынду.


Дорога на Тынду.


Железнодорожный мост через реку Амга.


Томмот. Вид с реки Алдан.


Железнодорожный мост через реку Алдан.


Железнодорожный мост через реку Алдан. Вид с моста в сторону Якутска.


Автомобильный мост через реку Алдан. Вид в сторону Якутска.


Станция Томмот.


Станция Томмот. Здесь (в стороне от главного хода) находится вагонное депо, в Алдане — локомотивное депо.

Станция Томмот. Вокзал очень оригинальный и интересный.


Станция Томмот.

Станция Куранах.

Станция Куранах.

Алдан.

Алдан. Управление железных дорог Якутии. (В городе, вдали от станции)

Алдан. Управление железных дорог Якутии.

Алдан. Управление железных дорог Якутии. Железная дорога по-якутски тимир суолун.

Алдан. Единственный найденный советский номер Якутии.


Станция Алдан. Вид в сторону Нерюнгри.

Станция Алдан.


Окрестности Алдана.


Большой Нимныр — единственное жилое место на почти 300 км Алдан — Нерюнгри. (Чульман считаем дальней частью Нерюнгри)

Въезжаем в «столицу БАМа».


Мэр Тынды Марк Шульц родился в Москве, но переехал сюда на всю жизнь,
строил город, руководил им и умер на рабочем месте.

Тында. Киевская улица. Везде и всегда радует такое название!

Тында. Движение автомобилей на восток почти полностью кончается в ближних окрестностях у реки Гилюй, там отдыхают.


Станция Бестужево.


Станция Бестужево. Очень важная точка: направо Комсомольск и Ванино, налево Якутск.


Станция Маревая.


АЧ2 на БАМ, как и везде, кроме маршрутов из депо Брянск — только служебные.


Неприметная маленькая станция Улак. Место, где началась единственная крупная железнодорожная стройка новой России.
Единственный случай в своём роде! Нижний Бестях — это советский долгострой, сданный с позорной задержкой.


Станция Улак. Поезд Верхнезейск — Тутаул.


Граница подъездного пути. Обычно путь кончается через километр после такой таблички, но этот кончится
через 315 километров. (хотя по-нормальному должен через 340 километров).


подпись не готова


подпись не готова


Верхний Улак — главная станция «Эльгинской магистрали»


Водоём вблизи начального участка "Эльгинской магистрали", в период строительства являвшийся балластным карьером.
Послужил местом купания.


Тепловоз ТЭ8-005 в сплотке с другим тепловозом ТЭ8 ведёт грузовой поезд в сторону Верхнего Улака.

подпись не готова


подпись не готова


Край земли взят. Загадочная, почти недостижимая точка!
Станция Эльга-Ближняя (так назвал её я, официально станция 315 км). Должна быть построена и Эльга-Дальняя около 340 км, но её нет.


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


Тутаул. Глухомань на главном ходу БАМ. Оценим самоотверженность тех, кто здесь живёт вопреки всему.


Тутаул.


Тутаул.


Тутаул.


Разъезд Московский Комсомолец.


Разъезд Московский Комсомолец.


Дипкун. Даже на «джипе» ездить можно только по посёлку. За пределы — техника наподобие «Уралов».


Дипкун.


Дипкун.


Дипкун.


Расписание, вывешенное в вагоне пригородного поезда Дипкун - Тында.


Разъезд Кудули.


Табличка на разъезде Змейка.


Остался позади мост через реку Гилюй. Вид на восток.


Пригородный поезд из Дипкуна прибыл на станцию Тында.


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова

Тында. Строится разноуровневое пересечение линий.


Окраина Тынды у посёлка Новотындинский. Налево - "автомобильный БАМ".


"Автомобильный БАМ". Въезд в посёлок Кувыкта.


подпись не готова


На участке Тында — Лопча, по сравнению с прочими участками притрассовой автодороги БАМ — настоящий «хайвэй»!


Ларба. На станции стоит медицинский поезд «Академик Фёдор Углов». В посёлках почти нет врачей,
а у их жителей почти нет денег, чтобы ездить в цивилизацию. В этом поезде
можно пройти медицинское обследование.


Налево — Лопча, направо — теоретически Юктали.


подпись не готова


подпись не готова


Станция Юктали.


Станция Юктали.


Станция Юктали.


Станция Олёкма.


Станция Хани.


Станция Хани.


Станция Хани. Дата основания Дальневосточной железной дороги написана "от балды". На самом деле строительство
железной дороги во Владивостоке началось в 1891 году. В церемонии начала строительства участвовал
будущий последний император Николай II. Раньше - ничего не "притянуть".


Станция Хани.


Балбухта. Здесь была «рабочая» стыковка БАМ. Торжественная стыковка была спустя несколько дней в соседней Куанде.
Серебряное звено, а также серебряный костыль — это начало строительства, а золотое звено —
это последнее звено, символизирующее окончание укладки пути.

По этому мосту с риском для жизни иногда проезжают.


Таксимо


Якурим, город Усть-Кут


Усть-Кут. Вид от речного вокзала Осетрово на железнодорожный вокзал Лена.


Усть-Кут. Сохранились речные пассажирские перевозки.

Река Лена в Усть-Куте. Здесь она небольшая. Тем не менее, в городе начинается большое судоходство.


Янталь.


Янталь, Киевская улица.


Электропоезд приближается к станции Коршуниха-Ангарская, город Железногорск-Илимский.


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


Станция Новобратск. Вид со стороны города.

Выхожу на станции Моргудон, где начинается «городская» линия в Братск. Вначале она проходит вдоль огромного Братского алюминиевого завода. Затем участок леса, после которого — станция Братск (Братск-грузовой), ещё через пять километров станция Новобратск.
Изначально именно через участок Моргудон — Новобратск пролегал главный ход линии Тайшет — Лена. Дальше был железнодорожный мост через Ангару, затем ещё сотни километров линии за Ангарой.
Но перед заполнением Братского водохранилища, начавшимся в 1961 году и являвшимся трагической страницей истории, железнодорожный мост снесли. Линию за мостом разобрали или, может быть, она ушла под воду неразобранной. Новая линия пролегает вдали от старой на протяжении более чем ста километров.
Самое "смешное", что мост через Ангару был открыт в 1951 году. Когда Братская ГЭС уже строилась и зона затопления была определена.
Моргудон — небольшая станция, окружённая дачным посёлком. В билете написано и вовсе «разъезд Моргудон». Кроме меня, здесь пересаживались две бабки.
До станции Новобратск. Пассажирская часть станции Новобратск — это два тупиковых пути с островной низкой платформой, упирающиеся в городскую застройку.

подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


Единственный дом на станции Галачинский.

Участок Новобратск — Галачинский удивителен тем, что пассажирское движение там есть только в одном направлении.
(Хотя есть на РЖД ещё два участка с движением только в одном направлении: западнее Красноуфимска, западнее Смоленска, а если учитывать единичные остановочные пункты с движением в одном направлении - это ещё платформа Велижановка севернее станции Алтайская и платформа Льнокомбинат восточнее Вологды)
На линии есть промежуточная станция Тепловая с путевым развитием и персоналом. Но электропоезд там не останавливается.

Река, отделяющая железную дорогу от автодороги Моргудон - "Падуны". Преодолеваю вброд.


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова


подпись не готова

Красноярск объехали, он почти не был виден. Оказывается, появилась объездная дорога, оставляющая миллионный город далеко в стороне. Тогда как подавляющее большинство машин в Бородино шли в Красноярск. Это было важнейшим моментом. Но успевание на поезд Абакан - Новосибирск в Ачинске по-прежнему не гарантируется.
Позитивный водитель Олег специально для меня прибавил ход, решил не останавливаться на ночёвку раньше Ачинска, как вначале хотел, да ещё довёз в Ачинске не по пути до вокзала. Вот такой контраст: одни (к сожалению, свыше 99 процентов людей тут) "конченые" эгоисты, другие, немногие - помогают, даже в объёме "больше среднего".
Поезд Абакан - Новосибирск в ходу раз в два дня. Единственный поезд на этом участке, где есть общий вагон. На участке Ачинск - Красноярск общего вагона нет вовсе.
Общий вагон вдвое дешевле остальных. Вагон один. Оказался купейным (общий вагон - это категория, а купейный - фактическое исполнение). На железных дорогах в Сибири так бывает. Между, во всей России общих вагонов почти что по пальцам пересчитать. Немного чаще бывают сидячие, по цене такие же, но и они тоже большая редкость.
Вагон полупустой и очень комфортный. Просто идеально, я один в купе. А все прочие (свыше 99 процентов пассажиров этого участка) покупают плацкартные и купейные билеты минимум вдвое дороже и "варятся" в переполненных вагонах, ибо все прочие вагоны - заполнены.

Ачинск. Благодаря позитивному водителю Олегу из Томска я успел на «ключевой» поезд Абакан — Новосибирск. Всё позади!


Поезд. Я один в купе (это общий вагон по статусу, но купейный по исполнению). А стоит в два раза дешевле плацкартного вагона. Это единственный и поезд и единственный вагон на этом участке, в котором приемлемая цена — все прочие минимум вдвое дороже. Но почти пустой!


Железнодорожный мост в Новосибирске на главном ходу — однопутный, хотя когда-то был двухпутным.

Новосибирск, в полубеговом темпе к мосту через Обь, короткое купание. Электропоезд до Каргата.
Последняя автостопная вставка Каргат - Барабинск 150 км.

Каргат, центр города.


Станция Каргат, вид на запад.


Окрестности города Каргат Новосибирской области. Предстоит последний небольшой участок ненавистного автостопа -
150 километров до Барабинска. Причём преодолеть этот участок нужно очень быстро.
В Барабинск успеваю!

Барабинск. Теперь уже точно всё позади! Жуткий кошмар и дикое мучение закончено!!!

Улица в Барабинске. Этот кран с водой оказался удобен для питья и мелкой помывки.


Электропоезд Барабинск — Омск. Есть розетка (две на вагон), можно работать.


подпись не готова

подпись не готова


Москва, Киевский вокзал. Здесь тоже заметен юбилей БАМ.

Тяжелейшая рабочая экспедиция завершена.

«Поезд Москва — Петропавловск». Литературное произведение с надеждой на воплощение в реальность!
Поезд №1 сообщением Москва — Петропавловск отправляется в 7:00 со станции Москва-Нижегородская. Здесь находится Нижегородский вокзал, построенный на месте неприметной платформы Карачарово. Нижегородский вокзал — не новое название на карте Москвы, он уже был в ХIX веке, и находился неподалёку. Потом он несправедливо исчез, и больше ста лет напоминанием о нём была только Нижегородская улица.
Историческая справедливость восстановлена, Нижегородский вокзал вернулся. Здесь — не самый центр Москвы, но и не окраина. Много свободного места, что позволило построить грандиозный вокзальный комплекс, по своей красоте и размаху превосходящий вокзал в западноевропейском Антверпене — до недавнего времени самый большой и красивый вокзал в мире. В архитектуре присутствует и старина в древнерусском стиле, и футуристичная современность. Достойные ворота великого города в великой державе!
Непосредственно под Нижегородским вокзалом находится станция Московского метрополитена «Нижегородская» — огромная станция, объединяющая разные линии, с четырьмя путями в одном зале. Есть и удобная пересадка на платформу Московской Окружной железной дороги. Для сохранения старого топонима ей присвоено название Карачарово.
В 10:00 поезд прибывает на станцию Нижний Новгород. Стоянка 5 минут. Вокруг - огромный город с великой историей, один из лучших в России и в мире по удивительному сочетанию архитектурной и природной красоты.
Железная дорога на участке Москва - Нижний Новгород открыта в 1862 году, ей уже почти двести лет. Трассировка с тех пор не не менялась, а вот скорость движения поездов радикально изменилась.
В первой половине ХХ века здесь был красивый вокзал. В 1960-е годы его снесли сумасбродные «хрущёвские» чиновники, и вместо вокзала долгое время был унылый «кусок бетона», словно положенный плашмя силикатный («белый») кирпич. Но теперь здесь снова большой, замечательный вокзал, гармонирующий с историей древнерусского города.
Дальше будут короткие стоянки по станциям Шахунья и Котельнич. В 14:00 поезд прибывает на станцию Вятка. Стоянка 10 минут, меняется локомотивная бригада. От Москвы-Нижегородской преодолено 896 километров.
Отсюда начинается новая линия, построенная с использованием всех достижений современной науки, и потому позволяющая развивать скорость до 200 км/час. Маршрутная скорость повысится и составит 170 км/час. Но это не бесполезная и вредительская высокоскоростная магистраль, это нормальная железная дорога, по которой следуют и грузовые, и пригородные поезда, где есть грузовая работа по множеству станций. Она вдохнула жизнь в когда-то вымиравшие отдалённые районы Вятской области и Пермского края.
Поезд совершает короткие остановки на станциях Кирс II и Гайны. Затем Чердынь — старинный русский город, около пятисот лет назад являвшийся воротами в Сибирь, а на следующие пятьсот лет ставший забытым дальним тупиком.
Теперь Чердынь — крупный железнодорожный узел, где пересекаем меридиональную линию Соликамск — Троицко-Печорск. Разноуровневое пересечение линий, «островной» вокзал, локомотивное депо.
По цепочке эстакад и тоннелей мчимся через невысокие Уральские горы. Скорость почти постоянно держится на отметке 140 км/час.
В 20:00 по московскому времени (22 часа по местному) — станция Ивдель, начинается Сибирь. Здесь вступаем на старую железную дорогу Ивдель — Приобье, которая прошла коренную реконструкцию.
За станцией Верхнекондинская — снова новая магистраль, построенная с нуля. Грандиозный мост через Иртыш рядом с местом слияния двух великих рек — Иртыша и Оби. В полночь по московскому времени останавливаемся у огромного футуристичного вокзала Ханты-Мансийска — столицы главного «нефтяного» региона России.
В сумерках летней белой ночи мчимся по новому участку параллельно Оби. Нефтеюганск, затем опять реконструированная старая линия. Когда-то маршрутная скорость там составляла 45 км/час, теперь 120 км/час.
Мост через Обь, открытый как однопутный ещё в 1975 году, а теперь двухпутный и пропускающий две великие магистрали: с юга на север Курган — Тюмень — Ямбург и с запада на восток Москва — Петропавловск.
Не прошло и суток с момента отправления из Москвы — прибываем в большой сибирский город Нижневартовск, построенный когда-то для освоения Самотлорского нефтяного месторождения, на тот момент крупнейшего в мире. Россия уходит от нефтяной зависимости, и город обретает другую специализацию.
Вскоре — узловая станция Стрежевой в одноимённом городе. Началась Томская область. Здесь поезд разделяется. «Южная» группа вагонов пойдёт на Белый Яр, затем на Лесосибирск и Усть-Илимск, после которого по старым линиям дойдёт до города Тында, центра новой Тындинской области. А головная часть состава продолжит движение к восточным рубежам России по кратчайшему пути.
Пересекаем могучую реку Енисей, делящую Россию на две примерно равные части. На старых картах из 2010-х годов здесь нет ничего, один лишь глухой лес — а теперь разрастается большой город.
Есть планы превратить этот новый город на Енисее в столицу России. Пока это не более чем планы. Вопрос дискуссионный и очень непростой. Есть доводы как за, так и против. Среди прочих доводов против: Москва, Московский Кремль — это не просто административный центр, это символ России и русского духа.
С другой стороны, первый русский город — всё-таки Киев, никак не Москва. Киев, а не Москва — «мать городов русских». Ладно, про Киев «забыли». Но вспомним, что во времена, когда столицей был Санкт-Петербург, Москва называлась «первопрестольной столицей», и там всегда проводилась коронация российских императоров. Также и теперь, в случае переноса, Москву можно было бы закрепить как место, где проводится церемония приведения к присяге президента России, и некоторые другие символические действия. А все министерства и ведомства — в центр России, на Енисей!
Потом город Тура — хоть и старый, но до 2020-х годов он был маленьким унылым барачным посёлком, причём недоступным по земле.
Меньше трёх суток с момента отправления из Москвы — прибываем в Якутск. Несмотря на долгую и суровейшую зиму со средней температурой около минус сорока градусов, это быстрорастущий мегаполис, уже с почти миллионным населением. Своими небоскрёбами и роскошью город Якутск напоминает Дубай в Арабских Эмиратах. Объективно говоря, жить тут проще, чем в Дубае. Минус 50 — это лучше, чем плюс пятьдесят: от холода на открытом воздухе спасёт тёплая одежда, а от жары не защитит ничто. В Дубае почти нет деревьев и не хватает пресной воды. А тут — никаких проблем с водой, ничего похожего на пустыню, вокруг леса и колосящиеся поля.
Тепло и комфортно, о предстоящих через четыре месяца морозах ничто не напоминает. Несмотря на экстремальные зимние температуры, Якутск — это не Крайний Север. Здесь — комфортная по сибирским меркам, плодородная и тёплая в летние месяцы равнина с развитым сельским хозяйством, густонаселённая на протяжении сотен лет. Жить здесь лучше и удобнее, чем в похожем на первый взгляд Улан-Баторе, расположенном на две тысячи километров южнее.
От Москвы преодолено 5200 километров — лишь на 300 километров больше кратчайшего «ортодромического» пути, доступного только для самолётов. С ужасом вспоминается, что было время, когда наземный путь от Москвы до Якутска составлял больше восьми тысяч километров по железной дороге, если двигаться через Северобайкальск, а официальное «автомобильное» расстояние составляло 8 360 километров. Нужно было совершать бессмысленный «подъём наверх» из Тынды. Разница в три тысячи километров. Какие же дикие и постыдные были времена!
В окрестностях Якутска, за грандиозным двухуровневым мостом через реку Лену, будет узловая станция Нижний Бестях. Отсюда отходит старая линия на Тынду. Когда-то она была единственным путём в Якутск из остальной страны — но это, к счастью, в прошлом. Теперь эта линия используется в основном для связи Якутии с юго-восточной частью России.
По этой старой и пока ещё «медленной» линии курсирует поезд Якутск — Владивосток. Длина его маршрута — 3112 километров. К этому поезду добавляется прицепной вагон из Москвы. От Москвы до Владивостока через Якутск — почти на тысячу километров меньше, чем по старому маршруту «царской» Транссибирской магистрали. Но сокращение недостаточное, и в перспективе будет построена линия Нижний Бестях — Постышево. «Выпадет» ещё тысяча километров.
А наш поезд продолжает мчаться по бесконечным эстакадам. Местность преимущественно равнинная, эстакады здесь нужны больше для того, чтобы не «разрезать» железной дорогой сельскохозяйственные угодья. Здесь густонаселённая местность, «ядро» земель народа саха (якутов), место сосредоточения якутских святынь. Если тут выйти из вагона, даже в районном центре Чурапча или Ытык-Кюёль — почти невозможно будет услышать русскую речь, если только специально к кому-то не обратиться. Здесь хорошо сохранился якутский язык и традиции. При этом все местные жители, кроме родного якутского, свободно владеют и русским языком. Большинство — патриоты России и рады появлению железной дороги.
Вблизи села Кескил поезд пересекает большую реку Алдан. Вспоминается, что в далёком 2019 году здесь пришлось несколько часов ждать парома на тридцатиградусной жаре, а единственной транспортной нитью на обоих берегах были ужасные пыльные «грунтовки». Следующая крупная станция — Хандыга, здесь рабским трудом заключённых 30-е годы ХХ века начинали строить грунтовую автомобильную дорогу на Магадан. Теперь всё делают машины, а поезда почти везде «летят» на эстакаде, в десятках метров над землёй.
После Хандыги — горы. Многочисленные тоннели сменяются виадуками, и тогда видны бескрайние просторы, где зелень низкорослых деревьев соседствует с пятнами снега.
В межгорных долинах есть редкие населённые пункты, среди которых — крупные сёла Томтор и Оймякон. Эти места знамениты самыми низкими температурами за пределами Антарктиды: до минус 71 градуса. Но здесь — далеко не Антарктида. Кроме холодной зимы, тут есть и жаркое лето. Дальше, в Магаданской области, будет холоднее, хотя таких экстремальных зимних холодов там не бывает.
В Томторе и Оймяконе люди живут сотни лет, и здесь течёт обычная сельская жизнь. Все рады приходу железной дороги, открывшей новую эпоху.
Станция Дебин в одноимённом городе на западном берегу реки Колымы, возникшем ещё в «сталинские» времена. Имеется речной порт. От Москвы почти четверо суток, часовой пояс уже плюс восемь к Москве.
На станции Колымская, расположенной сразу после Дебина, за мостом через большую и знаменитую северную реку Колыма, отходит тупиковая ветвь на Магадан. Там морской порт, через Магадан вывозится на экспорт уголь и другие богатства якутских недр.
«Потеряв» на станции Колымская ещё один прицепной вагон — до Магадана, поезд продолжает мчаться по главному ходу. Но до конечной станции уже не очень далеко — это Петропавловск. Излишнюю добавку «-Камчатский» из его имени убрали, а менее известный Петропавловск в Западной Сибири теперь официально называется Петропавловск-на-Ишиме.
Станция Омсукчан в одноимённом городе. Услышите в вагоне слово «СучкИ» — не удивляйтесь, так его с давних пор в обиходе наывают местные жители. Услышите «Питер» — знайте, что это скорее Петропавловск, чем Санкт-Петербург, до которого тут слишком далеко.
Минутная стоянка по станции Меренга — в деревне, знаменитой тем, что в позорные времена «недоразвитой» России здесь кончалась грунтовая автомобильная дорога. Из Москвы, Владивостока, Парижа можно было добраться по земле максимум лишь до этой деревни. Камчатка весь ХХ век и часть ХХI века находилась в транспортной блокаде.
Выходим к побережью холодного Охотского моря, затем снова «заглубляемся» в межгорные долины, чтобы обогнуть Пенжинский залив. Станция Манилы, мост через реку Пенжина, станция Предкамчатская, символизирующая вступление на дальний полуостров.
Конечным пунктом магистрали неспроста выбрана именно Камчатка. Это обширная земля, таящая в себе много полезных ископаемых. Что очень важно — сравнительно тёплая, пригодная для нормальной жизни. На Камчатке есть леса и поля, здесь есть полноценное лето — которого нет у соседей.
Магаданская область и Чукотка, в отличие от Камчатки, с нормальной жизнью человека плохо совместимы. Тогда как в Петропавловске среднегодовая температура +2,8. Для сравнения, в Южно-Сахалинске тоже +2,8, во Владивостоке +4,9, в Москве и Санкт-Петербурге одинаковая, +5,8 (хотя лето в Санкт-Петербурге существенно короче, чем в Москве), в Магадане минус 2,7 - отличие от Петропавловска огромное!
Именно Камчатка, красивая, разнообразная и сравнительно тёплая земля, становится главным опорным центром России на северо-востоке. В скором времени здесь будут проживать несколько миллионов человек — не меньше, чем в Приморском крае. Камчатка могла бы стать развитым местом ещё сто лет назад, но мешало отсутствие транспортной связи, существовавшее из-за непростительного разгильдяйства властей в Москве.
Меньше пяти дней с момента отправления из Москвы, поезд прибыл в Петропавловск — старинный форпост России на восточных рубежах, достойно отразивший нападение англофранцузской эскадры в середине ХIX века, а потом пришедший в упадок по одной-единственной причине — транспортной оторванности, возникшей по причине «пофигизма» российского руководства. В транспортной изоляции жить нельзя.
Железная дорога пришла на Камчатку «изнутри», а не извне — первые рельсы и вагоны выгрузили в Петропавловском порту, первые поезда пошли от Петропавловска до соседнего города Елизово, обеспечив пассажирские перевозки в наиболее густонаселённом "коридоре". Потом постепенно железная дорога продвигалась всё дальше по огромному полуострову: Козыревск, Ключи, тупик на Усть-Камчатск, потом продолжение главного хода на Палану.
На Камчатке было два всеобщих праздника, два всенародных ликования, когда люди светились от счастья, пели и веселились весь день и всю ночь до утра. Это был день, когда первый поезд прошёл внутри полуострова, и день, когда первый поезд прибыл с материка. Впрочем, тут уже отвыкают так говорить, «пришёл с материка» или «поехать на материк». Ведь Камчатка никоим образом не является островом. «Островом» она была лишь по причине несусветного человеческого маразма. К великому счастью для всех, это постыдное время навсегда ушло в историю.
Теперь же, с приходом железной дороги, Петропавловск заново родился. Это бурно развивающийся город, который по всем параметрам скоро догонит и перегонит Владивосток!
----------------------------------

15.07.2019 © Автор «Сайта о железной дороге»

«Сайт о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу