ID: 7284

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1748

Ивановская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Иваново. Площадь — 21 800 км², численность населения 1 115 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2009 год, в Ивановской области имелась одна действующая узкоколейная железная дорога — узкоколейная железная дорога Ивановского силикатного завода.
ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Петровский — Иваньковский. Начальный пункт — посёлок Петровский, расположенный вблизи станции Петровская на железнодорожной линии Бельково — Иваново.

Узкоколейная железная дорога на «Карте электрификации населённых пунктов Гаврилово-Посадского района»,
составленной в 1964 году. Оригинал карты находится в Гаврилово-Посадском
краеведческом музее. Предоставлена П. Размазиным.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1983 году (северная часть), 198? году (южная часть).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1994 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1993 году (северная часть), 1992 году (южная часть).
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1945 год. Вывезенный по узкоколейной железной дороге торф поступал на спиртовой завод и другие предприятия в посёлке Петровский, перегружался на широкую колею. Узкоколейная железная дорога принадлежала спиртовому заводу.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 марта 1949 года был образован рабочий посёлок Иваньковский «при торфопредприятии по обеспечению топливом Петровского спирткомбината» (источник информации).
Помимо основного посёлка торфодобытчиков — посёлка Иваньковский (Иваньково), на узкоколейной железной дороге существовал посёлок Ленинская Дача, расположенный к северо-западу от Иваньковского. Он был ликвидирован ориентировочно в 1970-х годах.
Перевозка торфа на участке Иваньковский — Петровский была прекращена в 1990-х годах. По информации от Сергея Костыгова, планировалось сохранить участок Петровский — Иваньковский для пассажирского движения. Находившийся на этом участке населённый пункт Тимерово не имел нормальной автодороги и автобусного сообщения. Местные власти препятствовали демонтажу пути и высказывали обещания поддерживать регулярное пассажирское движение.
Однако сохранить узкоколейную железную дорогу для пассажирских перевозок не удалось. По состоянию на 2000 год, участок Петровский — Иваньковский был разобран.
Ещё на протяжении нескольких лет котельная в посёлке Иваньковский работала на торфяном топливе. Для подвоза торфа от штабеля, расположенного на окраине посёлка, до торфоприёмного бункера котельной сохранялся небольшой участок пути. Вывозка торфа от торфомассивов до посёлка производилась тракторами.
3 октября 2002 года из посёлка Иваньковский в Переславский железнодорожный музей-заповедник (посёлок Талицы, Ярославская область) был вывезен четырёхосный полувагон.
http://www.parovoz.com/pereslavl/ivankovsky/index.php — «Третий новый экспонат музея в этом сезоне» (репортаж, посвящённый вывозу полувагона)
По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Маньковского кирпичного завода. Начальный пункт — Маньковский кирпичный завод, расположенный в окрестностях населённого пункта Маньково, вблизи железнодорожной линии Бельково — Иваново (перегон Гаврилов Посад — Петровская).

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году (узкоколейная
железная дорога не обозначена).
Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 1 километра. По информации от В. Миронова, на узкоколейной железной дороге работал по меньшей мере один мотовоз МД54-4, а также мотовоз Му3-4 (произведён Онежским машиностроительным заводом, г. Петрозаводск).
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 1990-е годы.

ЗАВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Жажлевская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Жажлево, расположенный на левом берегу реки Волга.

Узкоколейная железная дорога Спас-Заборье — Погостинский лесоучасток (позднее
объединившаяся с Жажлевской узкоколейной железной дорогой)
на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1989 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1991 году. Предполагаемая дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1949 год. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной». Принадлежала Ж́ажлевскому леспромхозу. Начальным пунктом являлся нижний склад в посёлке Ж́ажлево.
Несколько ранее (ориентировочно в 1940-е годы) была построена узкоколейная железная дорога, пролегавшая от села Спас-Заборье (Заборье) в восточном направлении. Село Спас-Заборье находится на территории Островского района Костромской области, на левом берегу реки Медоза.
Узкоколейная железная дорога в Спас-Заборье была лесовозной, «сплавной», сплав древесины осуществлялся по реке Медоза. Позднее данная узкоколейная железная дорога составила единую сеть с Жажлевской узкоколейной железной дорогой.
Первоначально основным тяговым подвижным составом на Жажлевской узкоколейной железной дороге были паровозы, с 1960-х годов — тепловозы ТУ4. Протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла около 45 километров (Жажлево — Спас-Заборье. Северные участки пролегали по территории соседнего региона — Костромской области. Имелся крупный лесной посёлок Октябрьский.
Ориентировочная дата ликвидации узкоколейной железной дороги — 1997 год. По утверждениям некоторых лиц, в навигацию 1997 года от пристани в посёлке Жажлево много раз отправлялись баржи, загруженные рельсами узкой колеи.
Встречаются упоминания о том, что в 2003 году имелся значительный сохранившийся участок, пригодный для движения мотодрезин, но достоверность этой информации представляется сомнительной.
http://www.home.ru/vt/zh/zh.html — описание поездки в Жажлево, совершённой в мае 2004 года, на сайте В. Турченко
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Пустынь. Начальный пункт — посёлок Пустынь (ныне не существующий), расположенный на левом берегу реки Нодога.

Узкоколейные железные дороги вблизи посёлков Пустынь и Солонище на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 197? году.

Узкоколейная железная дорога вблизи посёлка Пустынь (увеличенный фрагмент предыдущей карты).

Район местонахождения узкоколейных железных дорог вблизи посёлков Пустынь и Солонище
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году (узкоколейные
железные дороги не обозначены, посёлки подписаны как нежилые).
Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в начале 1970-х годов. Согласно карте, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 8 километров. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, предположительно являлась «сплавной».
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана не позднее 1970-х годов. На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году, узкоколейная железная дорога отсутствует, посёлок Пустынь подписан как нежилой.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Солонище. Начальный пункт — посёлок Солонище (ныне не существующий), расположенный на левом берегу реки Нодога (узкоколейная железная дорога начиналась на правом берегу реки, напротив посёлка).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 197? году. Единственный источник информации об этой узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:100 000, изданная в начале 1970-х годов. Согласно карте, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 5 километров. Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, предположительно являлась «сплавной».
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана не позднее 1970-х годов. На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году, узкоколейная железная дорога отсутствует, посёлок Солонище подписан как нежилой.

ИВАНОВСКИЙ РАЙОН И ГОРОД ИВАНОВО

Узкоколейная железная дорога Озёрного торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Озёрный.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000,
изданной в США в 1953 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1983 году (западная часть), 1994 году (восточная часть).
Узкоколейная железная дорога ошибочно обозначена как железная
дорога широкой колеи. Красным цветом показана узкоколейная
железная дорога Ивановского силикатного завода, являющаяся
действующей (по состоянию на 2009 год).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году.
Узкоколейная железная дорога ошибочно обозначена как железная дорога широкой колеи
(частично разобранная). Красным цветом показана узкоколейная
железная дорога Ивановского силикатного завода, являющаяся
действующей (по состоянию на 2009 год).
Озёрное торфопредприятие находилось в посёлке Озёрный (Озёрное). Узкоколейная железная дорога связывала посёлок Озёрный с торфомассивами и с городом Иваново. По ней топливный торф поступал на промышленные предприятия города Иваново.
На протяжении длительного времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Ивановского силикатного завода. Крайний южный участок, по неподтверждённым данным, использовался совместно с Ивановским силикатным заводом.
По информации от Сергея Костыгова, строительство посёлка Озёрное началось в 1939 году. Строящееся Озёрное торфопредприятие относилось к текстильной фабрике «Красная Талка». В 1940 году было начато строительство магистральной линии узкоколейной железной дороги Иваново — Озёрное, в 1941 году она вступила в строй.
Торф первоначально добывался гидравлическим способом, разрабатываемый торфомассив находился вблизи посёлка Озёрный. Там же находились поля сушки, на которых торф грузился в вагоны узкоколейной железной дороги.
В годы Великой Отечественной войны был открыт второй участок добычи торфа, расположенный на Малуевском торфомассиве (к северо-западу от Озёрного, вблизи деревни Малуево). Полей сушки на нём не было — добытый на Малуевском торфомассиве торф перекачивался по массопроводу длиной около 20 километров на поля розлива торфопредприятия Марково-Сборное (посёлок Марково Комсомольского района), где просушивался и вывозился по узкоколейной железной дороге Комсомольского транспортного управления.
Массопровод связывал торфопредприятие Марково-Сборное также с Дуляпинским торфомассивом, расположенным к востоку от посёлка Дуляпино (не следует путать его с торфомассивом Чистое, на котором добыча торфа в то время велась кусковым способом, и который был связан узкоколейной железной дорогой с посёлком Дуляпино). Узкоколейной железной дороги, скорее всего, не было ни на Малуевском торфомассиве, ни на Дуляпинском торфомассиве.
Первыми локомотивами на узкоколейной железной дороге были паровозы. В послевоенные годы на Озёрном торфопредприятии использовался труд немецких военнопленных. Ими был построен торфобрикетный завод в посёлке Озёрный (он оказался нерентабельным, был закрыт и снесён в 1960-х годах).
Потребителями топливного торфа в 1950-е годы были текстильная фабрика «Красная Талка» (торф доставлялся туда с перегрузом на широкую колею), Ивановский силикатный завод (торф доставляся в вагонах узкой колеи, без перегруза) и другие предприятия города Иваново. Крайним южным пунктом узкоколейной железной дороги была станция Перегрузочная, расположенная вблизи силикатного завода.
В 1959 году в посёлке Озёрное было открыто капитальное здание вокзала. По состоянию на 2001 год, вокзал сохранялся, на нём всё ещё читалась надпись: «ОЗЁРНОЕ 1959».
В 1960-х годах на узкоколейную железную дорогу поступили мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4, пассажирские вагоны ПВ40.
На узкоколейной железной дороге существовало регулярное пассажирское движение по маршруту Озёрное — Перегрузочная (Иваново). Многие жители посёлка Озёрное ежедневно ездили на работу в город.
В начале 1970-х годов текстильная фабрика «Красная Талка» перестала использовать торфяное топливо. Основным потребителем торфа, добытым Озёрным торфопредприятием, стала Ивановская ГРЭС, расположенная в городе Комсомольске. В 1977 году на узкоколейную железную дорогу поступил как минимум один мотовоз ЭСУ2А и путеукладочный поезд.
В 1981 году поставка торфа на Ивановскую ГРЭС прекратилась. С этого времени потребителем торфа были предприятия сельского хозяйства. Объём перегрузки торфа на широкую колею сократился до минимума.
По информации от А.А. Петрушова, в 1980-х годах регулярного движения по линии Озёрное — Перегрузочная не было, однако было эпизодическое движение. Жители Озёрного и прилегающих деревень использовали дорогу для поездок на сенокосные угодья.
Согласно многим топографическим картам, изданным в 1980-х годах и позднее, на месте узкоколейной железной дороги Иваново — Озёрный находится железнодорожная линия широкой колеи. В действительности железнодорожной линии широкой колеи здесь никогда не было.
Обозначение широкой колеи на картах — либо ничем не обоснованный «маразм» картографов, либо напоминание о существовавшем, но не реализованном плане строительства ширококолейной железнодорожной линии по этому направлению (что также не оправдывает наплевательского отношения картографов к своей работе).
По информации от С. Костыгова, в середине 1980-х годов на узкоколейной железной дороге оставалось лишь два локомотива — тепловоз ТУ4 и мотовоз ЭСУ2А, а также пассажирская дрезина ПД1. В 1987 году работа перегруза окончательно прекратилась, с этого времени участок Озёрный Перегрузочная (Иваново) не действовал и к началу 1990-х годов был разобран.
Последним был разобран участок узкоколейной железной дороги от посёлка Озёрный до торфомассива (около 3 километров). Ориентировочная дата его ликвидации — 1992 год.
По состоянию на 2001 год, в посёлке Озёрный сохранялись кабины тепловоза ТУ4 и мотовоза ЭСУ2А, стоявшие вблизи полуразрушенного локомотивного депо, бывший вокзал (использовался не по назначению). Самым примечательным объектом узкоколейной железной дороги являлся огромный (по меркам узкоколейных железных дорог) железобетонный мост через канал Волга — Уводь.
http://pereyezd.ru//print.php?type=A&item_id=62 — материал, посвящённый истории узкоколейной железной дороги, автор — С. Костыгов
http://ivanovo.tramvaj.ru/railnarrow/page.php?dir=Ozernoje_history — материал, посвящённый истории узкоколейной железной дороги, на сайте «Ивановский трамвай»
http://ivanovo.tramvaj.ru/railnarrow/page.php?dir=Ozernoje_foto — фотографии разобранной узкоколейной железной дороги на сайте «Ивановский трамвай»

__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Ивановского силикатного завода. Начальный пункт — город Иваново.
Узкоколейная железная дорога полностью электрифицирована. Развёрнутая протяжённость — около 8 километров.
По состоянию на 2009 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Иневеж (?). Возможный начальный пункт — посёлок Иневеж.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной
дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году.
В посёлке Иневеж находилось Ступкинское (?) торфопредприятие. По неподтверждённым данным, существовала узкоколейная железная дорога от посёлка до Ступкинского торфомассива.
Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана не позднее 1970-х годов.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога на стройплощадке Ивановского меланжевого комбината. Местонахождение — город Иваново.
Узкоколейная железная дорога выполняла грузовые перевозки при строительстве Ивановского меланжевого комбината в 1928-1929 годах.
Цитата из материала «Красный Манчестер», посвящённого истории города Иваново (http://ivregion.by.ru/city/ivanovo/history_1.htm):
Крупнейшей стройкой периода индустриализации стал Меланжевый комбинат. Первый камень в его фундамент заложили 1 мая 1928 года. К месту строительства подвели шестикилометровую железнодорожную ветку, а на территории стройки проложили узкоколейки. Несколько тысяч рабочих приехали на эту стройку из разных уголков страны. Техники в те годы было мало, поэтому котлованы рыли лопатами, землю возили в тачках, в тачках же поднимали по лесам кирпич.
Погода в 1928-1929-м годах выдалась дождливая, из котлованов постоянно приходилось откачивать воду, люди работали в непролазной грязи. Несмотря на это, уже весной 1929 года на пустынной окраине города возле местечка Соснево выросли многоэтажные корпуса комбината. В его цехах монтировали ткацкие станки системы «Нортроп», изготовленные в Ленинграде, но значительная часть оборудования шла из-за границы. 7 ноября 1929 года в торжественной обстановке комбинат запустили. Он дал работу 10 тысячам текстильщиков.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

КИНЕШЕМСКИЙ РАЙОН

Зобнинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Зобнино, расположенный на правом берегу реки Елнать.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1989 году
(нанесена условно, согласно данным карты масштаба 1:100 000, изданной в 1968 (?) году). Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1968 (?) году (показана разобранной)
Зобнинская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».
Информацией, касающейся истории Зобнинской узкоколейной железной дороги, автор в настоящее время не располагает.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — начало 1960-х годов.

КОМСОМОЛЬСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Комсомольского транспортного управления. Начальный пункт — город Комсомольск.
По состоянию на 2007 год, единственный сохранившийся участок сети бывшего Комсомольского транспортного управления находился вблизи посёлка Подозёрский. Он принадлежал Подозёрскому торфопредприятию.
В 2009 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога торфопредприятия Марково-Сборное. Начальный пункт — посёлок Марково, расположенный вблизи станции 26 километр на железнодорожной линии Текстильный — Комсомольск.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году (обозначена разобранной).
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1930 год. На протяжении некоторого времени узкоколейная железная дорога торфопредприятия Марково-Сборное составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Комсомольского транспортного управления. На перегоне 26 километр — Комсомольск железнодорожной линии Текстильный — Комсомольск находился «трёхниточный» путь (1520 мм/750 мм).
На узкоколейной железной дороге курсировали пассажирские поезда от Марково до посёлка торфяников Красная Заря. Протяжённость линий на торфомассиве составляла не менее 20 километров.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Марковского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Марково, расположенный вблизи станции 26 километр на железнодорожной линии Текстильный — Комсомольск.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:50 000, изданной в 1991 году.
Марковский кирпичный завод находился на восточной окраине посёлка Марково. В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины от карьера до завода. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 1 километра.
На протяжении длительного времени узкоколейная железная дорога Марковского кирпичного завода составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Комсомольского транспортного управления.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

ЛЕЖНЕВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Лежнево — торфомассив вблизи посёлка Быковка. Начальный пункт — посёлок Лежнево.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1993 году (нанесена условно).

Упоминание посёлка торфяников Быковка в воспоминаниях Е.И. Бабкиной
(текст из книги «Ивановский Силикатный», изданной в 2001 году).

Узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки топливного торфа на Лежневскую прядильно-ткацкую фабрику. Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1940-х годов. Добыча торфа велась на торфомассиве, расположенном к западу от деревни Быковка. На нём существовал посёлок торфяников Быковка.
По информации от В. Миронова, по данным статистики в 1950-е годы Лежневской прядильно-ткацкой фабрике принадлежало 11 км путей узкой колеи.
В 1960-е годы в связи с отказом Лежневской прядильно-ткацкой фабрики от использования топливного торфа узкоколейная железная дорога была разобрана. Некоторые жители посёлка торфяников Быковка были трудоустроены на Ивановском силикатном заводе. Посёлок был полностью разрушен. На топографических картах, изданных в 1990-е годы, его местонахождение не показано.

ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Яковлевского торфопредприятия. Начальный пункт — город Приволжск.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году (обозначена разобранной).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.
Основным предприятием города Приволжска (до 1938 года — село Яковлевское) является льнокомбинат, носивший название «Приволжская Коммуна». Скорее всего, узкоколейная железная дорога была построена в 1920-х либо 1930-х годах для доставки на комбинат торфяного топлива. Существовало Яковлевское торфопредприятие. Приблизительно в 20 километрах от льнокомбината был построен посёлок торфяников (на картах, выпущенных в 1980-х годах и позднее, он подписан как Поверстное, на более ранних картах как «торфопредприятие Яковлевское»).
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога льнокомбината «Приволжская Коммуна». Начальный пункт — город Приволжск.

Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году.
На территории бывшего льнокомбината «Приволжская Коммуна» (по состоянию на 2005 год, название этого предприятия — «Яковлевская мануфактура») узкоколейная железная дорога продолжала работать после ликвидации торфовозной узкоколейной железной дороги. Выполнялись межцеховые грузовые перевозки.
По информации от С. Костыгова, в 1974 году в адрес льнокомбината «Приволжская Коммуна» Камбарским машиностроительным заводом был отправлен тепловоз ТУ7. Скорее всего, он предназначался для межцеховой узкоколейной железной дороги, а не для торфовозной узкоколейной железной дороги, которая в то время либо уже была ликвидирована, либо готовилась к закрытию.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1990-е годы.

РОДНИКОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в посёлке Хлябово и его окрестностях (?). Возможный начальный пункт — посёлок Хлябово, являвшийся конечным пунктом железнодорожной линии Горкино — Родники — Хлябово (по состоянию на 2006 год, на участке Родники — Хлябово железнодорожная линия полностью разобрана).

Район возможного местонахождения узкоколейной
железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году.
Факт существования этой узкоколейной железной дороги в какой-либо период времени — под вопросом. Возможно, узкоколейная железная дорога торфопредприятия в посёлке Хлябово проектировалась, но не была построена.

САВИНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Репкинского торфопредприятия (?). Возможный начальный пункт — посёлок Савино, расположенный вблизи станции Савино на железнодорожной линии Иваново — Новки.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на
топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году.
В посёлке Савино находится ткацкая фабрика. Репкинское торфопредприятие вело добычу топливного торфа для фабрики. Возможно, в 1930-х — 1950-х годах действовала узкоколейная железная дорога.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога в окрестностях села Егорье. Возможное местонахождение — село Егорье и его окрестности.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году.
Вся информация, связанная с этой узкоколейной железной дорогой, приводится со слов А. А. Петрушова — начальника Горного цеха Ивановского силикатного завода (записано в 2007 году).
Узкоколейная железная железная дорога была построена предположительно в конце XIX века предпринимателем Павловым на собственных землях вблизи села Егорье, как подарок своему сыну. Предназначалась для развлекательных поездок, её называли «Шутейная железная дорога». Протяжённость составляла примерно 3,5 км, ширина колеи — 500 мм (под вопросом). Узкоколейная железная дорога имела конфигурацию замкнутого кольца. На ней имелся один паровоз и два вагона. Были две станции с семафорами. Подвижной состав был заказан во Франции. Имелись штатный машинист и стрелочник, оба также были французами.
После того, как Павлов по трагической случайности застрелил своего сына, «Шутейная железная дорога» закрылась. Паровоз был вывезен на неизвестный глиняный карьер. Возможно, паровоз в дальнейшем использовался на одной из торфовозных узкоколейных железных дорог Ивановской области вплоть до середины XX века.
Подтверждения данной информации в других источниках автору найти не удалось. Возникают некоторые сомнения в том, что село Егорье, вблизи которого находилась «Шутейная железная дорога» — это Егорье Савинского района.
Известно, что железнодорожная станция Савино, открытая в 1868 году, первоначально называлась Егорьевская — так как село Егорье в то время было центром Егорьевской волости. В Савино она была переименована позднее, чтобы избежать путаницы с городом Егорьевском (в нынешней Московской области). Возможно, пристанционный посёлок (нынешний посёлок Савино) в течение некоторого времени тоже был известен как Егорье.

ТЕЙКОВСКИЙ РАЙОН

Якшинская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Морозово, расположенный вблизи станции Якшинский на железнодорожной линии Бельково — Иваново.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.
Узкоколейная железная дорога принадлежала Якшинскому леспромхозу. Имелся лесной посёлок Трубецкая Дача.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Тейковского хлопчатобумажного комбината. Начальный пункт — город Тейково.
Узкоколейная железная дорога находилась в пределах территории Тейковского хлопчатобумажного комбината, выполняла межцеховые грузовые перевозки.
По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога от Тейковской хлопчатобумажной фабрики до Тейковского торфомассива была открыта в 1919 году.
На протяжении длительного времени узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Комсомольского транспортного управления.
В начале 1960-х годов Тейковский хлопчатобумажный комбинат отказался от использования торфяного топлива, линия узкоколейной железной дороги Тейково — Леушино была разобрана. Возможно, тогда же были разобраны и все пути узкой колеи на территории комбината. По другим данным, в течение некоторого времени на территории комбината сохранялись межцеховые перевозки по узкой колее.

ФУРМАНОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Фурмановского торфопредприятия. Начальный пункт — город Фурманов.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1991 году (нанесена условно, по данным карты
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году).
Узкоколейная железная дорога обеспечивала доставку топливного торфа для прядильно-ткацких фабрик города Фурманова (до 1941 года назывался Середа).
Узкоколейная железная дорога была открыта в 1930-х либо 1940-х годах. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 8 километров. Посёлок, в котором проживали рабочие-торфяники, находился вблизи деревни Исаевское.
Ориентировочный период ликвидации узкоколейной железной дороги — 1960-е годы. По неподтверждённым данным, позднее продолжала работать узкоколейная железная дорога в пределах территории Фурмановской прядильно-ткацкой фабрики №2.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Дуляпино — Чистое. Начальный пункт — посёлок Дуляпино.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году (нанесена условно). Узкоколейная железная дорога предназначалась для доставки топливного торфа из торфомассива Чистое на ткацкую фабрику «Красный Дуляпинец», расположенную в посёлке (ранее — селе) Дуляпино.
По информации от С. Костыгова, узкоколейная железная дорога была построена в период Великой Отечественной войны (ориентировочно в 1942 году). На узкоколейной железной дороге работал паровоз, в 1961 году он был заменён дизельным мотовозом (МУЗ4Д либо МД54-4). Торф первоначально добывался кусковым способом, с 1960-х годов — фрезерным способом.
Добычу торфа вело торфопредприятие Чистое, однако узкоколейная железная дорога принадлежала ткацкой фабрике. Вблизи торфомассива находился посёлок Чистое, в котором проживали рабочие-торфяники. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 6 километров.
В 1970 году ткацкая фабрика «Красный Дуляпинец» отказалась от использования торфяного топлива (вместо торфа стал использоваться мазут). Это повлекло ликвидацию торфопредприятия, посёлка Чистое и узкоколейной железной дороги. В 1972 году узкоколейной железной дороги уже не было.
http://pereyezd.ru//print.php?type=A&item_id=62 — материал, посвящённый истории узкоколейной железной дороги, автор — С. Костыгов
Необходимо отметить, что к востоку от посёлка Дуляпино находится Дуляпинский торфомассив, показанный на многих картах. По площади он превышает торфомассив Чистое. Торфомассив когда-то разрабатывался, однако (по информации от С. Костыгова) узкоколейной железной дороги на нём никогда не было. Из Дуляпинского торфомассива торф перекачивался по массопроводу на торфопредприятие Марково-Сборное.

ШУЙСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Шорыгино (Архиповка) — Новые Горки. Начальный пункт — посёлок Архиповка, расположенный вблизи станции Шорыгино на железнодорожной линии Иваново — Новки.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1953 году
(показана как строящаяся, ошибочно обозначена как железная дорога широкой колеи).
Состояние местности может соответствовать довоенному времени.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1994 году (северная часть), 1993 году (южная часть).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году.
Эта узкоколейная железная дорога связывала Ново-Горкинскую прядильно-ткацкую фабрику со станцией Архиповка на железнодорожной линии Иваново — Новки (НКПС/МПС, Ярославская/Северная железная дорога). Помимо перевозки различных грузов, поступавших в адрес фабрики по широкой колее (в первую очередь хлопка), узкоколейная железная дорога обеспечивала доставку на фабрику топливного торфа. Добычу торфа вело Панфиловское торфопредприятие, находившееся в посёлке Панфилово.
Узкоколейная железная дорога была построена в конце 1930-х годов либо в 1940-х годах. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 мая 1944 года при Панфиловском торфопредприятии был образован рабочий посёлок Панфилово.
По информации от В. Миронова, по данным статистики в 1950-е годы Новогоркинской прядильно-ткацкой фабрике принадлежало 2 км пути узкой колеи, Панфиловскому торфопредприятю — 18 км.
Версия о том, что в течение непродолжительного времени существовала линия узкоколейной железной дороги Новые Горки — Лежнево, представляется сомнительной. Скорее всего, узкоколейная железная дорога в Лежнево (связывавшая посёлок Лежнево с торфомассивом) всегда была изолированной.
По воспоминаниям А. Мосягина, вплоть до начала 1990-х годов на узкоколейной железной дороге существовало пассажирское сообщение. Расписание движения пассажирского поезда узкоколейной железной дороги сообщением Архиповка — Новые Горки было согласовано с расписанием движения пригородных поездов Иваново — Новки.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации: от 1991 года до 1996 года.
http://www.trud.ru/article/11-06-2002/41793_poselok_v_otkljuchke.html — материал, посвящённый посёлку Панфилово и бывшему Панфиловскому торфопредприятию, 2002 год
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Колобово — Сенинский торфомассив. Начальный пункт — посёлок Колобово, расположенный в 2 километрах от станции Ладыгино на железнодорожной линии Иваново — Новки. В посёлке имеется подъездной путь широкой колеи (Ладыгино — Колобово).

Узкоколейная железная дорога на топографической
карте масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году (нанесена условно, по данным карты
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году).
В посёлке Колобово находится ткацкая фабрика. Её основной специализацией ранее являлось производство суровых тканей. Узкоколейная железная дорога использовалась для доставки на фабрику топливного торфа. Добычу торфа вело Сенинское торфопредприятие.
Протяжённость узкоколейной железной дороги, согласно топографической карте, составляла около 6 километров. По информации от В. Миронова, по данным статистики в 1950-е годы Колобовской ткацкой фабрике принадлежало 6,4 км пути узкой колеи.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.
__________________________________________________________________________________________________
«Балахнинско-Шуйская сеть узкоколейных железных дорог». Начальный пункт на территории Ивановской области — город Шуя.
Одна из крупнейших узкоколейных железных дорог на пространстве бывшего СССР. Описание относится к странице «Узкоколейные железные дороги Нижегородской области».
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации последнего участка на территории Ивановской области — 2003 год.

ЮЖСКИЙ РАЙОН

Глушицкая узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Глушицы, расположенный на левом берегу реки Клязьма.
По информации от С. Костыгова, строительство лесовозной узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Глушицы началось в 1901 году. В 1905 году участок Глушицы — посёлок Моста (протяжённость — около 12 километров) был сдан в постоянную эксплуатацию. От посёлка Моста линия пролегала в северо-восточном направлении — в лесные массивы. Тяговый подвижной состав был представлен по меньшей мере двумя паровозами.
В 1917 году лесозавод в посёлке Моста, в число имущества которого входила узкоколейная железная дорога, был национализирован. В 1936 году был образован Мостовской леспромхоз. К тому времени протяжённость постоянных путей узкоколейной железной дороги составляла 26 километров.
В 1940-х годах была построена «южная» ветвь (около 13 километров на юг от посёлка Моста, до лесного посёлка Осиновая Грива), в 1950-х годах — значительная по своим масштабам «северная» ветвь (почти 40 километров в северном направлении от посёлка Моста, до ближайших окрестностей посёлка Палех). Вскоре узкоколейная железная дорога стала частью «Балахнинско-Шуйской сети узкоколейных железных дорог».
Более полная информация — на странице «Балахнинско-Шуйская сеть узкоколейных железных дорог».
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

28.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу