ID: 7333

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ БАТКЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

221

Баткенская область — регион Кыргызской Республики. Центр — г. Баткен. Площадь — 16 995 км², численность населения 400 тыс. чел. (2005).

По состоянию на 2007 год, в Баткенской области действуют узкоколейные железные дороги, относящиеся к категории шахтных. Кроме того, по территории Баткенской области пролегает Сулюктинская узкоколейная железная дорога (её начальная точка находится в Согдийской области Республики Таджикистан).

Узкоколейные железные дороги на шахтах Кадамжайского сурьмяного комбината. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи посёлка Кадамжай.

Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:200 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).
Кадамжайский сурьмяный комбинат находится в посёлке Кадамжай (до 1937 года — Кадамджай, до начала 1990-х годов — Фрунзе). Предприятие работает с 1936 года. Основное направление его деятельности — добыча и обогащение сурьмяных руд.
Добыча руды ведётся подземным способом. Вблизи посёлка Кадамжай действуют шахты, имеющие горизонтальные стволы (штольни). Имеется шахтная узкоколейная железная дорога, на которой существуют наземные участки небольшой протяжённости.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действовала. Предполагаемая ширина колеи — 900 мм. Среди тягового подвижного состава — контактные электровозы.
http://www.kadamzhay.com — неофициальный сайт посёлка Кадамжай
http://www.kadamzhay.com/photocombine/index.php?image=berdov_04.jpg&d=d.html — путь узкоколейной железной дороги у штольни №8, предположительно 1980-е годы
http://www.kadamzhay.com/photocombine/index.php?image=jurgde_01.jpg&d=d.html — электровоз на центральном складе ОТС, 2005 год.



Узкоколейные железные дороги на шахтах Хайдарканского ртутного комбината. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи посёлка Хайдаркан.

Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).
Хайдарканский ртутный комбинат находится в посёлке Хайдаркан (Айдаркен), расположенном в Кадамжайском районе Баткенской области.
История (часть информации получена из музея в Хайдарканской школе)
Решение о строительстве Хайдарканского ртутного комбината было принято в 1941 году. 16 июля 1941 года был издан соответствующий приказ Народного комиссариата цветной металлургии.
К концу 1941 года была построена первая ретортная печь. В 1946 году была введена в эксплуатацию трубчатая печь №3. В 1949 году был сдан в эксплуатацию подземный участок «Главное Поле», вскрыт участок «Промежуточный».
В 1950 году директором Хайдарканского ртутного комбината С. Г. Моисеевым была изобретена первая в стране буровая каретка на рельсовом ходу, удостоенная Государственной премии СССР.
В 1952 году началась разработка открытым способом участка «Ала-Арча».
В 1963 году была завершена проходка ствола шахты «Новая». В 1969 году была сдана в эксплуатацию шахта «Вспомогательная». В 1970 году был пройден ствол шахты «Восточная», начато освоение участков «Восточная Вершина» и «Северо-Восток».
В 1983 году была введена в эксплуатацию шахта «Западная», ствол шахты «Вентиляционная-3». Началось освоение месторождения «Новое».
В сентябре 1995 года решением правительства Кыргызской Республики Хайдарканский ртутный комбинат был преобразован в «Хайдарканское ртутное государственное открытое акционерное общество».
По состоянию на 2007 год, Хайдарканский ртутный комбинат работает. Численность сотрудников предприятия — около 1000 человек. Скорее всего, шахтные узкоколейные железные дороги остаются действующими.
http://khaidarkan.narod.ru — неофициальный веб-сайт посёлка Хайдаркан
http://alv-aka-fedorchuk.blogspot.com/2007/05/3.html — информация о посёлке Хайдаркан


Узкоколейные железные дороги на шахтах вблизи посёлка Чаувай. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи посёлка Чаувай.

Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).
В посёлке Чаувай находилось одно из отделений Хайдарканского ртутного комбината. Вблизи посёлка действовали шахты, в которых велась добыча ртутной руды. На шахтах имелось значительное число штолен (горизонтальных стволов). По неподтверждённым данным, на всех шахтах действовали узкоколейные железные дороги.
Сведений о состоянии шахт и шахтных узкоколейных железных дорог в 2007 году получить не удалось. Не исключено, что добыча ртутных руд вблизи Чаувая прекращена.


Узкоколейные железные дороги на угольных шахтах в городе Кызыл-Кия и его окрестностях. Начальные пункты — шахты, расположенные вблизи города Кызыл-Кия.

Район местонахождения узкоколейных железных дорог на топографической карте
масштаба 1:100 000 (узкоколейные железные дороги не обозначены).
Город Кызыл-Кия являлся одним из главных угледобывающих центров Средней Азии. Промышленная добыча угля была начата здесь в первые годы ХХ века.
В 1908 году (по другим данным — в 1911 году) Кызыл-Кия стала конечным пунктом узкоколейной железной дороги, соединившей её со станцией Скобелево II (ныне Фергана II). В 1920-х годах эта узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи.
На пике развития угольного месторождения в окрестностях Кызыл-Кии действовали десятки шахт. На большинстве шахт имелись узкоколейные железные дороги.
По состоянию на 2007 год, добыча угля вблизи Кызыл-Кии ведётся в минимальном объёме. Действуют разрезы, в которых уголь добывается открытым способом.
По неподтверждённым данным, имеется по меньшей мере одна действующая шахта. На закрытых шахтах ведётся нелегальная «ручная» добыча угля. Большая часть подвижного состава узкоколейных железных дорог вывезена в качестве металлолома.
http://kyzyl-kiya.com/ — неофициальный веб-сайт города Кызыл-Кия
http://www.ferghana.ru/article.php?id=5400&PHPSESSID=8db3b7f6eea07d7 — материал о городе Кызыл-Кия (2007 год)


16.12.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу