ID: 7343

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ

250

Атырауская область — регион Казахстана. Центр — г. Атырау (Гурьев). Площадь — 118,6 км², численность населения 439,9 тыс. чел. (1999).


Узкоколейная железная дорога Гурьев — Доссор. Начальный пункт — город Атырау (Гурьев).
Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1925 году, движение было открыто 19 декабря 1926 года. Протяжённость главной линии от Гурьева до Доссора составляла около 100 километров. Скорее всего, основным назначением узкоколейной железной дороги являлось транспортное обслуживание нефтепромыслов.
В 1934 (?) году был открыт участок Искине — Искининский — Байчунас. Спустя несколько лет началось строительство железнодорожной линии широкой колеи Кандагач — Доссор — Гурьев.
По неподтверждённым данным, посёлок Доссор не являлся конечным пунтком узкоколейной железной дороги. Существовал участок Доссор — Макат — Кульсары.

Топографическая карта масштаба 1:500 000, изданная в 2002 году (узкоколейная железная дорога не обозначена). Участок узкоколейной железной дороги Искине — Байчунас на топографической карте (состояние местности на 1950-е годы)
В 1942 году было открыто движение по широкой колее до Гурьева, узкоколейная железная дорога на участке Доссор — Гурьев была разобрана.
Участок Искине — Байчунас, скорее всего, был полностью разобран в 1970-х годах.


Узкоколейная железная дорога Кульсары — Каратон. Начальный пункт — посёлок Кульсары, расположенный в окрестностях станции Кульсары на железнодорожной линии Макат — Бейнеу.

Топографическая карта масштаба 1:500 000, изданная в 2002 году (на участке станция
Кульсары — Каратон узкоколейная железная дорога не обозначена).
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1940-е годы. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлось транспортное обслуживание нефтепромыслов.
Возможно, узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Гурьев — Доссор. В некоторых топографических картах между населёнными пунктами Макат и Кульсары можно найти обозначение разобранной железной дороги, трасса которой не совпадает с трассой ныне существующей железнодорожной линии широкой колеи Макат — Кульсары — Бейнеу. По другим данным, разобранная железнодорожная линия — это «Алгемба» (железнодорожная линия широкой колеи Александров Гай — Эмба, строительство которой не было завершено).
В 1985 году на участке станция Кульсары — Каратон началось строительство железнодорожной линии широкой колеи Кульсары — Каратон — Тенгиз. Через несколько лет строительство было завершено, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
Возможно, на участке станция Кульсары — посёлок Кульсары узкоколейная железная дорога была разобрана позднее.

29.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу