ID: 7266

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

237

Республика Хакасия — субъект Российской Федерации. Столица — г. Абакан. Площадь — 61 900 км², численность населения 541 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2008 год, в регионе нет действующих узкоколейных железных дорог, не относящихся к категории шахтных.
Достоверными сведениями о наличии шахтных узкоколейных железных дорог и их количестве автор не располагает.
ГОРОД АБАКАН

Абаканская детская железная дорога. Местонахождение — город Абакан.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

ТАШТЫПСКИЙ РАЙОН

Матурская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — село Матур, расположенное на берегах реки Матур.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1966 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (северная часть),
1990 году (южная часть). Нанесена условно, на основе данных карты 1966 года издания.
Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1950-х годов. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 40 километров. Линии узкоколейной железной дороги пролегали по долине реки Матур и её притоков.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации - 1970-е годы.
ГОРОД ЧЕРНОГОРСК

Узкоколейная железная дорога Черногорск (Каратигей) — Аскировская пристань. Начальный пункт — город Черногорск.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Город Черногорск (до 1936 года посёлок Каратигей) является центром Минусинского угольного бассейна. Массовая добыча угля здесь ведётся с начала XX века.
В 1907 году по инициативе предпринимательницы В.А. Баландиной была построена узкоколейная железная дорога Каратигей — Аскировская пристань (окрестности населённого пункта Усть-Абакан). Не исключено, что узкоколейная железная дорога в действительности представляла собой рельсовый путь узкой колеи, на котором применялась конная тяга.
Цитата из материала «Город Черногорск» (http://chuprov.boom.ru/Karatigay.html):
В 1907 году с помощью инженеров А.Г. Яковлева и С.К. Штейгера-Скулова В.А. Баландиной удалось найти пласт угля, и она организовала его добычу. Первую шахту Баландина заложила в степи у выхода каменно-угольных пластов, в 9 верстах от Енисея. Крохотный посёлок при шахте состоял из двух бараков и нескольких землянок. За несколько месяцев ей удалось построить узкоколейную железную дорогу от пристани на Енисее до места добычи угля. Для перевозки угля был куплен особый буксирный пароход с несколькими баржами. Вскоре дешёвым черногорским углем стали топить котлы на Сибирской железной дороге и многие речные пароходы.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

25.06.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу