ID: 7303

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

317

Оренбургская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Оренбург. Площадь — 123 700 км², численность населения 2 137 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2008 год, в Оренбургской области находились две действующие узкоколейные железные дороги, не относящиеся к категории шахтных — Оренбургская детская железная дорога и узкоколейная железная дорога Оренбургского шпалопропиточного завода.
Насчитывалось не менее трёх действующих шахтных узкоколейных железных дорог (местонахождение — Соль-Илецкий район, город Орск, город Гай).
По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога Оренбургского шпалопропиточного завода была разобрана.
АДАМОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Шильда — Совхоз Озёрный. Начальный пункт — станция Шильда, расположенная на железнодорожной линии Орск — Карталы.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1995 год.

АКБУЛАКСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Акбулакского кирпично-мелового завода. Начальный пункт — посёлок Акбулак, расположенный вблизи станции Акбулак на железнодорожной линии Илецк — Кандыагаш.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Посёлок Акбулак (в татарском и других тюркских языках «ак» — белый, «булак» — небольшая река) находится на юге Оренбургской области, вблизи границы с Казахстаном. Одним из главных предприятий посёлка и Акбулакского района является кирпично-меловой завод, работающий с 1937 года.
В ведении Акбулакского кирпично-мелового завода когда-то находилась узкоколейная железная дорога. По неподтверждённым данным, главная линия имела протяжённость около 5 километров, пролегала по направлению кирпично-меловой завод (северная окраина посёлка Акбулак) — карьер, расположенный вблизи населённого пункта Меловой Завод.
В 1970-х (?) годах перевозки, которые выполняла узкоколейная железная дорога, было решено осуществлять автомобильным транспортом. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

БУЗУЛУКСКИЙ РАЙОН

Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Колтубановский. Начальный пункт — посёлок Колтубановский, расположенный вблизи станции Колтубанка на железнодорожной линии Кинель — Красногвардеец.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000 (нанесена условно).
В окрестностях посёлка Колтубановский (Колтубанка) действовала лесовозная узкоколейная железная дорога. Главная линия пролегала от посёлка Колтубанка в северном направлении, в глубину Бузулукского бора — «островного» лесного массива, расположенного среди степей.
В годы Великой Отечественной войны вблизи посёлка Колтубанка действовали оборонные предприятия. В 1941-42 годах в Колтубанке находился штаб формируемой в СССР польской армии под командованием генерала Владислава Андерса (источник данной информации — книга «Катынский Лабиринт», автор — В. Абаринов). Скорее всего, узкоколейная железная дорога была построена в близкий период времени.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1970-х годах. На участке Колтубанка — 14-й километр по направлению узкоколейной железной дороги была построена железнодорожная линия широкой колеи.

ГОРОД ОРЕНБУРГ

Оренбургская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Комсомольская, расположенная в городе Оренбурге.
По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Оренбургского шпалопропиточного завода. Местонахождение — Оренбургский шпалопропиточный завод, расположенный в городе Оренбурге.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

СОЛЬ-ИЛЕЦКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога соледобывающего предприятия в городе Соль-Илецке. Начальный пункт — город Соль-Илецк, расположенный вблизи узловой станции Илецк I.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Город Соль-Илецк возник и развивался во многом благодаря наличию богатых месторождений каменной соли. В ХХ веке добыча соли велась в основном подземным способом — в шахтах.
По информации от А. Приваловского, в 1957 году в окрестностях города Соль-Илецка имелась узкоколейная железная дорога, связывавшая железнодорожную линию широкой колеи с соляной шахтой. Предположительно, она пролегала по направлению разъезд №25 — посёлок Шахтный. В этом случае протяжённость узкоколейной железной дороги могла составлять около 6 километров.
В 1970-х (?) годах узкоколейная железная дорога была разобрана.
По состоянию на 2007 год, ОАО «Илецксоль» ведёт добычу соли подземным способом. Соляная шахта находится вблизи города Соль-Илецка. Действует шахтная узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки незначительной протяжённости.
http://www.iletsksol.ru/ — официальный сайт ОАО «Илецксоль»
http://www.iletsksol.ru/pressa_big.asp?idmenu=188&idpicture=34 — Пункт разгрузки вагонеток (фотография на официальном сайте ОАО «Илецксоль»)
http://www.iletsksol.ru/pressa_big.asp?idmenu=188&idpicture=27 — Общий вид шахты (фотография на официальном сайте ОАО «Илецксоль»)
http://www.iletsksol.ru/pressa_big.asp?idmenu=188&idpicture=28 — Общий вид шахты (фотография на официальном сайте ОАО «Илецксоль»)

__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога кирпичного завода в городе Соль-Илецке (?). Возможный начальный пункт — посёлок Кирпичный Завод (находится в составе города Соль-Илецка), расположенный вблизи станции Илецк II на железнодорожной линии Илецк — Ершов.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Соль-Илецкий кирпичный завод находится по адресу: г. Соль-Илецк, Хлебный переулок, д. 1. По неподтверждённым данным, в ведении завода находилась узкоколейная железная дорога, соединявшая территорию завода с глиняным карьером.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана (в случае, если она когда-либо существовала).
21.01.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу