ID: 7227

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПРЕДПРИЯТИЙ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

135
Подъездные пути узкой колеи, используемые сахарными заводами, на протяжении ХХ века представляли собой один из самых распространённых типов промышленной узкоколейной железной дороги. На любом сахарном заводе имеется значительная потребность в массовых перевозках сырья (как правило, сахарной свёклы, в странах с жарким климатом - сахарного тростника), а также топлива, извести, готовой продукции и других грузов. Поэтому «сахарные» узкоколейные железные дороги строились почти во всех странах, где существует производство сахара из собственного сырья.
Во Франции узкоколейные железные дороги такого рода называли «betteraviers» (можно перевести как «свеколки», «свекловозки»). До 1960-х годов они имелись в значительном количестве, к началу 1990-х годов ни одной «сахарной» узкоколейной железной дороги в стране уже не было.
Узкоколейные дороги, предназначенные для перевозки сахарного тростника, действовали на Кубе, на островах Фиджи, Гваделупа, Мартиника, и во многих других «экзотических» государствах. По имеющимся данным, некоторые «сахарные» узкоколейные железные дороги Кубы действуют до сих пор, на них работают тепловозы ТУ7АЭ.
В южных регионах Российской Империи, а позднее и СССР «сахарные» узкоколейные железные дороги получили относительно широкое распространение. Большая часть из них находилась на Украине. Некоторые сети узкоколейных железных дорог были достаточно крупными, обслуживали несколько сахарных заводов. На них существовало пассажирское сообщение, перевозились грузы, предназначенные не только для сахарных заводов.
Примеры крупных «сахарных» узкоколейных железных дорог Украины – узкоколейная железная дорога Чупаховского сахарного завода (протяжённость – свыше 50 километров), узкоколейная железная дорога Носиковка – Михайловка – Гоноровка, обслуживавшая несколько сахарных заводов (протяжённость – свыше 100 километров).
На небольших сахарных заводах узкоколейные железные дороги могут иметь общую протяжённость 2 – 3 километра. Такие узкоколейные железные дороги обычно работают сезонно, в некоторых случаях только в октябре и ноябре.
На территории нынешней России, по состоянию на 1991 год, имелось не менее трёх узкоколейных железных дорог предприятий сахарной промышленности: Бутурлиновка - Нижний Кисляй (Нижнекисляйский сахарный завод, Воронежская область), Рамонь (Рамонский сахарный комбинат, Воронежская область), Сосновый Бор – Коммунар (Курская область), по неподтверждённым данным – также в Хотмыжске (Белгородская область).
По состоянию на 2005 год, действующих узкоколейных железных дорог предприятий сахарной промышленности на пространстве бывшего СССР практически не осталось. Имелось лишь два исключения: сахарные заводы в посёлке Низы (Сумская область, Украина), где сохранялось около 3 километров путей узкой колеи, и в посёлке Рамонь Воронежской области Российской Федерации (около 2 километров, по состоянию на 2004 год). Нет уверенности, что эти последние дороги не будут вскоре разобраны, вслед за всеми остальными узкоколейными железными дорогами предприятий сахарной промышленности.

23.09.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу