ID: 7310

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

351

Самарская область — субъект Российской Федерации. Центр — г. Самара. Площадь — 53 600 км², численность населения 3 201 тыс. чел. (2005).

ЖИГУЛЁВСКИЙ РАЙОН

Лесовозная узкоколейная железная дорога в окрестностях населённого пункта Бахилова Поляна. Начальный пункт — населённый пункт Бахилова Поляна, расположенный на правом берегу реки Волга.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (обозначена разобранной, обозначена не полностью). В некоторых источниках эта узкоколейная железная дорога упоминается как первая в России лесовозная узкоколейная железная дорога. Находилась на землях графа В. П. Орлова-Давыдова, построена по его инициативе. Возможно, открыта в 1880-х годах, вначале представляла собой рельсовый путь узкой колеи с конной тягой.
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1917 году.
Цитата из материала «О заповеднике» (http://hunt.rin.ru/cgi-bin/article.pl?r=87&id=296&str=2):
В 1840 году на Волжский берег была вывезена графом Орловым-Давыдовым (предку которого Екатерина II подарила изрядный кусок Самарской Луки, составивший графскую Жигулёвскую вотчину) группа крестьян из Курской губернии. Эти переселенцы основали сначала хутор Старое Отважное на месте нынешнего посёлка Зольное, а позднее обширное село Отважное на месте нынешнего города Жигулёвска.
В дальнейшем в устьевой части долины Бахилова Поляна был основан одноименный посёлок, главным занятием жителей которого стали лесозаготовки. О размахе рубок в графской вотчине можно судить по тому, что именно здесь была проложена первая в России узкоколейная лесовозная железная дорога.


КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Кротовка — Сургут. Начальный пункт — станция Кротовка, расположенная на железнодорожной линии Кинель — Чишмы.

Узкоколейная железная дорога в атласе железных дорог, изданном между 1910 годом и 1917 годом
(источник — книга «Создание Великого сибирского пути»).
Станция Кротовка возникла в 1873 году на Самаро-Уфимской железной дороге (позднее переименованной в Самаро-Златоустовскую железную дорогу). В 1896 году по инициативе известного инженера и писателя Н. Г. Гарина-Михайловского началось строительство узкоколейной железной дороги Кротовка — Сургут (Сергиевск).
Узкоколейная железная дорога была открыта в 1896 году. Ширина колеи составляла 1000 мм. Основным грузом на узкоколейной железной дороге была сельскохозяйственная продукция. Имелось пассажирское сообщение.
Согласно некоторым источникам, конечный пункт узкоколейной железной дороги назывался Сергиевск. Согласно расписаниям движения поездов из «Официальных указателей железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», конечная станция называлась Сургут. Населённый пункт Сургут находится вблизи населённого пункта Сергиевск.
По информации от П. Пилецкого, станция Сургут — это нынешняя станция Серные Воды II (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи). Спустя некоторое время в нескольких километрах южнее была построена станция Серные Воды (ныне Серные Воды I).
В городе Сергиевске, расположенном вблизи конечного пункта узкоколейной железной дороги, на момент открытия узкоколейной железной дороги действовал курорт «Сергиевские минеральные воды». Поэтому пассажирские перевозки были востребованы, среди пассажиров было немало представителей зажиточных слоёв общества.

Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).

Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).
По информации от Л. Москалёва, автора книги «Наши узкоколейные паровозы», тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги в первые годы её работы был представлен пятью танк-паровозами серии Дб, имевшими осевую формулу 1-3-1. Паровозы были построены заводом Болдуин (Baldwin) в 1896 году. Четыре из пяти паровозов имели нефтяное отопление, один паровоз отапливался дровами.
В 1901 году Коломенский завод (ныне г. Коломна, Московская область) построил для узкоколейной железной дороги Кротовка — Сергиевск 6 паровозов (заводское обозначение — «тип 72», серия Дк). Паровозы имели осевую формулу 0-4-0, отапливались нефтью.
Цитата из материала «КРОТОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ» (http://krotovka.narod.ru/str10.htm):
В 1896 году от станции Кротовка до станции Сургут была построена узкоколейная железная дорога, протяженностью в 86 км. В 1922 году она была перестроена.
В связи с постройкой узкоколейки на станции Кротовка было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в 2-х-осном исчислении. Всё это именовалось «Сергиевским парком». Также был построен сергиевский пакгауз, вагонные весы подъемной силы в 25,5, а позже в 100 тонн. С этого времени станция Кротовка стала именоваться «Узловой».
По узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны, например, пассажирский поезд состоял всего из трёх классных спецвагонов. Позднее начали строить ширококолейную дорогу, вначале до станции Тимашево, чтобы обеспечить доставку сырья и отправку готовой продукции с Тимашевского сахарного завода. Этим была значительно облегчена работа узла. Далее ширококолейную дорогу строили до станции Сургут.

Возможная дата ликвидации узкоколейной железной дороги — 1922 год. Взамен была построена железнодорожная линия широкой колеи (возможно, она строилась непосредственно по трассе узкоколейной железной дороги). Конечным пунктом стала станция Серные Воды II, расположенная в посёлке Сургут, в 4 километрах севернее прежнего конечного пункта — станции Сергиевск (Серные Воды I). По другим данным, железная дорога в Сургуте появилась во времена существования узкой колеи.
В 1950-х годах началось строительство железнодорожной линии Серные Воды II — Пронино — Агрыз. Железная дорога не была достроена, построенные участки были заброшены, позднее — разобраны.
В 1996 году на участке Кротовка — Серные Воды II было прекращено пассажирское сообщение.
По состоянию на 2006 год, железнодорожная линия действует, здесь есть регулярные грузовые перевозки.
КЛЯВЛИНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Пронинского шпалопропиточного завода. Начальный пункт — Пронинский шпалопропиточный завод, расположенный вблизи станции Пронино на железнодорожной линии Ульяновск — Акбаш.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.

ГОРОД САМАРА

Городская конно-рельсовая дорога (трамвай) в городе Самаре. Начальный пункт — город Самара.
Самарская «конка» (конно-рельсовая городская дорога) была открыта в 1895 году. Ширина колеи составляла 1000 мм.
В 1915 году в городе появилась линия электрического трамвая колеи 1524 мм. В 1917 (?) году конно-рельсовые пути узкой колеи были закрыты.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога на стройплощадке Куйбышевского судостроительного завода (?). Начальный пункт — город Самара (на момент возможного существования узкоколейной железной дороги — Куйбышев), район Сухая Самарка.
Строительство Куйбышевского судостроительного завода началось в 1947 году. Проектом предусматривалось использование на стройплощадке узкоколейной железной дороги. Была ли она построена — неизвестно.

http://oldnews.samaratoday.ru/news1/years/text.asp?m=7&d=13&n=2512 — упоминание узкоколейной железной дороги

__________________________________________________________________________________________________
«Развлекательная» узкоколейная железная дорога (рельсовый путь узкой колеи) в городе Самаре. Начальный пункт — город Самара, парк имени Щорса (расположен в районе железнодорожного вокзала).
Рельсовый путь узкой колеи был открыт в 1984 году. При открытии он был назван «подарком пионерам и школьникам от Куйбышевского института инженеров железнодорожного транспорта и Куйбышевской железной дороги в честь 400-летия города Куйбышева».
Протяжённость рельсового пути составляла около 200 метров (кольцо без путевого развития), ширина колеи — 750 мм. Между ходовыми рельсами был проложен контактный рельс. Имелся один самодельный электровоз, внешне выглядевший как бутафорский «паровоз».
По состоянию на 2007 год (информация от Д. Иванова), рельсовый путь не разобран, однако движения по нему не было уже многие годы. Сохранилась платформа, светофор. Электровоз и два открытых вагона находятся внутри кольца, их состояние можно оценить как плохое.
http://photofile.ru/photo/sbchf/3363010/72636756.jpg — мемориальная табличка (фото Д. Иванова, 15.12.2007)
http://photofile.ru/photo/sbchf/3363010/72636531.jpg — электровоз и вагоны (фото Д. Иванова, 15.12.2007)
http://photofile.ru/photo/sbchf/3363010/72636534.jpg — посадочная платформа (фото Д. Иванова, 15.12.2007)
http://photofile.ru/photo/sbchf/3363010/72636533.jpg — светофор (фото Д. Иванова, 15.12.2007)
http://photofile.ru/photo/sbchf/3363010/72636532.jpg — мост (фото Д. Иванова, 15.12.2007)

__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейные железные дороги на стройплощадках Самарского метрополитена. Начальные пункты находились (находятся) в разных районах города Самары.
Строительство Куйбышевского (Самарского) метрополитена началось в сентябре 1980 года на участке между будущими станциями Проспект Ленина (Российская) и Октябрьская (Алабинская). Вскоре началась проходка тоннелей вблизи будущей станции Кировская. Построенный участок тоннеля между станциями Российская и Алабинская позднее был законсервирован примерно на 25 лет.
Строительство велось в основном методом щитовой проходки. При строительстве большинства существующих в настоящее время участков метрополитена использовались временные узкоколейные железные дороги.
По состоянию на 2004 год, проходка тоннелей велась вблизи станции Российская. Имелось несколько электровозов (предположительно К10).
http://metro.molot.ru/1/samara/pic_0088.jpg — Путь узкоколейной железной дороги недалеко от станции Российская, вблизи торцевой стенки будущего забоя в сторону станции Алабинская. Фото В. Свириденкова (2004 год).
http://metro.molot.ru/1/samara/pic_0089.jpg — Электровоз. Фото В. Свириденкова (2004 год).
http://metro.molot.ru/1/samara/pic_0090.jpg — Электровоз. Фото В. Свириденкова (2004 год).
http://metro.molot.ru/1/samara/pic_0092.jpg — Породопогрузчик. Фото В. Свириденкова (2004 год).
http://samaratrans.info/metro — Официальный сайт Самарского метрополитена. В числе прочего, имеются фотографии со стройплощадок.

По состоянию на конец 2007 года, строительство Самарского метрополитена ведётся на участке между станциями Российская и Алабинская — там же, где оно начиналось 27 лет назад. Проходка тоннелей ведётся щитовым способом. Скорее всего, действует временная узкоколейная железная дорога.
__________________________________________________________________________________________________
Самарская (Малая Куйбышевская) детская железная дорога. Возможный начальный пункт — город Самара.
По состоянию на 2006 год, детской железной дороги в Самаре нет. Однако в 1970-х годах был подготовлен её проект, планировалось начать строительство.
С 2005 года вновь активно обсуждаются планы строительства в Самаре детской железной дороги. Возможно, через несколько лет детская железная дорога будет построена.
Цитата из материала, опубликованного в газете «Гудок», номер за 29 апреля 2005 года (http://www.gudok.ru/index.php/print/24847):
На традиционный весенний субботник студенты Самарской государственной академии путей сообщения вышли с необычным заданием – выполнить подготовительные работы для строительства Детской железной дороги в парке отдыха «Дружба».
По словам проректора по воспитательной работе Ларисы Смирновой, студенты специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» провели геодезические изыскания первого этапа проектно-изыскательских работ, выполнили съёмки по периметру местности, а также установили основные направления будущей малой железной дороги.
Инициатива создания Детской железной дороги принадлежит железнодорожной академии и Самарскому многопрофильному лицею-интернату. Предполагается, что в парке будут построены путь, остановочные платформы, вокзал и все необходимые коммуникации станционного хозяйства.
Подобные детские дороги уже существуют на Куйбышевской магистрали в Уфе и Пензе. В будущем и самарские школьники смогут приобщиться к железнодорожному делу.

__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Самарского порохового завода. Начальный пункт — посёлок Петра-Дубрава, расположенный вблизи города Самары.

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Самарский (первоначально Куйбышевский) пороховой завод находится в посёлке Петра-Дубрава. Завод существует с 1942 года.
Скорее всего, с первых дней работы завода на нём существовал рельсовый путь узкой колеи, предназначенный для перемещения вагонеток конной тягой. Позднее для перемещения вагонеток стали использоваться аккумуляторные электровозы.
Цитата из материала Д. Иванова, основанного на книге «У огненной черты» (2007 год, частная переписка):
Пороховой завод «Коммунар» в посёлке Петра-Дубрава (в военное время именовался заводом № 676) образовался на базе эвакуированных из Ленинграда цехов по производству дымного пороха и бикфордова шнура (Ленинград, завод № 52) в 1942 году. Посёлок Петра-Дубрава в то время представлял из себя деревушку на холме в 5 километрах от железнодорожной станции Смышляевка. Никакой железной дороги (ни узкой, ни широкой колеи) от Смышляевки в Дубраву не было и в помине.
Позднее, в 1958 году, от станции Смышляевка к заводу подвели подъездной путь широкой колеи длиной 12 километров (дорога шла не напрямую).
По поводу паровозов. Был на заводе один паровоз (в книге назван «кукушкой»), пригнанный из Ленинграда и стоявший на запасных путях станции Смышляевка, а затем доставленный на завод и «работавший» там в качестве котельной.
Транспортировка паровоза от станции до завода (подъём в гору длиной около 6 километров) осуществлялась более двух месяцев. Рабочие подкладывали под паровоз 50-метровые рельсы со шпалами и с помощью лебёдки тянули его в гору. После прохождения паровозом несколько метров, освободившиеся рельсы снимались и снова подкладывались под паровоз.

Фотографии из книги «У огненной черты» (автор — В.Н. Карасёв, издана
в 2007 году ООО ИПК «Содружество»), полученные от Д. Иванова.
На нижней фотографии изображён паровоз широкой колеи.
Требования к состоянию пути на этой узкоколейной железной дороге очень высокие (по сравнению с другими узкоколейными железными дорогами). Сход с рельсов гружёной вагонетки грозит взрывом.
Цитата из книги «У огненной черты»:
Большое дело — в каком состоянии узкоколейка. Не дай Бог, какая-то поломка — и тяжёлая вагонетка может сойти с рельсов. Поэтому на заводе держали пару специальных дорожных мастеров, которые смазывали все стыки на узкоколейке, проверяли состояние дороги. Самое сложное — это работа в зимних условиях. Узкую колею бульдозером чистить нельзя — он сломает её. Пришла мысль: использовать гусеничные тракторы. Перед расчисткой снега останавливали работу все мастерские.
Последний взрыв на заводе произошёл в 1986 году. Два работника везли вагонетки с порохом. А между вагонетками положено прикреплять жесткую сцепку. Они же решили обойтись без неё и соединили вагонетки напрямую. И случилось так, что на повороте мешок с порохом задел заднюю вагонетку и она проткнула его. Порох попал под колёса. Взрыв. Оба рабочих погибли...

По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует. Ширина колеи не установлена (скорее всего, не 750 мм). Тяговый подвижной состав — аккумуляторные электровозы.
По утверждению исследователя железных дорог из Финляндии Юкки Нурминена (Jukka Nurminen), узкоколейная железная дорога от станции Смышляевка Самаро-Златоустовской железной дороги до порохового завода в посёлке Петра-Дубрава (?) была открыта до революции 1917 года. В 1917 году на неё поступили паровозы, построенные в городе Тампере (Clt-n2, №№ 291, 292, 293). Эта информация не соответствует действительности (вероятно, подразумевался другой населённый пункт).
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога в «Сокских штольнях». Начальный пункт — посёлок Красная Глинка, расположенный вблизи станции Красная Глинка (является конечным пунктом железнодорожной линии Царёвщина — Красная Глинка).

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Вблизи населённого пункта Красная Глинка, входящего в черту города Самары, велась подземная добыча щебня. Имелось значительное число штолен (горизонтальных шахтных стволов), в которых действовали шахтные узкоколейные железные дороги. Сведений о тяговом подвижном составе нет.
Подземная добыча была прекращена в 1960-х годах либо ранее. По состоянию на 2007 год, Сокское карьероуправление производит добычу щебня открытым способом. В карьерах используется автомобильный транспорт.
По состоянию на 2001 год, в заброшенных штольнях оставались фрагменты рельсовых путей, некоторое количество прицепного подвижного состава (вагонеток).

http://analyser.narod.ru/sokskie/20011124.htm — описание похода в Сокские штольни, совершённого в 2001 году, фотографии путей и вагонеток
ГОРОД ТОЛЬЯТТИ

Узкоколейная железная дорога комбината «Тольяттиазот» (?). Возможный начальный пункт — комбинат «Тольяттиазот», расположенный в окрестностях города Тольятти.
По информации, полученной от С. Костыгова, в адрес комбината «Тольяттиазот» Камбарским машиностроительным заводом поставлялся узкоколейный снегоочиститель ТУ7Р.
Скорее всего, узкоколейной железной дороги здесь никогда не было. Возможно, снегоочиститель ТУ7Р был переоборудован для работы на путях широкой колеи.

ГОРОД ЧАПАЕВСК

Узкоколейная железная дорога Чапаевского силикатного завода. Начальный пункт — Чапаевский силикатный завод, расположенный в городе Чапаевск.
По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действует.

29.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу