ID: 7281

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

235

Волгоградская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Волгоград. Площадь — 113 900 км², численность населения 2 655 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2011 год, автору известно о наличии в Волгоградской области одной сохранившейся узкоколейной железной дороги, не относящейся к категории шахтных — Волгоградской детской железной дороги.
В регионе имеется как минимум одна шахтная узкоколейная железная дорога — на калийной шахте вблизи станции Гремячая, Котельниковский район.
ГОРОД ВОЛГОГРАД

Узкоколейная железная дорога кирпичного завода (?) в городе Волгоград. Начальный пункт — кирпичный завод (?) в районе Сталинградского (Волгоградского) тракторного завода.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.

Топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в 1962 году.
Узкоколейная железная дорога обозначена как разобранная.
Скорее всего, узкоколейная железная дорога соединяла завод с карьером.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Возможно, она не была восстановлена после Великой Отечественной войны.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога (?) шпалопропиточного завода на станции Банная. Местонахождение — шпалопропиточный завод, находившийся на станции Банная (была расположена вблизи набережной Волги, на несуществующей ныне железнодорожной линии).

Район местонахождения станции Банная на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1941 году. Станция находилась на берегу Волги, напротив хутора Бобров.

Станция Банная в атласе «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году. Станция Банная находилась в черте города Сталинграда (с 1961 года Волгоград), на берегу реки Волги, приблизительно в районе нынешнего Центрального стадиона. На станции действовал шпалопропиточный завод. По неподтверждённым данным, на нём имелась узкоколейная железная дорога.
В 1942 году оборудование шпалопропиточного завода было эвакуировано на восток страны. Во время Сталинградской битвы завод подвергся разрушению. По неподтверждённым данным, он не был восстановлен после войны.
Станция Банная, как и железнодорожная линия вдоль набережной Волги, на которой она находилась, не существует ориентировочно с 1970-х годов.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога завода «Красный Октябрь». Местонахождение — завод «Красный Октябрь», расположенный в городе Волгограде.
На заводе «Красный Октябрь» имелась узкоколейная железная дорога, выполнявшая межцеховые грузовые перевозки. Среди известного подвижного состава — неидентифицированные мотовозы, построенные в Германии.

Неидентифицированный мотовоз (колёсная формула 0-3-0, немецкой постройки), установленный
в качестве памятника вместе с вагонеткой. Территория завода «Красный Октябрь»,
ориентировочно 1980-е годы. Снимок из коллекции Л. Москалёва.
Фотография размещена в книге «Наши узкоколейные
тепловозы и электровозы» (М., 2003).
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1970-х годах либо ранее. В качестве памятника на территории завода был поставлен на вечную стоянку мотовоз с вагонеткой.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Сарептского шпалопропиточного завода. Начальный пункт — Cарептский шпалопропиточный завод, расположенный вблизи станции Шпалопропитка на железнодорожной линии Сарепта — Южная.
Узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Волгоградского мачтопропиточного завода. Узкоколейная железная дорога Волгоградского мачтопропиточного завода не признаётся автором в качестве отдельной узкоколейной железной дороги.
Работа узкоколейной железной дороги прекратилась в 2007 году.
По состоянию на 2011 год, узкоколейная железная дорога не действует и частично разобрана. Сохранившаяся часть находится в непригодном для движения состоянии. Вероятность восстановления близка к нулю.
__________________________________________________________________________________________________
Волгоградская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Гаситель, расположенная вблизи станции Волгоград-Порт на промышленном подъездном пути широкой колеи.
По состоянию на 2011 год, узкоколейная железная дорога действует.
КОТЕЛЬНИКОВСКИЙ РАЙОН

Шахтная узкоколейная железная дорога на калийной шахте в окрестностях станции Гремячая. Местонахождение — шахта, расположенная в окрестностях станции Гремячая на железнодорожной линии Канальная — Куберле.
Калийная шахта вблизи станции Гремячая была построена в период от 2000 года до 2007 года.
Согласно телевизионным репортажам из шахты — на ней действует шахтная узкоколейная железная дорога.

СУРОВИКИНСКИЙ РАЙОН

Военно-полевая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — станция Чир, расположенная на железнодорожной линии Волгоград — Морозовская.
Узкоколейная железная дорога была построена для нужд германской армии в 1942 году, вскоре после оккупации этого района. Разветвлённая сеть значительной протяжённости. Колея 600 мм.
Скорее всего, узкоколейная железная дорога была разрушена в начале 1943 года, после войны не восстанавливалась.

01.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу