ID: 3580

КОУРОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

596
Коуровская узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, принадлежала Коуровскому леспромхозу. Главная станция узкоколейной железной дороги находилась в посёлке Прогресс, расположенном вблизи станции Коуровка на железнодорожной линии Кузино — Екатеринбург.
Коуровский леспромхоз имеет более чем двухсотлетнюю историю. Согласно материалам книги «История развития лесной промышленности Среднего Урала», изданной в г. Екатеринбурге в 1997 году, освоение лесного массива между реками Чусовая и Большой Шишим началось в 1758 году в связи с пуском железоделательного завода графа Ягужинского в посёлке Новая Утка.
В 1908 году, после открытия железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург со станцией Коуровка, здесь был открыт двухрамный лесопильный завод, принадлежавший промышленнику Рунавценову.
Ориентировочный период открытия первого участка узкоколейной железной дороги вблизи Коуровки — 1930-е годы.

Конная тяга на лесовозной узкоколейной железной дороге в Коуровском леспромхозе, 1941 год.
Фотография из книги «История развития лесной промышленности Среднего Урала»,
изданной в г. Екатеринбурге в 1997 году, автор-составитель М.Ф. Маслюков.
В 1970-х годах протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 100 километров. В 20 километрах от Прогресса (Коуровки) на магистрали узкоколейной железной дороги находился крупный лесной посёлок Новая Трёка. Между Коуровкой и Новой Трёкой существовало регулярное пассажирское движение.
В 1980-х объём работы узкоколейной железной дороги существенно сократился, лес стал вывозиться в основном автотранспортом.
26 августа 1991 года в Коуровке побывал исследователь железных дорог Олег Огнев. Им были сделаны исключительно ценные для истории фотографии.
По информации от О. Огнева, на тот момент узкоколейная железная дорога находилась в состоянии глубокого упадка. Регулярное движение было только от Коуровки до Новой Трёки — для обеспечения транспортом жителей лесного посёлка.
В первой половине 1990-х годов посёлок Новая Трёка был ликвидирован. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
В сентябре 2002 года автор побывал в посёлке Прогресс (Коуровка). Описание поездки, включавшей посещение Коуровки, находится здесь: http://infojd.ru/dop/poezdka2002ural.html.
На тот момент в посёлке Прогресс сохранялся светофор, фрагменты тепловозов и съёмной мотодрезины («пионерки»). Облик бывшей станции указывал на то, что узкоколейная железная дорога разобрана достаточно давно.

19.12.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»
на главную страницу