ID: 7347

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

98

Карагандинская область - регион Казахстана. Центр - г. Караганда. Площадь - 428 тыс. км², численность населения 1 375 тыс. чел. (2001).

По состоянию на 2006 год, в Карагандинской области сохранилась одна узкоколейная железная дорога колеи 750 мм (Карагандинская детская железная дорога). Имеется также некоторое количество действующих узкоколейных железных дорог с другой шириной колеи (шахтных, имеющих наземные участки). В настоящее время они не представлены на этой странице.
ГОРОД ЖЕЗКАЗГАН

Жезказганская детская железная дорога. Начальный пункт - город Жезказган.
Детская железная дорога в городе Жезказган (в то время Джезказган) была построена по инициативе председателя Джезказганского горисполкома Ю. А. Чуйкова. Узкоколейная железная дорога была открыта в 1984 году. На дорогу поступил подвижной состав, работавший на узкоколейной железной дороге Перевалочная - Карсакпай, разобранной несколькими годами ранее. Единственным локомотивом был мотовоз МД54-4.
По информации от М. Уткина, детская железная дорога находилась вблизи 91-го квартала (он же - 9-й микрорайон), рядом с «политехом» (техникумом). Большая часть пути пролегала по болоту, засыпанному щебнем. В первый год узкоколейная железная дорога успешно работала. Затем насыпь стала проседать, периодически рельсы оказывались под водой.
В последующие годы предпринимались попытки реконструкции дороги. Через какое-то время, в связи угрозой безопасности движения, от эксплуатации дороги пришлось отказаться. Ориентировочная дата окончательного прекращения движения - 1987 год.
Протяжённость узкоколейной железной дороги не установлена. Ни на одной из известных автору топографических карт узкоколейная железная дорога не обозначена.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 1990-х годах.

ГОРОД КАРАГАНДА

Карагандинская детская железная дорога. Начальный пункт - станция Арман, расположенная в черте города Караганда.
По состоянию на 2007 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Спасская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт - угольные шахты на территории нынешнего города Караганда.
Строительство узкоколейной железной дороги началось в 1906 году. В то время владельцем карагандинских угольных месторождений был французский предприниматель Клод-Эрнст Жан Карно. Каким образом был доставлен подвижной состав - автору неизвестно (железнодорожная линия широкой колеи появилась в Караганде лишь в 1931 году). С 1907 года узкоколейная железная дорога принадлежала акционерному обществу «Спасские медные руды», управление которого находилось в Лондоне. После 1917 года была национализирована.
Узкоколейная железная дорога связывала угольные шахты со Спасским медеплавильным заводом. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла не менее 40 километров. Информацией о ширине колеи автор не располагает.
Скорее всего, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1930-х годах, после того, как в Карагандинском угольном бассейне появились железнодорожные линии широкой колеи.

ШЕТСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога в посёлке Дарьинский. Начальный пункт - посёлок Дарьинский, расположенный вблизи станции Дарья на железнодорожной линии Карабас - Жарык.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:200 000. Скорее всего, узкоколейная железная дорога предназначалась для вывоза кварцита. В 1990-х годах либо ранее она была заменена железнодорожной линией широкой колеи.
По информации от М. Уткина, по состоянию на 2004 год, в посёлке в посёлке Дарьинский работают карьеры предприятия «КРАМДС-Кварцит». Кварцит (кварцитовый щебень) вывозится на обогатительный комплекс в Карамурун. На железнодорожной линии широкой колеи работают 2 или 3 тепловоза ТЭМ2УМ.


Байконурская (?) узкоколейная железная дорога. Начальный пункт - станция Перевалочная, расположенная на железной дороге предприятия железнодорожного транспорта Жезказганского горно-металлургического комбината, в окрестностях посёлка Рудник (прежнее название - посёлок Жезказган).
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (показан только участок Перевалочная - Карсакпай).
Решение о строительстве узкоколейной железной дороги было принято в 1914 году. В конце 1914 года на станцию Джусалы Оренбурго-Ташкентской железной дороги был доставлен подвижной состав узкой колеи (5 паровозов, 278 вагонов). Началась доставка подвижного состава в Байконур, продлившаяся почти три года.
«От станции Джусалы по направлению на Джезказган рабочие уложили 14 километров железнодорожных путей. Это была узкоколейка-времянка. По ней двинулась сцепка из пяти паровозов, тянущая за собою товарный состав с грузом 3300 тонн. Диковинный поезд растянулся в длину на 2,5 километра. Как только головной паровоз приближался к концу путей, состав останавливался. Рабочие разбирали участок пути, примыкающий к хвостовому вагону, и снова укладывали шпалы и рельсы перед поездом. В топках паровозов сжигался уголь, который на лошадях и верблюдах доставляли с байконурских копей. К месту назначения поезд прибыл в октябре 1917 года - через 2 года 11 месяцев со дня отбытия со станции Джусалы».
Целью строительства узкоколейной железной дороги среди бескрайних пустынных степей в центре современного Казахстана являлось освоение месторождений угля и медной руды. В посёлке Карсакпай был построен медеплавильный завод.

По узкоколейной железной дороге перевозился уголь от шахт в посёлке Байконур до медеплавильного завода в посёлке Карсакпай, медная руда от рудника, находившегося в посёлке Джезказган (в 25 километрах к западу от ныне существующего города Жезказган).
В 1937 году была открыта железнодорожная линия широкой колеи Караганда - Жарык - Джезказган. С того времени доставленные по узкоколейной железной дороге грузы стали перегружаться на широкую колею, для чего была построена специальная станция, получившая название Перевалочная. После появления крупного медеплавильного комбината в Джезказгане медеплавильный завод в Карсакпае был закрыт.
В 1950-х годах посёлок Байконур стал местом размещения «бутафорского» космодрома. Фактическое место старта космических аппаратов было решено разместить в 400 километрах от этого посёлка, вблизи станции Тюратам на Оренбурго-Ташкентской железной дороге. Но для того, чтобы ввести в заблуждение советских граждан, вблизи Байконура были построены «ложные» стартовые площадки, которые, по замыслу авторов данной идеи, сверху должны были выглядеть так же, как и настоящие.
Возможно, закрытие участка Карсакпай - Байконур (конец 1950-х годов?) было связано с появлением «ложного» космодрома, который охранялся не менее строго, чем действующий космодром вблизи станции Тюратам. Позднее космодром в Тюратаме получил название Байконур, «псевдокосмодром» вблизи посёлка Байконур в настоящее время почти забыт.
По неподтверждённым данным, вплоть до последних дней работы узкоколейной железной дороги основным тяговым подвижным составом на ней были паровозы. Известно о наличии мотовозов МД54-4. Один мотовоз МД54-4 после ликвидации узкоколейной железной дороги был передан на детскую железную дорогу в городе Джезказган (Жезказган).
В конце 1970-х годов либо начале 1980-х годов узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.


Узкоколейная железная дорога (?) в посёлке Сарышаган. Возможный начальный пункт - посёлок Сарышаган, расположенный вблизи станции Сары-Шаган на железнодорожной линии Моинты - Берлик.

Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:200 000. Скорее всего всего, узкоколейной железной дороги в посёлке Сарышаган никогда не было. Обозначение на карте - ошибка картографов, в действительности по этому направлению пролегает железнодорожная линия широкой колеи.
В окрестностях посёлка Сарышаган находится военный полигон Сарышаган. Центр полигона - город Приозерск (он не обозначен в большинстве карт, изданных до 1991 года).
В материале, опубликованном в газете «Красная Звезда» http://www.redstar.ru/2001/12/18_12/4_01.html, упоминается узкоколейная железная дорога на строящемся полигоне. В действительности, скорее всего, речь идёт о железнодорожной линии широкой колеи.

23.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу