ID: 7307

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1370

Псковская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Псков. Площадь — 55 300 км², численность населения 736 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2007 год, было известно о наличии в Псковской области четырёх действующих узкоколейных железных дорог: узкоколейной железной дороги Ершовского торфопредприятия, узкоколейной железной дороги Заплюсского торфопредприятия, узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Полистовское-1», узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Полистовское-2». Две последние узкоколейные железные дороги пригодны только для движения съёмных мотодрезин.
Не исключалось восстановление до рабочего состояния разобранной узкоколейной железной дороги Крипецкого торфопредприятия. Позднее стало известно, что при восстановлении торфодобычи вблизи Крипецкого вместо узкоколейной железной дороги было решено использовать автомобильный транспорт.
БЕЖАНИЦКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Полистовское-1». Начальный пункт — посёлок Цевло.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует (возможно исключительно движение съёмных дрезин).
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога стекольного завода «Красный Луч». Начальный пункт — посёлок Красный Луч.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году.
В посёлке Красный Луч находится стекольный завод. На протяжении длительного времени основным топливом, обеспечивавшим работу завода, являлся торф. Не позднее 1960-х годов для вывоза торфа была построена узкоколейная железная дорога.
Главная линия узкоколейной железной дороги, протяжённостью около 4 километров, пролегала по направлению стекольный завод — торфомассив — населённый пункт Зайцево. В населённом пункте Зайцево, по неподтверждённым данным, проживали рабочие-торфозаготовители.
Приблизительно в 1973 году один из работавших на узкоколейной железной дороге мотовозов был перевезён в посёлок Цевло, на строящуюся узкоколейную железную дорогу торфопредприятия «Полистовское-1». Предполагалось соединение узкоколейной железной дороги стекольного завода «Красный Луч» с узкоколейной железной дорогой торфопредприятия «Полистовское-1», которая в будущем должна была стать узкоколейной железной дорогой Полистовского транспортного управления. Эти планы не осуществились.
В 1980-х годах основным топливом стекольного завода стал мазут. Ориентировочно в 1988 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
__________________________________________________________________________________________________
Военно-полевая узкоколейная железная дорога в районе станции Чихачёво. Начальный пункт — станция Чихачёво, расположенная на железнодорожной линии Дно — Новосокольники.

Узкоколейная железная дорога на оперативной карте германской армии, составленной 10.01.1945.

Фрагмент топографической карты, где видна трасса разобранной ЖД до н.п. Выбор и далее в сторону разобранной линии Пушкинские Горы - Псков (на карте отсутствует).
Масштаб 1:100 000. Топосъёмка приблизительно конец 70-х - начало 80-х гг.

По неподтверждённым данным, эта узкоколейная железная дорога была построена в период временной оккупации территории Псковской области (1941-1944 гг.) для нужд германской армии. Узкоколейная железная дорога пролегала от станции Чихачёво в западном направлении, в сторону железнодорожной линии Псков — Опочка — Идрица.
По воспоминанию местной жительницы (живёт в 20 км от трассы УЖД), железная дорога была недостроена - только отсыпана насыпь. По ней она один раз гнала скот в Пушгоры. Далее нестыковки из её рассказа: 1. по её словам линия шла в Остров (возможно, имеется в виду планировалась), 2. по её словам, насыпь отсыпана перед самой ВОВ, при этом ЖД в Пушгоры она не помнит, утверждает, что не было там ЖД. Возможно, путаница во времени воспоминаний - пока подтвердить невозможно.
По воспоминанию местного жителя: в начале 90-х в колхозе ему удалось выпросить несколько узкоколейных рельс для строительства, именно с этой УЖД. Посмотреть клейма невозможно - они забетонированы.
На немецких ситуационных картах УЖД то есть, то нет. В воспоминаниях партизан не встречается.

Спутниковая съёмка Псковской области за 1967 год. (Съёмка в режиме онлайн доступна здесь)
Предварительно, дата подтверждена - именно в этот период строилась автодорога Чихачёво - Соколово - Пахомово, электрификация деревень ещё не началась - она начнётся в 70-е годы. На этой съёмке удалось отследить насыпь до оз. Рахново, что западнее н.п. Выбор. Там она сливается с автомобильной дорогой - возможно, автомобильная дорога проложена частично по насыпи, но может, это и тупиковый путь. В Выборе был кирпичный завод.
В независимости от того, построена автодорога по насыпи, или является отдельным объектом строительства - это совпадает с рассказом местной жительницы о перегоне скота в Остров. По карте 1937 года видно, что автомобильная дорога была менее прямолинейна, однако, именно в 60-е года начато строительство и спрямление автодорог.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.
ВЕЛИКОЛУКСКИЙ РАЙОН

Рельсовый путь узкой колеи в городе Великие Луки. Местонахождение — город Великие Луки.
Рельсовый путь узкой колеи соединял железнодорожный вокзал города Великие Луки с лазаретами, расположенными на окраине города. По неподтверждённым данным, рельсовый узкой колеи был построен после начала Первой мировой войны (возможно, в 1915 году).
Цитаты из материала «Утерянная глухомань», опубликованного в журнале «Вокруг света», сентябрь 1992 года, автор — А. Лопырев (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1844/):
От железнодорожной станции, куда прибывали с фронта санитарные поезда, через весь город, до лазаретов, была проложена «декавилька», узкоколейная конная железная дорога. Небольшие вагончики декавильки — в каждый вагончик запрягалось по две лошади, которые бежали с боков вагона, — день и ночь, скрежеща колесами на поворотах, развозили раненых по лазаретам.
Согласно приведённому описанию, рельсовый путь узкой колеи в Великих Луках не являлся узкоколейной железной дорогой.
Рельсовый путь узкой колеи полностью разобран.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Великолукского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Майкино.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году
Великолукское торфопредприятие находится в населённом пункте Майкино, почти вплотную прилегающем к городу Великие Луки (второй по величине город Псковской области, в 1944-57 гг. центр Великолукской области). В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 12 километров.
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1971 год. В 1974 году в журнале «Торфяная промышленность» был опубликован материал, написанный начальником транспортного отдела треста «Псковгосторф» А. Сергеевым. В нём упомянуто о наличии действующих узкоколейных железных дорог и торфобрикетных заводов на Великолукском, Островском и Крипецком торфопредприятиях.
Материал из журнала «Торфяная промышленность», 1974 год (часть 1)
Материал из журнала «Торфяная промышленность», 1974 год (часть 2)

Основным потребителем торфа, добытого Великолукским торфопредприятием, являлся торфобрикетный завод, расположенный в посёлке Майкино. В числе имевшихся на узкоколейной железной дороге локомотивов — три тепловоза ТУ6А, тепловоз ТУ8, два мотовоза ЭСУ2А (информация от А. Корсакова).
В 1990-х годах торфобрикетный завод был остановлен, добыча торфа была прекращена. Не позднее 1999 года узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
По информации от Д. Иванова, в 1999 году вблизи бывшего торфобрикетного завода оставался тепловоз и 4 вагона. За пределами территории завода рельсов не было.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Гальский Мох». Начальный пункт — посёлок Великополье, расположенный вблизи станции Великополье на железнодорожной линии Великие Луки — Соблаго.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1988 году. Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году
По информации от А. Корсакова, узкоколейная железная дорога была построена не ранее 1950-х годов. В посёлке Великополье находился торфобрикетный завод, осуществлялся также перегруз торфа в вагоны широкой колеи. На узкоколейной железной дороге работал мотовоз МД54-4.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в период от 1985 года до 1990 года.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Великолукского леспромхоза. Начальный пункт — посёлок Шейкино, расположенный вблизи станции Назимово на железнодорожной линии Великие Луки — Соблаго.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году. Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
Эта узкоколейная железная дорога была крупнейшей среди лесовозных узкоколейных железных дорог Псковской области. Узкоколейная железная дорога имеет продолжительную историю.
На узкоколейной железной дороге находились лесные посёлки Тарасы, Павловский, Волоковое (на территории Торопецкого района Тверской области). По неподтверждённым данным, первоначально вблизи посёлков Павловский и Волоковое находились изолированные «сплавные» узкоколейные железные дороги.
По информации от А. Корсакова, на «южном» участке узкоколейной железной дороги работали мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ4 и ТУ6А.
По состоянию на 2000 год, сохранялся участок узкоколейной железной дороги протяжённостью около 15 километров (от станции Назимово в северном направлении). Он был пригоден только для движения съёмных мотодрезин. По неподтверждённым данным, позднее узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
__________________________________________________________________________________________________
Черпесская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — посёлок Черпесса, расположенный на правом берегу реки Ловать.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1979 году.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году
Эта узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, первоначально являлась «сплавной». На протяжении длительного времени узкоколейная железная дорога находилась в ведении Черпесского лесопункта Великолукского леспромхоза.
По информации от А. Корсакова, на узкоколейной железной дороге работали мотовозы МД54-4, не менее четырёх тепловозов ТУ6А.
В начале 1990-х годов узкоколейная железная дорога была почти полностью разобрана. Участок узкоколейной железной дороги протяжённостью около 1 километра был оставлен для использования Черпесским лесничеством, он был пригоден для только передвижения съёмной дрезины.
По состоянию на 2000 год, в Черпессе имелся сохранившийся участок узкоколейной железной дороги. По неподтверждённым данным, позднее узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

ДЕДОВИЧСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Полистовское-2». Начальный пункт — посёлок Городовик.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует (возможно исключительно движение съёмных дрезин).
__________________________________________________________________________________________________
Военно-полевая узкоколейная железная дорога Дедовичи — Ясски — Белебёлка — Тулебля. Начальный пункт — посёлок Дедовичи, расположенный вблизи станции Дедовичи на железнодорожной линии Дно — Новосокольники.

Узкоколейная железная дорога на оперативной карте германской армии, составленной 29.02.1944.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (нанесена условно). Эта узкоколейная железная дорога была построена в период временной оккупации территории нынешних Псковской и Новгородской областей. Строительство узкоколейной железной дороги началось весной 1943 года. Использовался подневольный труд советских граждан, оставшихся на оккупированной территории, и пленных солдат Красной Армии.
Цитата из материала «ПАРТИЗАНЫ НА ПСКОВСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ», размещённого на сайте Ю. Киселёва (http://www.pskovrail.narod.ru/main23.html):
Дорога Волот (Тулебля?) — Белебёлка — Дедовичи, построенная немцами в годы оккупации.
«Ещё весной немцы мобилизовали трудоспособное население района на строительство железной дороги Дедовичи — Волот. Всего на постройку этой дороги было мобилизовано из Дедовического, Пожеревицкого и Порховского районов 25 000 местных жителей.» (Донесение оперативной группы ЛШПД на СЗФ в ЛШПД 19 октября 1943 года).
«... В сентябре группа Цвенской организовала переход нам в отряд 17 человек военнопленных со строительства новой железной дороги.
...
Когда немцы в мае развернули строительство новой железной дороги и шоссейной дороги по маршруту Дедовичи — Белебёлка — Волот и мобилизовали для этой цели 25 000 рабочих, партцентр повел работу на срыв строительства этих дорог: систематически проникали в рабочие лагеря, организовывали уход рабочих со строительства, в результате ежедневно со стройки убегали по 250-300 человек по домам и лесам.»
Немцам приходилось высылать полицейских на облавы, вылавливание рабочих, прибегать к карательным мерам за побег с работы вплоть до расстрела, но все же побеги все время продолжаются. Срок [окончания] строительства дорог был назначен на 1 августа 1943 года. В результате массового бегства рабочих к этому сроку и половина дороги не была построена. Был назначен новый срок — 1 октября 1943 года, и этот срок также сорвался. Строительство дорог выполнено не более чем на 70%.
К рабочим, занятым на строительстве дорог, писали листовки, призывали их уходить со строительства и т.д., а также на построенном участке дороги организовывали диверсии, рвали рельсы железнодорожного полотна, спустили под откос железнодорожный эшелон.

Цитата из материала «ДОРОГИ УЗКОЙ КОЛЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ», размещённого на сайте Ю. Киселёва (http://pskovrail.narod.ru/main603.html):
Известно много узкоколеек, построенных немцами во время оккупации нынешней территории Псковской области. И ещё больше — неизвестных нам. Автомобилей не хватало, поэтому всё перевозилось по железной дороге. Узкоколейки строились для подъезда к складам (Дно), при подвозе войск и грузов (Локня, Дедовичи), при строительстве укрепрайонов (Ваулино, Карамышево).
Наибольшее значение имела дорога Дедовичи — Белебёлка и далее. Её разрушила за два месяца специально созданная 13 Ленинградская партизанская бригада. Подвижный состав этих дорог, по всей видимости, был увезён. Только 5 Ленинградская партизанская бригада в своих отчетах делала различие в колее уничтоженного подвижного состава.

По неподтверждённым данным, ширина колеи составляла 600 мм. Использовались паровозы и мотовозы.
Узкоколейная железная дорога регулярно выводилась из строя партизанами и была окончательно разрушена в 1944 году в ходе освободительных боёв. После войны узкоколейная железная дорога не восстанавливалась.
По утверждениям некоторых лиц, вблизи населённого пункта Ясски, через который пролегала военно-полевая узкоколейная железная дорога Дедовичи — Тулебля, узкоколейная железная дорога существовала после Великой Отечественной войны.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги вблизи населённого пункта Ясски
на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году.
На карте масштаба 1:100 000, изданной в 1988 году, к востоку от населённого пункта Ясски обозначена дорога с деревянным покрытием (условный знак «дорога с деревянным покрытием» внешне похож на условный знак «полотно разобранной железной дороги»). Скорее всего, это ввело в заблуждение автора данной информации.

ДНОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Дно. Начальный пункт — станция Дно.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1967 году.
Узкоколейная железная дорога вблизи узловой станции Дно была построена в период временной оккупации территории Псковской области для нужд германской армии. По информации от Ю. Киселёва, узкоколейная железная дорога пролегала по направлению станция Дно — склады боеприпасов вблизи населённого пункта Могилицы. Ширина колеи составляла 600 мм. Узкоколейная железная дорога была открыта в мае 1942 года, просуществовала менее двух лет.

ЛОКНЯНСКИЙ РАЙОН

Военно-полевая узкоколейная железная дорога Локня — Холм. Начальный пункт — посёлок Локня, расположенный вблизи станции Локня на железнодорожной линии Дно — Новосокольники (историческая Петербурго-Витебская железная дорога).

Узкоколейная железная дорога на оперативной карте
германской армии, составленной 12.11.1943.

Узкоколейная железная дорога на оперативной карте
германской армии, составленной 29.02.1944.
Военно-полевая узкоколейная железная дорога Локня — Холм была построена в период временной оккупации территории Псковской области для нужд германской армии. Помимо линии Локня — Холм, существовали другие линии, одна из которых начиналась на станции Сущёво Петербурго-Витебской железной дороги.
По неподтверждённым данным, ширина колеи составляла 600 мм. По воспоминаниям жителей посёлка Цевло (Бежаницкий район), в годы немецкой оккупации по направлению Сущёво — Цевло строилась железная дорога широкой колеи, однако достоверность этой информации вызывает сомнение.
Узкоколейная железная дорога была разрушена в 1944 году в ходе освободительных боёв. После войны узкоколейная железная дорога не восстанавливалась.

ОПОЧЕЦКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Опочецкого торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Приозёрный.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году. Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году
Опочецкое торфопредприятие находится в посёлке Приозёрный Опочецкого района Псковской области. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.
По информации от А. Корсакова, работы по освоению торфяных месторождений вблизи озера Мегрова начались в 1970 году. Одновременно строился посёлок торфопредприятия, в 1972 году получивший название Приозёрный, и линии узкоколейной железной дороги.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали мотовозы МД54-4, затем на торфопредприятие поступили мотовозы (самоходные электростанции) ЭСУ2А. В 1982 году в Приозёрном вступил в строй торфобрикетный завод.
На пике развития узкоколейной железной дороги, в 1980-е годы, её протяжённость составляла около 8 километров. Главная линия соединяла посёлок Приозёрный с торфомассивом Петровский Мох.
После 1991 года добыча торфа сократилась до минимума из-за отсутствия спроса на торфяную продукцию. В 1995 году работа узкоколейной железной дороги прекратилась, торфобрикетный завод был навсегда остановлен. В ближайшие последующие годы узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

ОСТРОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Островского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Грызавино 2-е, расположенный вблизи остановочного пункта 332 км (Грызавино) на железнодорожной линии Псков — Пыталово.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1987 году.
Островское торфопредприятие находится в сельском населённом пункте Грызавино 2-е, расположенном в 6 километрах от районного центра — города Острова. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога торфовозного назначения.
Узкоколейная железная дорога была построена не позднее 1973 года. На всех известных автору топографических картах масштаба 1:200 000 узкоколейная железная дорога не обозначена в силу недобросовестной работы картографов.
Магистральные линии узкоколейной железной дороги, по неподтверждённым данным, пролегали от посёлка Грызавино 2-е в северо-восточном направлении (торфомассив у населённого пункта Заньково) и в юго-восточном направлении (торфомассив вблизи озера Горохово). Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 10 километров.
По информации от исследователя железных дорог А. Колесова (г. Екатеринбург), побывавшего на Островском торфопредприятии в 1986 году, в то время узкоколейная железная дорога действовала. Торф поступал на торфобрикетный завод, находившийся в Грызавино-2. Имелся тепловоз ТУ6А-3351 (правильность номера под сомнением), тепловоз-дрезина ТУ6Д, самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А.

Тепловоз ТУ6А-3351 (?) в окрестностях посёлка Грызавино-2. 1986 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.

Самоходная электростанция (мотовоз) ЭСУ2А на главной станции узкоколейной железной дороги в Грызавино-2. 1986 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.

Вагоны ТСВ6А на главной станции узкоколейной железной дороги в Грызавино-2, вблизи торфобрикетного завода. 1986 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
В 1990-х годах спрос на торфяную продукцию сократился почти до нуля, торфобрикетный завод был остановлен. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
__________________________________________________________________________________________________
Военно-полевая узкоколейная железная дорога Брянчаниново — Изборск — Печки. Начальный пункт — станция Брянчаниново, расположенная на железнодорожной линии Псков — Пыталово.

Район предполагавшегося строительства узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1988 году.
Строительство военно-полевой узкоколейной железной дороги Брянчаниново — Палкино — Изборск — Печки началось в период Первой мировой войны (1915 год). Узкоколейная железная дорога строилась в интересах российской армии, прежде всего для доставки вооружения и боеприпасов на артиллерийские батареи. Строительство велось силами 2-й роты 3-го Заамурского железнодорожного батальона.
Скорее всего, узкоколейная железная дорога не была построена на всём протяжении предполагавшейся трассы. Построенные участки просуществовали недолго.
Цитаты из материала «Укрепления Первой мировой и гражданской войн в Псковской области», размещённого на форуме «Русского Фортификационного сайта» (http://www.fortification.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=2323):
10" береговые пушки (так в документе) уже в 1915 году планировали установить на Островской позиции, в районе станции Брянчаниново Варшавской железной дороги, которая должна была стать мощным узлом обороны. Там строились 2 батареи 11" мортир, 3 батареи 9" мортир, 1 батарея 9" пушек, 1 батарея 6" пушек в 190 пудов, 1 батарея 6" пушек (судя по всему Кане) и 1 лёгкая батарея. Перед станцией были построены окопы, убежища и блиндажи. Кроме того, от станции велась узкоколейная железная дорога через Изборск к Печкам, по которой планировали перевозить артиллерию.
...
О батареях в районе Печки, кроме того, что они там строились и к Печкам специально, для доставки артиллерийских грузов от станции Брянчаниново мимо Изборска строилась железная дорога узкой колеи, пока ничего не нашлось.
...
Если посмотреть на карту то возникает некоторое несоответствие. Станция Брянчаниново расположена южнее Острова. Зачем вести узкоколейную дорогу от этой станции через Изборск к Печкам, когда широкая колея проходит в 7 километрах к югу от Печков в широтном направлении как раз почти между этими населенными пунктами. Или к Печкам вела узкоколейка от другой станции?
По данным любезно, сообщённым псковским краеведом и усадьбоведом Н.Г.Розовым, батарея первой мировой войны находится в районе станции Ливамяэ, от которой до неё была проложена узкоколейка.
...
Батареи в районе Брянчаниново располагались справа и слева от станции, не более чем в версте, и несколько в сторону Острова. Одна из них находилась буквально в сотне метров справа от станции со стороны Острова. За ней, ещё ближе к Острову, вправо отходил построенный участок широкой колеи, и здесь же было начало узкоколейки на Печки. Она шла вдоль реки Утроя, в районе Лябзы (все названия современные) был построен мост, и далее она шла примерно на северо-запад, ещё 2 раза пересекая Утрою и 1 раз Кухву. Проходила через Ручьи, Раихино, а после Грибули шла на Палкино и далее, видимо, по существующей сейчас автомобильной дороге (или рядом с ней), Васильево огибала со стороны Эстонии, Изборск обходила в версте восточнее, а Новый Изборск в полуверсте западнее, а далее к Печкам опять похоже по существующей дороге.
Часть узкоколейки была закончена, на части проведены земляные работы, а на части только разбивка. Полностью, похоже её так и не построили. В архивном деле были приведены кроки дороги, поэтому привязка к карте получилась относительная.
...
Были на батарее в районе Вашиной Горы. Очень хорошо сохранившиеся бетонные основания под два орудия. По всей видимости мортиры. Хорошо сохранившиеся ходы сообщений, остатки блиндажей, погребов и всего прочего.
Что касается узкоколейки — вопрос на самом деле очень интересный. Не очень понятен смысл её строительства, когда есть широкая колея через Остров-Псков. Но она была!
Осмотренная батарея расположена вдоль насыпи, протянувшейся от станции Ливамяэ восточнее Вашиной Горы на юг. После батареи насыпь не прослеживается. Но примерно в километре восточнее Изборска насыпь есть!
...
Одновременно строились Наровская, Чудская озёрная, Псковская, Островская, Святогорская и Новоржевская позиции. Узкоколейка должна была пройти в нескольких верстах позади з-х последних позиций. Первым начали строительство от Брянчаниново до Печков.
На 24 сентября 1915 г. на участке Печки-Изборск-Васильево закончили земляные работы на 2-х верстах, заканчивали ещё 2 версты и работали на 2-х верстах. На участке Васильево-Шкарино заканчивали изыскания между озером Чёрным и Шкариным; начали работы у Болотовой. На участке Шкарино-Остров закончили изыскания между Островом и Мочаловой; велись работы между Мочаловой и Шкариным; у Острова на 6 верстах все было готово к началу работ. Строительство вела 2-я рота 3-го Заамурского железнодорожного батальона.
...
Верхнее строение пути собирались использовать снятое с узкоколейных дорог в Царстве Польском — на Вавре, Родимине и Яблоне. Эвакуированный с них подвижной состав находился частью в Полоцке, а частью на путях между Смоленском и Псковом.


ПЛЮССКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Заплюсского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Заплюсье.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Рельсовый путь узкой колеи в посёлке Плюсса. Начальный пункт — посёлок Плюсса, расположенный вблизи станции Плюсса на железнодорожной линии Луга — Псков.

Рельсовый путь узкой колеи на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1937 году.

Район местонахождения рельсового пути узкой колеи на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1973 году.
По информации от М. Семёнова, соавтора сайта http://koleya.spb.ru, в посёлке Плюсса существовал рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для доставки угля от станции Плюсса на магистральной железнодорожной линии Луга — Псков до насосной станции, находившейся на берегу реки Плюссы. Уголь был необходим для обеспечения работы насосов, подававших воду по трубопроводу на станцию Плюсса (вода использовалась для заправки паровозов).
Рельсовый путь узкой колеи был построен до Великой Отечественной войны. На протяжении всего периода его работы использовалась конная тяга.
После того, как на линии Луга — Псков паровозы были заменены тепловозами, необходимость работы насосной станции исчезла. Рельсовый путь узкой колеи был разобран ориентировочно в середине 1960-х годов.

ПОРХОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Порховского торфопредприятия (?). Возможный начальный пункт — посёлок Сосновый Бор, расположенный вблизи остановочного пункта (бывшей станции) Симанцево на железнодорожной линии Дно — Псков.

Район возможного местонахождения узкоколейной железной дороги на
топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1992 году.
Порховское торфопредприятие находится в посёлке Сосновый Бор Порховского района Псковской области. По имеющимся данным, узкоколейной железной дороги на Порховском торфопредприятии никогда не было. Возможно, узкоколейная железная дорога проектировалась, но не была построена.

ПСКОВСКИЙ РАЙОН И ГОРОД ПСКОВ

Узкоколейная железная дорога Крипецкого торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Крипецкое.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Дата ликвидации — 2006 год.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Ершовского торфопредприятия. Начальный пункт — торфобикетный завод, находящийся в окрестностях села Серёдка.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Псковского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Лопатино (входит в черту города Пскова), расположенный вблизи станции Черёха на железнодорожной линии Псков — Пыталово.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1989 год.
__________________________________________________________________________________________________
Городская конно-рельсовая дорога («конка»). Местонахождение — город Псков.
По неподтверждённым данным, в 1909-1912 годах в городе Пскове работала городская конно-рельсовая дорога («конка», «гужевой трамвай») колеи 1000 мм. В 1912 году линия «конки» была заменена линией электрического трамвая колеи 1524 мм.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Псковского торфопредприятия. Начальный пункт — посёлок Белый Мох, входящий в черту города Пскова.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:200 000, изданной в 1967 году (узкоколейная
железная дорога не обозначена).

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1990-х годах.
Псковское торфопредприятие (по неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени называлось торфопредприятие «Белый Мох») находилось в посёлке Белый Мох, административно входящем в черту города Пскова. В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога.
По информации от А. Корсакова, узкоколейная железная дорога была построена в 1970-х годах. В посёлке Белый Мох существовал торфобрикетный завод, который являлся основным потребителем добытого торфопредприятием торфа.
В 1980-х годах узкоколейная железная дорога была ликвидирована в связи с нерентабельностью торфодобычи. Подвижной состав частично был передан на другие торфопредприятия (предположительно в Крипецкое).
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Псков — Ваулино. Начальный пункт — город Псков.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги
на топографической карте масштаба 1:200 000.
Узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению Псков — Ваулино (Ваулины Горы), была построена в период временной оккупации города Пскова для нужд германской армии. По информации от Ю. Киселёва, узкоколейная железная дорога работала в 1942-1943 годах. Предполагаемая ширина колеи — 600 мм.
Цитата из материала «ДОРОГА В ПСКОВЕ, ПОСТРОЕННАЯ НЕМЦАМИ», размещённого на сайте Ю. Киселёва (http://pskovrail.narod.ru/main603.html):
По воспоминаниям псковича Ёлкина Николая Михайловича, при строительстве укреплённого района в районе Ваулиных Гор немецкими войсками в 1942-1943 году эксплуатировалась узкоколейная дорога от Ваулиных Гор (ныне деревня Ваулино) до бетонного завода в Пскове (в районе нынешнего завода ЖБИ возле моста Александра Невского). На линии работал как минимум один мотовоз. Машинистом был чехословак, который однажды дал даже юному Николаю «порулить» на мотовозе.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1944 год.
__________________________________________________________________________________________________
«Германская» военно-полевая узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Карамышево. Начальный пункт — посёлок Карамышево, расположенный вблизи станции Карамышево на железнодорожной линии Дно — Псков.

Узкоколейная железная дорога на оперативной карте
германской армии, составленной 15.02.1945.
Эта узкоколейная железная дорога была построена в период временной оккупации территории Псковской области (1941-1944 гг.). Узкоколейная железная дорога использовалась для подвоза грузов при строительстве укрепрайона.
Скорее всего, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана до освобождения территории Красной Армией либо непосредственно в момент боёв за освобождение.
__________________________________________________________________________________________________
«Советская» военно-полевая узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Карамышево. Начальный пункт — посёлок Карамышево, расположенный вблизи станции Карамышево на железнодорожной линии Дно — Псков.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000. Узкоколейная железная дорога была построена железнодорожными частями Красной Армии в ходе подготовки к наступлению на занятый немецко-фашистскими войсками город Псков. Ориентировочный период строительства узкоколейной железной дороги — апрель-май 1944 года. Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Карамышево — Язва — Трошево. Возможно, на начальном участке была использована трасса «германской» военно-полевой узкоколейной железной дороги.
Цитата из произведения «Пути и тревоги», автор — А.М. Крюков (http://militera.lib.ru/memo/russian/krukov_am/09.html):
В апреле 1944 года УВВР-6 вошло в состав 3-го Прибалтийского фронта, войска которого готовились к решительным наступательным действиям на псковском и рижском направлениях.
Командующий фронтом поставил перед железнодорожными войсками задачу в кратчайший срок построить узкоколейную военно-полевую железную дорогу от станции Карамышево до села Трошево (под Псковом) с ответвлением от Шквары до Быково. Узкоколейка нужна была для подвоза необходимых боеприпасов и материальных средств войскам, готовившимся к наступлению. Общее протяжение новой узкоколейки составляло более 42 километров.
В район строительства стали прибывать наши батальоны. В штабе железнодорожных войск фронта была создана специальная группа по руководству строительством. Я тоже вошёл в её состав.
Трасса военно-полевой дороги пересекала лесистый и заболоченный район. Глубина болота на многих участках достигала двух метров. На всём протяжении линии часто встречались низины, заполненные водой. Это обстоятельство вынуждало проводить значительные работы по отводу воды от земляного полотна и сооружению большого количества лотков.
Но несмотря на трудности воины-железнодорожники с честью справились с поставленной перед ними задачей. Узкоколейка была построена в срок. По новой дороге стали курсировать поезда. Готовившиеся к наступлению войска получили возможность пополнить свои запасы вооружения и продовольствия. За успешное выполнение задания командования Военный совет 3-го Прибалтийского фронта объявил благодарность всем участникам стройки.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана вскоре после завершения боевых действий. Подвижной состав и материалы верхнего строения пути были использованы на других военно-полевых узкоколейных железных дорогах.
__________________________________________________________________________________________________
Военно-полевая узкоколейная железная дорога в окрестностях станции Красные Пруды. Начальный пункт — посёлок Красные Пруды, расположенный вблизи станции Красные Пруды на железнодорожной линии Псков — Идрица (не восстанавливалась после 1944 года).

Предполагаемая трасса узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000. По информации от Ю. Киселёва, автора веб-сайта http://pskovrail.narod.ru, в окрестностях станции Красные Пруды (прежние названия — Селезнёво и Шванибахово) существовала военно-полевая узкоколейная железная дорога. Данная узкоколейная железная дорога была построена для нужд германской армии в 1942 году. Узкоколейная железная дорога просуществовала не более двух лет.
http://pskovrail.narod.ru/main591.html — упоминание узкоколейной железной дороги
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Моглино — Селище. Начальный пункт — станция Моглино, расположенная на железнодорожной линии Псков — Печоры.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1942 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000,
изданной в 1967 году (нанесена условно).
Единственный источник информации о данной узкоколейной железной дороге — топографическая карта масштаба 1:200 000, изданная в 1942 году. Назначение узкоколейной железной дороги не установлено.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

ПУСТОШКИНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Кашинского кирпичного завода. Местонахождение — населённый пункт Кашино, расположенный в окрестностях города Пустошка и станции Пустошка на железнодорожной линии Новосокольники — Резекне.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году.
Информация, касающаяся данной узкоколейной железной дороги, получена от Ю. Киселёва (автора веб-сайта http://pskovrail.narod.ru). Узкоколейная железная дорога действовала ориентировочно с 1946 года до начала 1970-х годов, предназначалась для доставки глины от карьера до завода. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не более 1 километра.
Цитата из материала «Кашинский кирпичный», опубликованного в пустошкинской районной газете «Вперёд», номер за 14 июля 2007 года, размещённого на сайте Ю. Киселёва (http://pskovrail.narod.ru/main171a.html):
По воспоминаниям старожилов, работы в Кашине начались примерно в 1946 году. Прежде чем приступить к выпуску кирпича, необходимо было построить печи для обжига, шатры для просушки сырца, проложить узкоколейку для локомобиля, вырабатывающего энергию.
в 1949 году привезли локомобиль, представляющий из себя небольшой паровоз, двигающийся по рельсам. Подавая ток, он приводил в движение большую ёмкость, в которой замешивался состав для кирпича. Сначала локомобилем управляли Василий Иванович Горбунов и Александр Григорьевич Малашенков, затем на нём работали Александр Егорович Пузыня, Алексей Иванович Пузыня, Михаил Кириллович Евстигнеев и другие. Когда в районе появилась электроэнергия, локомобиль больше не использовали. Затем появился и многоковшовый экскаватор для выемки глины из рупоса, с большой стрелой, который тоже двигался по рельсам.
...
Технологию изготовления кирпича нам поведал Александр Васильевич Горбунов.
— До 1959 года, пока не было электроэнергии, её вырабатывал локомобиль, похожий на паровоз, он двигался по рельсам. Вырабатываемой им энергии хватало на обеспечение работы глиносмесителей и пресса по разделке кирпича.
...
Многоковшовый экскаватор, которым управлял отец, тоже двигался по рельсам. У него была очень длинная стрела, ведь карьер, откуда он черпал глину, был очень глубоким, до 10 метров.

По рельсам двигался и переоборудованный трактор ДТ-54, который толкал перед собой вагонетки с глиной в смеситель
...
В начале 1970-х годов Кашинский завод был закрыт.

Необходимое уточнение: локомобиль — это стационарная паровая машина. Локомобиль не предназначен для передвижения по рельсам. Возможно, на Кашинском кирпичном заводе существовала необходимость периодического перемещения локомобиля, он мог быть поставлен на транспортные тележки и иногда перемещался вручную на минимальное расстояние.

СЕБЕЖСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Себежского щебневого завода. Начальный пункт — город Себеж.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической
карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году.
Минимальная информация, касающаяся данной узкоколейной железной дороги, получена от В. Боченкова. В 1957 году на узкоколейную железную дорогу был отправлен мотовоз, построенный Калининским экскаваторным заводом.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочный период ликвидации — 1970-е годы.

СТРУГОКРАСНЕНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в окрестностях посёлка Владимирский Лагерь. Начальный пункт — посёлок Владимирский Лагерь, расположенный у станции Владимирский Лагерь на железнодорожной линии Луга — Псков.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:500 000, изданной в 1939 году.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1942 году.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1973 году.
Окрестности станции Владимирский Лагерь с XIX века являются местом дислокации воинских частей. На протяжении длительного времени здесь действовала узкоколейная железная дорога. По неподтверждённым данным, она была построена до революции 1917 года, принадлежала военному ведомству, использовалась в основном для вывоза леса.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана не позднее 1960-х годов (возможно, в период Великой Отечественной войны). По насыпи узкоколейной железной дороги частично была проложена грунтовая автодорога.

27.10.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу