ID: 7351

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ

525

Павлодарская область — регион Казахстана. Центр — г. Павлодар. Площадь — 127,5 тыс. км², численность населения 745 тыс. чел. (2000).

ГОРОД АКСУ

Воскресенская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Аксу.
Узкоколейная железная дорога пролегала по направлению Воскресенская — Калкаман — Экибастуз. Она соединяла пристань на реке Иртыш в станице Воскресенская (с 1913 года село Ермак, с 1961 года город Ермак, с 1993 года — город Аксу) с угольными месторождениями, а также месторождениями медной руды. Основным назначением являлась доставка угля к пристани Воскресенская.
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1900 год. Дорога была построена на средства предпринимателя из Павлодара Дерова.
В 1910-х годах узкоколейная железная дорога стала казённой (государственной).
В результате разрушений, полученных в ходе Гражданской войны, добыча угля и руды в Экибастузе была прекращена, узкоколейная железная дорога была разобрана.
Позднее по направлению Экибастуз — Павлодар была построена железнодорожная линия широкой колеи.

ГОРОД ПАВЛОДАР

Павлодарская детская железная дорога. Местонахождение — город Павлодар.
По состоянию на 2009 год, узкоколейная железная дорога не действует, находится в непригодном для движения состоянии. Вероятность восстановления узкоколейной железной дороги крайне низкая.

ГОРОД ЭКИБАСТУЗ

Экибастузская детская железная дорога. Начальный пункт — город Экибастуз.

Топографическая карта масштаба 1:200 000, изданная в 1987 году
(узкоколейная железная дорога не обозначена).
Экибастузская детская железная дорога является одной из наименее известных детских железных дорог. Возможно, дорога была построена предприятием промышленного железнодорожного транспорта, и никогда не учитывалась в статистических данных по детским железным дорогам МПС СССР. Некоторую известность дорога получила лишь в 2004 году, после поездки в Экибастуз Михаила Уткина, автора сайта о железных дорогах Казахстана.
Узкоколейная железная дорога представляла собой кольцевую линию протяжённостью около 1 километра. Судя по архитектуре здания вокзала на единственной станции, она была построена в 1980-х годах. Единственным локомотивом являлся тепловоз ТУ7 (возможно, ранее он работал на Павлодарской детской железной дороге).
Узкоколейная железная дорога была ликвидирована в 2001 году, вскоре после того, как сгорело депо со всем находившимся в нём подвижным составом (тепловоз ТУ7, два вагона ПВ51). Рельсы вскоре были сняты.
По состоянию на 2004 год, сохранилось здание вокзала (используется не по назначению). На некоторых участках разобранного пути уложен асфальт.


Узкоколейная железная дорога Красноармейка — Коряковка. Предполагаемый начальный пункт — станция Красноармейка, расположенная на железнодорожной линии Спутник - Кулунда.

Узкоколейная железная дорога (?) на карте масштаба 1:1 000 000, изданной в 1963 году.

Железная дорога широкой колеи Красноармейка — Коряковка на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1990 году.

Железная дорога широкой колеи Красноармейка — Коряковка и узкоколейная железная дорога (?)
вблизи Коряковки на карте масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году.
Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) соединяла станцию Красноармейка (Красноармейка-Казахская) на магистральной железной дороге с озером Коряковским, на котором велась добыча соли.
Узкоколейная железная дорога была заменена железной дорогой широкой колеи не позднее 1960-х годов. По другой версии, линия Красноармейка — Коряковка всегда была ширококолейной.
Более вероятным представляется наличие сравнительно короткой узкоколейной железной дороги на Коряковском озере, предназначенной для вывоза соли к месту погрузки в вагоны широкой колеи.
30.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу