ID: 7274

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

592

Хабаровский край — субъект Российской Федерации. Центр — г. Хабаровск. Площадь — 788 600 км², численность населения 1 436 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2008 год, в Хабаровском крае находилась одна действующая узкоколейная железная дорога, не относящаяся к категории шахтных — Малая Дальневосточная (Хабаровская) детская железная дорога. Число действующих шахтных узкоколейных железных дорог не установлено.
ВЯЗЕМСКИЙ РАЙОН

Вяземская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Вяземский, расположенный у станции Вяземская на железнодорожной линии Волочаевка — Уссурийск.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1992 год.

КОМСОМОЛЬСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в Комсомольске-на-Амуре. Местонахождение — город Комсомольск-на-Амуре.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.
На строительстве города Комсомольска-на-Амуре с 1932 (?) года использовалась узкоколейная железная дорога. Существовала разветвлённая сеть линий (в основном, обслуживающих промышленные предприятия). По состоянию на 1941 год, имел место проезд рабочих промышленных предприятий на грузовых вагонах-платформах.
Цитата из материала «Комсомольск, годы военные...», автор — А. Б. Бутовская (http://shicotan.narod.ru/MEMORY/ANNA/anna1_30.htm):
16 июня 1941 года я снова оказалась в Комсомольске, куда еще в марте из Нижней Тамбовки приехала наша семья, я же оставалась там до окончания 6-го класса. На этот раз мы жили уже не на Дзёмгах, как в 1933 году, а в самом городе около Амура, недалеко от центральной улицы — проспекта им. Сталина (теперь пр. Мира).
...
Вдалеке блестела вода — там было озеро со странным названием — Мылка, и оттуда мимо наших домов шла узкоколейная железная дорога, она выходила на проспект Сталина, тянулась до строящегося Дворца Культуры и сворачивала вправо, туда, где затем появилась Аллея Труда; узкоколейка вела к судостроительному, 199-му заводу, и по ней днем и ночью сновали паровозики-кукушки, тащившие платформы с бревнами, кирпичами, углем; на этих же платформах ехали на работу люди с Мылки, с Парашюток (так назывались несколько парашютных улиц). Никакого пассажирского транспорта в городе не существовало, по городу ходили пешком, в отдалённые районы ездили на попутном или грузовом транспорте.

Возможно, пассажирские перевозки на узкоколейной железной дороге осуществлялись вплоть до 1957 года, когда в Комсомольске-на-Амуре был пущен электрический трамвай. В близкий период времени были разобраны многие внутригородские линии.
На топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году, обозначена линия узкоколейной железной дороги, пролегающая по направлению Комсомольск-на-Амуре (район Дзёмги) — Галичное. Скорее всего, она использовалась для вывоза леса. На карте, изданной в 1986 году, этой линии нет.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов.
__________________________________________________________________________________________________
Хумминская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Даппы, расположенный на правом берегу реки Даппы.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1986 году (обозначена разобранной, обозначена не полностью).
Эта узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1940-х годов. Владельцем узкоколейной железной дороги, по состоянию на 1953 год, являлся Хумминский леспромхоз.
Цитата из материала «КЛЯТВА ХУММИНСКИХ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЕЙ», опубликованного в газете «Тихоокеанская звезда», номер от 13 марта 1953 года (http://www.oldgazette.ru/tzvezda/13031953/text2.html):
Прощание лесозаготовителей Хумминского леспромхоза с великим вождем и учителем Иосифом Виссарионовичем Сталиным вылилось в яркую демонстрацию их преданности родной Коммунистической партии и Советскому правительству, в демонстрацию глубокого доверия к верным ученикам и соратникам бессмертного Сталина.
...
Двенадцать часов по московскому времени. Весь советский народ и все прогрессивное человечество прощается с мудрым вождем и учителем.
Люди замерли в скорбном молчании. Остановился состав с лесом, шедший по узкоколейной железной дороге. Паровоз машиниста Садницкого в течение трех минут дает гудок, который громким эхом отзывается в дремучей приамурской тайге. У своих станков застыли рабочие механической мастерской. Водители остановили тракторы, сошли с машин, обнажили головы.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1960-е годы.
РАЙОН ИМЕНИ ЛАЗО (центр района — посёлок Переяславка)

Мухенская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Мухен, расположенный у станции Немпту, конечного пункта ветви Сидима — Немпту Оборской железной дороги.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году.
Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1950-х годах. Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала от посёлка Мухен в северо-восточном направлении, в сторону реки Мухен. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1960 года.
Цитата из материала «Пишем историю посёлка Мухен» (http://www.muhen.by.ru/history.html):
Прошло время, и к 1960 году существовали два почти отдельных посёлка: Нижний и Верхний. Они разделялись вековой тайгой и между ними была неухоженная грунтовая дорога, ставшая позже улицей Центральной. На Нижнем строили дома уже по одному проекту и чётко распланированными улицами. Первыми улицами на Нижнем были Лесная, Майская, Гаражная и Линейная. На Пионерской в то время дома были только с одной стороны и далее, до самой узкоколейной железной дороги леспромхоза были только огороды и болота.
Уже вовсю шли лесоразработки. Лес доставлялся в посёлок по узкоколейной железной дороге, которая отходила от станции недалеко от начинавшихся сопок в южном и северном направлениях. Древесина перерабатывалась полукустарным способом. В посёлке была своя электростанция на базе паровых котлов от паровозов, дававшая свет жителям посёлка с 6 утра и до полуночи. После того, как была построена электроподстанция в конце улицы Монтажной (60-е годы), в здании бывшей электростанции был гараж леспромхоза.
...
К концу 1960-х годов исчезает южное направление узкоколейной железной дороги и её насыпь расширяется для больших лесовозов. Продолжается интенсивная рубка леса в верховьях речек и в 70-х годах полноводные Немпту и Си, по которым охотники плавали на моторных плоскодонках, можно было уже пересечь пешком. С исчезновением речек исчезла и рыба. Рыбаки добавили в свои маршруты реки Мухен, Берёзовый Ключ и Сукпай.

В 1970-х годах последний участок узкоколейной железной дороги был разобран. На месте магистрали узкоколейной железной дороги частично была проложена лесовозная автодорога.
__________________________________________________________________________________________________
Верхне-Оборская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Обор, расположенный вблизи станции Обор Оборской железной дороги.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000,
изданной в 1981 году (северная часть),
1976 году (юго-восточная часть).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году
Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги не установлена (от 1930-х до 1950-х годов).
Согласно топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году, протяжённость главной линии узкоколейной железной дороги составляла 32 километра.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — начало 1990-х годов.
__________________________________________________________________________________________________
Сидимская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Малая Сидима, расположенный вблизи станции Сидима Оборской железной дороги.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:1 000 000,
изданной в 1981 году (северная часть),
1976 году (южная часть).
Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1940-х либо 1950-х годах.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1970-х годах. По насыпи магистрали узкоколейной железной дороги частично была проложена грунтовая автодорога.
НАНАЙСКИЙ РАЙОН (центр района — село Троицкое)

Иннокентьевская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Джонка, расположенный вблизи правого берега реки Амур.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году. Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году
Эта узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлся посёлок Джонка (Джонки), расположенный вблизи Иннокентьевки (центра Иннокентьевского района, позднее присоединённого к Нанайскому). Узкоколейная железная дорога принадлежала Иннокентьевскому леспромхозу.
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1950-х годов. Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике развития составляла свыше 100 километров.
По информации от С. Костыгова, в 1974 году Камбарский машиностроительный завод отправил в адрес Иннокентьевского леспромхоза по меньшей мере один тепловоз ТУ7. Тепловоз доставлялся по железной дороге до станции Покровка-Пристань, далее — водным транспортом.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1980-е годы.
__________________________________________________________________________________________________
Кучинская (?) зкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Кучи.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году (обозначена разобранной, обозначена не полностью)
Эта узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога принадлежала Кучинскому лесопункту Иннокентьевского леспромхоза. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт не позднее 1950-х годов.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.
НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога на шахтах Многовершинного ГОКа. Местонахождение — посёлок Многовершинный.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году.
Многовершинный ГОК производит добычу золота открытым и подземным способом. Строительство шахт и посёлка Многовершинный (одно из проектных названий — Златогорск) началось в 1970-х годах.
На золоторудных шахтах вблизи посёлка Многовершинный действуют шахтные узкоколейные железные дороги, имеющие наземные участки незначительной протяжённости.

СОЛНЕЧНЫЙ РАЙОН

Боленская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Болен, расположенный у станции Болен на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Ургал.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.
Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.
Согласно топографической карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 60 километров.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. На топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1986 году, на месте узкоколейной железной дороги обозначена грунтовая автодорога.
__________________________________________________________________________________________________
Горинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Горин, расположенный у станции Горин на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Ургал.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (обозначена разобранной)
Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных, принадлежала Горинскому комплексному леспромхозу. Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.
__________________________________________________________________________________________________
Хурмулинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Хурмулинского домостроительного завода (Домостроительный Завод), связанный подъездным путём широкой колеи со станцией Мавринский на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Ургал.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (обозначена не полностью)
Узкоколейная железная дорога относилась к категории лесовозных. Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1950-е годы.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.
ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН

Уликанская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Победа, расположенный на правом берегу реки Кур.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:1 000 000, изданной в 1981 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1985 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 198? году
Уликанская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Ориентировочная дата строительства посёлка Победа и открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1940-е годы (на это указывает название посёлка). Владельцем узкоколейной железной дороги являлся Уликанский леспромхоз, находившийся в посёлке Победа. На линии узкоколейной железной дороги имелся лесной посёлок Биракан.
По информации от С. Костыгова, в 1973 и 1980 годах Камбарский машиностроительный завод отправлял в адрес Уликанского леспромхоза тепловозы ТУ7 (ТУ7А). Тепловозы доставлялись по железной дороге до станции Николаевка, далее — водным транспортом.
По состоянию на 1991 год, узкоколейная железная дорога действовала.
В конце 1990-х годов (?) последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.
ГОРОД ХАБАРОВСК

Малая Дальневосточная (Хабаровская) детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская, расположенная в городе Хабаровске.
По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Городская узкоколейная железная дорога в Хабаровске. Местонахождение — город Хабаровск.
С 1910-х годов в городе Хабаровске действовала сеть внутригородских узкоколейных железных дорог. Известно о существовании линий, соединявших центр города с вокзалом, судоверфью, районом нынешнего завода «Дальэнергомаш». Пути узкой колеи использовались при строительстве пристани и многих других городских объектов.

«Производство земляных работ по устройству железнодорожной пристани на реке Амур в Хабаровске.»
Фотография из книги «Создание Великого сибирского пути».

Узкоколейная железная дорога в районе Лесопильного острова
на плане города Хабаровска, изданном в 1911 году.

Узкоколейные железные дороги в районе Дальней Слободы (южная часть Хабаровска)
на плане города Хабаровска, изданном в 1911 году.
До революции 1917 года узкоколейная железная дорога использовалась не только для грузовых перевозок, но и для внутригородских пассажирских перевозок. Сведений о послереволюционном использовании узкоколейной железной дороги в качестве пассажирского транспорта нет.
Цитата из материала «Мелодии старинного квартала», опубликованного в газете «Тихоокеанская звезда», номер от 20 июня 2000 года, автор — А. Чернявский (http://toz.khv.ru/template.php3?row=9&date=06-20-2000):
Истинных краеведов никогда не было много — это не увлечение, а нечто большее. В Хабаровске их тоже не густо. Двое из них — Алексей Вежновец и Николай Крадин недавно порадовали земляков книгой «Записки краеведа». Хабаровское издательство «Магеллан» добротно оформило, проиллюстрировало «Записки...», как бы придав книге облик той самой старины, о которой идет речь (отпечатан тираж в краевой типографии).
...
Вот совсем уж неожиданное утверждение Вежновца: история трамвая у нас начиналась в марте 1906 года, когда торговый дом «Тифонтай и Ко» обратился в городскую думу с просьбой построить конно-железную дорогу. Отцы города засомневались. И все же некое подобие нынешнего трамвая в дореволюционном Хабаровске существовало. Ссылаясь на документы, автор утверждает: от вокзала до Николаевской (им. Ленина) площади ходил крохотный пассажирский составчик, приводимый в движение небольшим паровозиком; была узкоколейка и из района нынешнего «Дальэнергомаша» до Амура в районе судоверфи. Такие вот детали забытой старины открывает нам новая книга.

Цитата из материала «Трамвайная история», опубликованного в газете «Тихоокеанская звезда», номер от 11 ноября 2006 года, автор — А. Чернявский (http://toz.khv.ru/print.php?page=29038&date_id_num=2006-11-30&year=2006&month=11&day=30):
История хабаровского трамвая началась 6 марта 1901 года, когда торговый дом «Тифонтай и Ко» обратился в городскую думу с предложением построить конно-железную дорогу. Отцов города смутило то, что торговый дом претендовал на самостоятельное нормирование оплаты перевозок, кроме того, было решено, что трамвай предпочтительнее. Но денег на строительство в казне не нашлось.
Вместе с тем, по свидетельствам старожилов и картографическим материалам дореволюционных лет, известно, что от вокзала до Николаевской (имени Ленина) площади ходил крохотный, из одного-двух вагонов, пассажирский составчик, приводимый в движение маленьким паровозиком; была узкоколейка и из района нынешнего «Энергомаша» до Амура в районе судоверфи. По условиям хабаровского бездорожья узкоколейка была хорошим транспортным средством, но до трамвая дело так и не дошло.

По информации от Л. Москалёва, автора книги «Наши узкоколейные паровозы», в 1913-1914 годах действовала линия узкоколейной железной дороги протяжённостью 24 километра, пролегавшая по направлению Хабаровск — Николо-Александровская пристань. На ней работали импортные паровозы, построенные в 1913 году на заводе компании «Orenstein & Koppel», типа 0-2-0 (2 единицы) и 0-3-0 (1 единица). Скорее всего, линия к Николо-Александровской пристани составляла единую сеть с внутригородской узкоколейной железной дорогой.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1960-х годов.
__________________________________________________________________________________________________
Рельсовый путь узкой колеи на Хабаровской ТЭЦ-2. Местонахождение — Хабаровская ТЭЦ-2.
Строительство Хабаровской ТЭЦ-2 началось в 1931 году. В 1934 году ТЭЦ-2 была сдана в эксплуатацию.
На Хабаровской ТЭЦ-2 имелся рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для доставки угля от угольного склада до приёмного бункера. На нём применялась конная тяга.
Цитата из материала «Тепло наших городов и сердец», опубликованного на сайте ОАО «ДГК»
(http://www.dvgk.ru/show.cgi?/news/gazeta/arxiv2007/19062007/sborn.htm):
Станция работала на низкосортных бурых углях Райчихинского месторождения путем прямого сжигания в топках котлов. Никакой механизации в подаче топлива. Уголь приходил эшелонами и разгружался на угольном складе, расположенном на станции. Зимой он приходил смерзшимся в единый монолит. Разгрузка велась только ручным способом при помощи ломов и лопат. Вручную его загружали в вагонетки и по узкоколейке, на лошадиной тяге доставляли к бункеру. Этим, в основном, занимались расконвоированные заключенные из лагеря, расположенного рядом — на Казачьей Горе.
Рельсовый путь узкой колеи полностью разобран.
12.03.2009 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу