ID: 7359

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ АХАЛСКОГО ВЕЛАЯТА И ГОРОДА АШХАБАДА

77

Ахалский велаят (прежнее название Ашхабадская область) — регион Туркменистана. На территории велаята находится город Ашхабад (в состав велаята не входит). Центр — г. Рухабат, ранее центром региона являлся г. Ашхабад. Площадь — 95 400 км², численность населения 794 тыс. чел. (2002), с учётом г. Ашхабада — около 1 600 тыс. чел.

По состоянию на 2007 год, на территории Ахалского велаята и города Ашхабада имелась одна действующая узкоколейная железная дорога — Ашхабадская детская железная дорога
ГОРОД АШХАБАД

«Старая» Ашхабадская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская, расположенная в городе Ашхабаде (район города не установлен).
По информации от Д. Сутягина, первая детская железная дорога в городе Ашхабаде (на тот момент — столице Туркменской ССР и центре Ашхабадской железной дороги) была открыта в 1941 году. Официальное название — Малая Ашхабадская железная дорога. Имелись две станции: Первомайская (главная) и Пионерская. Тяговый подвижной состав был представлен по меньшей мере одним паровозом постройки Коломенского паровозостроительного завода (тип 63/65). На станции Первомайская было построено огромное (по масштабам детских железных дорог) здание вокзала.
Возможно, дорога проработала лишь около месяца — до 22 июня 1941 года. С началом Великой Отечественной войны движение было прекращено, подвижной состав через некоторое время был вывезен на прифронтовые узкоколейные железные дороги. После войны детская железная дорога не восстанавливалась.
По другой версии, Ашхабадская детская железная дорога исчезла после землетрясения в 1948 году (при котором город Ашхабад был почти полностью разрушен, погибло свыше 100 000 человек).
__________________________________________________________________________________________________
«Новая» Ашхабадская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Гёроглы, расположенная в городе Ашхабаде.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба
1:100 000 (состояние местности на 1980-е годы).

Местонахождение узкоколейной железной дороги на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»). Узкоколейная железная дорога на спутниковом снимке (источник — «Google Maps»)
Спустя 46 лет после открытия первой детской железной дороги в городе Ашхабаде появилась вторая «малая магистраль». Местом размещения детской железной дороги был выбран парк вблизи ВДНХ (выставки достижений народного хозяйства) Туркменской ССР.
По информации от С. Костыгова, в 1987 году Камбарский машиностроительный завод (г. Камбарка, Удмуртская АССР) отправил в адрес строящейся детской железной дороги тепловоз ТУ7А-2893. Поступили также три (по другим данным — два) пассажирских вагона ПВ51 производства Демиховского машиностроительного завода. 6 ноября 1987 года, в канун 70-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, новая детская железная дорога была открыта.
В 1996 году либо несколько позднее движение по узкоколейной железной дороге было прекращено. На протяжении приблизительно 10 лет дорога была законсервирована, при этом путь пришёл в негодность и частично зарос деревьями. Подвижной состав был разграблен. По состоянию на начало 2007 года, в вагонах почти не было оконных стёкол и внутреннего оборудования, у тепловоза отсутствовали почти все двери на капоте, был приведён в негодность двигатель.
В 2007 году дорога была восстановлена по инициативе Министерства железнодорожного транспорта Туркменистана. Тепловоз и вагоны прошли капитальный ремонт в депо Ашхабад, был обновлён путь, отремонтированы станционные сооружения. 2 сентября 2007 года состоялась торжественная церемония открытия детской железной дороги.
По состоянию на октябрь 2007 года, дорога работала. По неподтверждённым данным, она обслуживалась взрослыми сотрудниками, однако в будущем предполагался переход на обслуживание юными железнодорожниками.
По состоянию на 2007 год, детская железная дорога имеет конфигурацию кольца протяжённостью немногим более 1 километра. Помимо одной действующей станции, имеется одна недостроенная станция. Среди подвижного состава — тепловоз ТУ7А-2893 и три пассажирских вагона.
http://www.turkmenistan.gov.tm/?idr=7&id=070902b «По парку — на поезде» (сообщение Государственного информационного агентства Туркменистана, 2 сентября 2007 года)
http://photofile.ru/users/chicca/3188050/ — фотографии, сделанные 13 октября 2007 года

__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Ашхабад — Фирюза. Начальный пункт — город Ашхабад.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000 (нанесена условно).

Упоминание узкоколейной железной дороги в «Путеводителе по Туркестану и железным
дорогам Среднеазиатской и Ташкентской» (5-е издание, 1912 год).
Эта узкоколейная железная дорога связывала город Ашхабад (Асхабад) с курортным посёлком Фирюза. Узкоколейная железная дорога была построена в целях улучшения сообщения между городом и курортом, который служил местом отдыха зажиточного городского населения от изнурительной летней жары.
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1906 год. Ширина колеи не установлена (возможно, 1000 мм либо 1067 мм), протяжённость — 37 километров. Сведений о подвижном составе нет.
По утверждению авторов «Путеводителя по Туркестану и железным дорогам Среднеазиатской и Ташкентской» (5-е издание, 1912 год), дорога открывалась для движения только летом.
В период Первой мировой войны (в 1916 либо 1917 году) узкоколейная железная дорога была разобрана. Подвижной состав и верхнее строение пути было использовано на военно-полевых узкоколейных железных дорогах.
http://www.zemlyaki.org/forum/viewtopic.php?p=7954&sid=9896df344afcf226e5bb67ae3fd8d4f7 — обсуждение узкоколейной железной дороги Ашхабад — Фирюза
22.12.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу