ID: 7322

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

484

Забайкальский край (до 1 марта 2008 года Читинская область) — субъект Российской Федерации. Центр — г. Чита. Площадь — 431 500 км², численность населения 1 135 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2008 год, было известно о наличии на территории Забайкальского края одной действующей узкоколейной железной дороги, не относящейся к категории шахтных — Малой Забайкальской (Читинской) детской железной дороги.
Число действующих шахтных узкоколейных железных дорог не установлено.
БОРЗИНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Шерловая — Соловьёвск. Начальный пункт — станция Шерловая, находящаяся на железнодорожной линии Тарская — Забайкальск.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1986 году
(обозначена разобранной, обозначены только начальные участки).
Узкоколейная железная дорога Шерловая — Соловьёвск была построена в 1930-х годах. Решение о её строительстве было принято в основном из стратегических соображений — узкоколейная железная дорога соединила с магистральной железнодорожной линией один из отдалённых участков советско-монгольской границы. Возможно, узкоколейная железная дорога имела продолжение на территории Монголии.
В 1939 году, после начала советско-японского военного конфликта на реке Халхин-Гол (территория Монголии), было принято решение о строительстве железнодорожной линии широкой колеи Борзя — Соловьёвск — Байн-Тумэн. Оно было осуществлено в кратчайшие сроки. После открытия движения по железной дороге широкой колеи узкоколейная железная дорога была разобрана.
Цитата из материала «Дорога в Монголию», опубликованного в газете «Гудок», номер за 03 июля 2003 года, авторы — В. Беломестнов и В. Гранин (http://www.gudok.ru/index.php/print/14745):
К началу военного конфликта на границе уже была маленькая станция Соловьёвск, которую связывала со станцией Шерловая Гора узкоколейная ветка. Она-то и затрудняла доставку к местам боёв техники, которую приходилось перегружать. Да и паровозы, тянущие за собой небольшие вагончики, были маломощными. Поэтому и решено было срочно строить широкую колею протяжённостью 324 километра.
Дорогу от Борзи до монгольского города Байн-Тумэн проложили всего за 76 дней. Были тут и настоящие рекорды – за сутки укладывалось до 5 километров рельсошпальной решётки. И уже 7 ноября 1939 года по новеньким рельсам прошёл первый поезд.


ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Харанор — Приаргунск. Начальный пункт — станция Харанор, расположенная на железнодорожной линии Тарская — Забайкальск.

Узкоколейная железная дорога в атласе «Схемы железных дорог
и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году.

Узкоколейная железная дорога в атласе «Железные дороги СССР: направления и станции»,
изданном Главным управлением геодезии и картографии ГГК СССР в 1965 году.
Узкоколейная железная дорога от станции Харанор до станции Досатуй, протяжённостью 170 километров, была построена в 1939-40 годах. Дорога имела стратегическое значение — она пролегала параллельно государственной границе СССР с марионеточным государством Маньчжоу-Го, фактически — частью Китая, оккупированной Японией.
По состоянию на 1943 год, узкоколейная железная дорога находилась в составе железной дороги имени В. М. Молотова (часть сети общего пользования НКПС СССР). Дорога находилась во временной эксплуатации. В 1946 году движение было прекращено, узкоколейная железная дорога была законсервирована.
В 1949 году было принято решение о восстановлении дороги. В 1955 году узкоколейная железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию.
Помимо главного хода Харанор — Досатуй, имелись ветки: Маргуцек — Кличка (к месторождению полиметаллических руд), некоторые другие ветви незначительной протяжённости.
В 1957 году был построен участок Досатуй — Ново-Цурухайтуй (Приаргунск), в 1963 году он был принят в постоянную эксплуатацию.
На пике развития, в конце 1960-х годов, протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 230 километров. Участок Харанор — Приаргунск относился к Забайкальской железной дороге, «боковые» ветви являлись ведомственными. Участок Харанор — Приаргунск обслуживался тепловозами ТУ2. Первый тепловоз поступил в 1958 году.
Основные депо находились на станциях Маргуцек и Засулан-Сортировочная, оборотные депо — на станциях Арамогойтуй и Досатуй. Перевалка грузов на широкую колею осуществлялась на станции Засулан-Перегрузочная (вблизи станции Харанор).
По маршруту Харанор — Приаргунск курсировали пассажирские поезда (1 пара в сутки), время в пути, по состоянию на 1969 год, составляло 8,5 часов. Имелось пассажирское движение и на ведомственном участке Маргуцек — Кличка.
Ориентировочная дата ликвидации узкоколейной железной дороги — 1972 год. Параллельно трассе узкоколейной железной дороги была построена железнодорожная линия широкой колеи Харанор — Приаргунск (с ответвлениями на Кличку и Краснокаменск). На отдельных участках железная дорога широкой колеи была проложена в 7-10 километрах от узкоколейной железной дороги. ____________________________

Железнодорожная линия широкой колеи вблизи станции Приаргунск на
топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1980 году.
В топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1980 году, один из участков железнодорожного пути широкой колеи в Приаргунске был показан условным знаком, похожим на условный знак узкоколейной железной дороги. Это дало повод некоторым лицам утверждать о наличии действующей узкоколейной железной дороги в Приаргунске, что не соответствует действительности.

ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК

Узкоколейные железные дороги на шахтах Приаргунского горно-химического комбината. Начальные пункты — шахты, расположенные в окрестностях города Краснокаменск.

Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Датой основания Приагунского горно-химического комбината и города Краснокаменска считается 1967 год. Комбинат производит добычу и переработку урановых руд. Руда добывается как открытым, так и подземным способом. Восточнее города Краснокаменска имеется несколько шахт (подземных рудников), на которых действуют «шахтные» узкоколейные железные дороги.
По информации от С. Костыгова, основанной на архивных документах Камбарского машиностротельного завода, в 1986 году Камбарским машиностроительным заводом на станцию Краснокаменск был поставлен тепловоз-дрезина ТУ6Д. Получателем значилась организация «п/я Р-6245».
По состоянию на 2006 год, шахтные узкоколейные железные дороги вблизи Краснокаменска действуют. Сведений о ширине колеи и подвижном составе нет.

ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога металлургического завода в городе Петровск-Забайкальский. Начальный пункт — город Петровск-Забайкальский, расположенный вблизи станции Петровский Завод на железнодорожной линии Улан-Удэ — Тарская.

Узкоколейная железная дорога на карте масштаба 1:250 000, изданной в США в 1950-х годах. Петровский железоделательный завод был открыт в 1789 году. В 1940 вступила в строй первая очередь обновлённого металлургического завода.
По информации от Д. Панченко, металлургическому заводу принадлежала узкоколейная железная дорога, пролегавшая по направлению Петровск — Ключи — Тупик. По узкоколейной железной дороге осуществлялась доставка леса и других грузов на территорию завода. Скорее всего, в пределах территории завода производились межцеховые перевозки. Тяговый подвижной состав был представлен паровозами.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1960-е годы.

ТУНГОКОЧЕНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Вершино-Дарасунского рудника. Начальный пункт — посёлок Вершино-Дарасунский (Вершино-Дарасун).

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1992 году (узкоколейная железная дорога не обозначена).
Вершино-Дарасунский рудник был основан до революции 1917 года. Рудник производит добычу золота подземным способом. Вблизи посёлка Вершино-Дарасун имеется несколько штолен (горизонтальных шахтных стволов).
На шахтах действуют «шахтные» узкоколейные железные дороги, имеющие наземные участки незначительной протяжённости (возможно, благодаря наличию разветвлённых подземных выработок, они составляют единую сеть).
Посёлок Вершино-Дарасун получил печальную известность после аварии, произошедшей 7 сентября 2006 года на шахте «Центральная» (погибли 33 человека).
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует. Среди тягового подвижного состава — контактные электровозы К10.
http://darasun.ucoz.ru — неофициальный сайт посёлка Вершино-Дарасун

Электровоз К10 (фотография, сделанная 7 августа 2006 года) (Источник: http://darasun.ucoz.ru/_ph/2/115238282.jpg)

Вагонетки (фотография, сделанная 7 августа 2006 года) (Источник: http://darasun.ucoz.ru/_ph/2/527908447.jpg)

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Пашино — Букачача. Начальный пункт — станция Пашино (Чернышевск-Забайкальский), находящаяся на железнодорожной линии Тарская — Бамовская.

Железнодорожная линия широкой колеи имени Кагановича — Букачача в «Атласе
схем железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданном в 1943 году.
Узкоколейная железная дорога Чернышевск — Букачача была построена в конце 1920-х годов. Основной рабочей силой на строительстве были заключённые. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлся вывоз угля.
Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлась станция Пашино (с 1930-х годов — имени Кагановича, с 1956 года называется Чернышевск-Забайкальский).
Цитата из материала «Сообщение Hиколая Григорьевича Малофеева», дата описываемых событий — 1938 год (http://memorial.krsk.ru/svidet/mmalof.htm):
Сразу после обьявления сроков всю камеру вывели на этап. Их сутки везли составом и выпустили из вагонов на ст. Каганович (Пашино), но сразу загнали в другой состав и повезли дальше по узкоколейке. Эта узкоколейка, длиной 70 километров, вела в БУКАЧЛАГ.

Конечная станция называлась Букачача. Рассказывали, что узкоколейку построили ещё в конце 20-х гг. священники — узники тогдашних концлагерей.
БУКАЧЛАГ состоял из трёх угольных шахт. Hиколай Григорьевич попал на шахту № 2. Шахты № 1 и № 3 находились подальше, примерно в 10 километрах.
Рядом с шахтой № 2 было 2 лагпункта: один для бытовиков (от 600 до 800 заключённых), а другой для 58-й. Кроме того, рядом располагалась небольшая больничная зона. Все три зоны, вместе с шахтой, были обнесены общей внешней оградой и относились к шахте N 2. При других двух шахтах были свои лагпункты и больничные зоны.

В 1940 (?) году узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи.
«Шахтная» узкоколейная железная дорога в посёлке Букачача продолжала работать на протяжении многих десятилетий. В 1998 году угольная шахта в посёлке Букачача была закрыта.
По состоянию на 2007 год, в окрестностях посёлка Букачача ведётся добыча угля открытым способом. Узкоколейная железная дорога при этом не используется.

ГОРОД ЧИТА

Малая Забайкальская (Читинская) детская железная дорога. Начальный пункт — станция Поречье, расположенная в городе Чита.
По состоянию на 2012 год, узкоколейная железная дорога действует.

ШИЛКИНСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Холбон — Арбагар. Начальный пункт — посёлок Холбон, расположенный у станции Холбон на железнодорожной линии Тарская — Бамовская.
«Углевозная» узкоколейная железная дорога Холбон — Арбагар составляла единую сеть с лесовозной узкоколейной железной дорогой в лесной массив к северу от села Верхняя Хила.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.


Временные узкоколейные железные дороги на трассе строящейся Амурской железной дороги. Начальные пункты неизвестны.
Амурской железной дорогой называлась железнодорожная линия Куэнга — Хабаровск («альтернативный ход» Транссибирской железнодорожной магистрали, призванный заменить ранее построенный ход через Харбин — Китайско-Восточную железную дорогу).
Строительство Амурской железной дороги началось в 1906 году, движение на участке Куэнга — Урюм было открыто в 1911 году, на участке Урюм — Керак в 1913 году. Сквозное движение от Куэнги до Хабаровска было открыто в 1916 году. Отсчёт расстояния вёлся от станции Куэнга.
При строительстве Амурской железной дороги использовались временные узкоколейные железные дороги. На них работали маломощные паровозы, кроме того, использовалась конная тяга.
Сведениями о количестве и протяжённости узкоколейных железных дорог автор не располагает. Не исключено, что появление узкой колеи предшествовало появлению широкой колеи на значительной части Амурской железной дороги.

«Западная часть дороги. Мост через реку Урка. Снабжение рабочего паровоза водой
при помощи вёдер» (источник — книга «Создание Великого сибирского пути»).

«Западная часть дороги. Западный портал тоннеля 128-й версты» (источник — книга «Создание Великого сибирского пути»).

«Западная часть дороги. Узкоколейная железная дорога для вывоза грунта. Выемка
на 423-й версте» (источник — книга «Создание Великого сибирского пути»).

«Западная часть дороги. Узкоколейная железная дорога, использовавшаяся при сооружении выемки
на 536-й версте» (источник — книга «Создание Великого сибирского пути»).


16.09.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу