ID: 7292

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

318

Курганская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Курган. Площадь — 71 500 км², численность населения 979 тыс. чел. (2006).

По состоянию на 2007 год, в Курганской области имелась одна действующая узкоколейная железная дорога — Курганская детская железная дорога.
КЕТОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Утяк — Пески-Целинные. Начальный пункт — станция Утяк.
В 1954 году был разработан проект строительства железнодорожной линии узкой колеи от станции Утяк (окрестности города Кургана) до города Атбасар (Казахская ССР, станция Атбасар на Южно-Сибирской железнодорожной магистрали). Эта узкоколейная железная дорога должна была составлять единую сеть с другими узкоколейными железными дорогами в осваиваемых районах целинных и залежных земель.
В 1955 году на станцию Утяк были доставлены вагоны узкой колеи, были отсыпаны первые шесть километров земляного полотна под колею 750 мм. Однако на этом история «целинной» узкоколейной железной дороги в Курганской области завершилась — было принято решение о строительстве вместо узкоколейной железной дороги железной дороги широкой колеи по направлению Утяк — Пески-Целинные (ныне Новоишимская).
Цитата из материала «Доброе имя», опубликованного в газете Южно-Уральской железной дороги «Призыв», номер от 26.10.2007, автор — Л. Трымбакова (http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid=5899):
Ветеран в мемуарных заметках, подготовленных для музеев аппарата отделения дороги и локомотивного депо, обозрел деятельность железнодорожного транспорта за большой период. Считая, что недостаточно освещены события строительства, эксплуатации дороги на целину, ввел небольшую главу, повествующую об этом.
Интересен такой факт. Первоначально было принято решение строить узкоколейные дороги. Но руководители ЮУЖД и, прежде всего, главный инженер Степан Кузьмич Грищенко категорически возразили вести строительство узкоколейной дороги Утяк — Пески-Целинные. И добились изменения решения, хотя зимой 1955 года первые шесть километров земляного полотна были отсыпаны под узкоколейку, и даже доставлены на станцию Утяк предназначенные для нее вагоны.
Дорога с широкой колеей вплоть до распада СССР была обильной «хлебной рекой», берущей исток с целинных нив. Однако и сейчас на участке Утяк — Пресногорьковская Курганского отделения пусть небольшой, но стабильный поток поездов с экибастузским углем.

По состоянию на 2007 год, железная дорога широкой колеи Утяк — Новоишимская (прежнее название Пески-Целинные) действует, относится к категории магистральных.

ГОРОД КУРГАН

Курганская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская, расположенная в городе Кургане.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.

ШАТРОВСКИЙ РАЙОН

Бариновская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Барино, расположенный вблизи правого берега реки Исеть.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1994 году (нанесена условно).
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году (нанесена условно)
Узкоколейная железная дорога была лесовозной, «сплавной», принадлежала Бариновскому леспромхозу. Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1930-х годах. На узкоколейной железной дороге работали паровозы.
Цитата из материала «Роднее слова нет на свете», опубликованного в газете Шатровского района «Сельская Новь», номер от 27.11.2009, автор — Н. Кун (http://smi.kurganobl.ru/assets/files/arhiv/selskaya_nov/2009/27%2011%20%202009-94.pdf):
В 1934 году моя прабабушка переезжает в Шатровский район, в строящийся посёлок Барино. Работает в леспромхозе.
В тяжёлые военные годы в семье Фёклы Алексеевны воспитывалось двое детей. Было трудно, но она находила силы, трудилась на узкоколейке, а осенью отправлялась с другими женщинами на поля в с. Терсюкское и д. Кокуй убирать картофель.

Цитата из материала «Лёшка-сибиряк», опубликованного в курганской областной общественно-политической газете «НОВЫЙ МИР», номер от 06.02.2008, автор — Е. Антонова (http://newworldnews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2695&Itemid=1):
Трудовой путь пятнадцатилетнего Лени начался в колхозе имени Чапаева Шатровского района — в 1939 году он начал работать учетчиком, потом стал рабочим Бариновского леспромхоза, помощником машиниста паровоза узкоколейной железной дороги. А в августе 42-го был призван в Красную Армию, и начались боевые будни — не просто на переднем крае, в разведке.
Цитата из материала «История предприятия», опубликованного на сайте ООО «Производственное Лесохозяйственное Объединение «ИМПУЛЬС» (http://www.po-impuls.ru/index.php?page=109):
Общество с ограниченной ответственностью «Производственное Лесохозяйственное Объединение «ИМПУЛЬС» — главное лесоперерабатывающее предприятие Шатровского района, которое расположено в живописном месте с. Барино, вблизи р. Исеть. И это не случайно. В 30-х годах прошлого века здесь был основан Бариновский леспромхоз, а река служила главной артерией, по которой осуществлялся сплав леса.
В 1990 году Бариновский леспромхоз был поделен на три самостоятельных предприятия. Мебельный цех, годами снабжавший стульями детские сады, школы и больницы, 23 сентября 1991 года стал самостоятельным предприятием «Импульс» с численностью работающих чуть более 60-ти человек. Сегодня в ПЛХО «Импульс» трудиться до 300 работников.

Скорее всего, магистраль узкоколейной железной дороги соединяла посёлок Барино с посёлком Стеклозавод Белозерского района, её протяжённость составляла около 45 километров. Источник данной информации: со слов некоторых жителей Белозерского района, в посёлке Стеклозавод в 1950-х годах действовала лесовозная узкоколейная железная дорога.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1970-х годов. На месте магистрали узкоколейной железной дороги была проложена грунтовая автодорога.

04.05.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу