ID: 66

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ГАНЦЕВИЧСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

175
Узкоколейная железная дорога Ганцевичского торфопредприятия находится в Борисовском районе Минской области Республики Беларусь. Главная станция расположена в посёлке Гáнцевичи. Узкоколейная железная дорога изолированная, значительно удалена от железных дорог широкой колеи.
Не следует путать посёлок Гáнцевичи Борисовского района Минской области с городом Ганцевичи Брестской области, расположенным на железной дороге Барановичи — Лунинец. А также с восемью деревнями, носящими такое же название.
Строительство торфопредприятия началось в 1950-х годах. Изначально его хотели разместить у деревни Ганцевичи Логойского района Минской области. Затем проект поменялся: центральный посёлок решили строить вблизи деревни Горелый Луг Борисовского района. При этом посёлку присвоили название Ганцевичи.
В 1956 году на месте будущего посёлка Ганцевичи простирался лес. Посёлок построен «с нуля», стал красивым и благоустроенным.
Активное строительство началось в 1957 году. Было образовано Ганцевичское строительное управление. В 1958 году появились первые 4 временных жилых барака, столовая и магазин.
В 1961 году был добыт первый торф. В 1962 году открыт полубрикетный завод, к концу года было выпущено 233 тысячи тонн полубрикета.
1 января 1977 года открыт полноценный торфобрикетный завод. На базе полубрикетного завода возник цех неторфяной продукции с участком стального литья.
Узкоколейная железная дорога здесь, предположительно, начала строиться вместе с торфопредприятием. Изначально она составляла часть большой сети, включавшей торфопредприятия «Усяж», «Чистик» (посёлок Плещеницы), «Зелёный Бор» и другие. Детальная информация о сети — на странице торфопредприятия «Усяж».
Торф перевозился по узкоколейной железной дороге на десятки километров. Основным потребителем была Смолевичская ГРЭС в городе Жодино.
С конца 1970-х годов Смолевичская ГРЭС не использует торф. Единая сеть узкоколейных железных дорог была разобрана. Узкоколейная железная дорога на Ганцевичском торфопредприятии с того времени является изолированной.
По состоянию на 2012 год, Ганцевичское торфопредприятие действует и имеет перспективы работы. Основной потребитель торфа — ОАО «Торфобрикетный завод «Цна» в Ганцевичах. Торфяной брикет используется как топливо в Борисовском районе и прилегающих районах.
Имеется одна полевая база к северу от Ганцевичей. Протяжённость узкоколейной железной дороги — около 10 километров. Каждый рабочий день есть движение. Пассажирский вагон пускают не всегда, обычно только в сезон добычи.
Поездка автора, 2012 год
Поездка в Беларусь — третья крупная экспедиция 2012 года. Основные целевые объекты — Кабушкино и Ганцевичи.
Электропоезд Москва — Можайск от станции Кунцево. Электропоезда Можайск — Вязьма, Вязьма — Смоленск, вечерний электропоезд Смоленск — Орша. Поезд дальнего следования Витебск — Барановичи от Орши до Барановичей-Полесских, ночь в пути. Автобусом в Кабушкино.
В Кабушкино проехать по узкоколейной железной дороге не удалось, был временный перерыв в движении.
Пешком в Барановичи, поход к Жлобинскому озеру. «Быстрым» швейцарским электропоездом в Минск.
Пешком на станцию Институт Культуры, исконное название Минск-Брестский. Электропоездом до платформы Печинский. Ночёвка в замаскированном месте в лесу на окраине Борисова.
Подъём ранним утром, в сумерках. На календаре 12 апреля — день первого космического полёта Юрия Гагарина.
Пешком на автовокзал города Борисова. Он находится в странном и неудобном месте, за много километров от железнодорожного вокзала. Расположение было выяснено заранее.
Ганцевичи — пожалуй, самая труднодоступная из узкоколейных железных дорог Беларуси, в силу удалённости от ширококолейных железных дорог.
Для Архангельской области, к примеру, удалённость на 45 километров — это было бы немного. Там есть случаи удалённости на сотни километров (Рочегда). Но в Беларуси — воспринимается, что это очень много!
С автобусными ценами, как выяснилось — «озверели»! 45 километров от Борисова до Ганцевич на автобусе стоили 23 320 Br (2,90 USD, 86,40 RUR). Пришлось отдать.
На автобус от Борисова — грабительская цена, таких автобусных тарифов нет даже в Подмосковье! В плацкартном вагоне, не говоря о более дешёвом общем, в комфортных условиях за такие деньги можно пересечь всю Беларусь, едва ли не в пятнадцать раз большее расстояние! Автобус — в пятнадцать раз дороже поезда...
Поездка на автобусе длительная. Пассажиров очень мало. Рассматриваю любимую Беларусь — лучшее место на планете.
На моём «крайнем севере» в эти дни полно снега. Здесь от проклятой зимы нет и следа. Зелёной листвы в этих местах ещё нет, хотя вчера я застал её под Барановичами.
В 7:55 я добрался до узкоколейной железной дороги. Как выяснилось, узкоколейная железная дорога активно действует. Отношение было хорошим.
Доезжаю в кабине тепловоза ТУ8-0418 до полевой базы. Первая проезженная узкоколейная железная дорога 2012 года, всего 301-я — в Ганцевичах!
Тотальная пешая фотодокументация линии от полевой базы до посёлка.
В ходе поездки были выявлены тепловозы и мотовозы: ТУ8-0418, ТУ6МБ-0172, ЭСУ2А-956, ТУ7МБР-0157, ТУ6МБ-0155, кабина ТУ4-2113, ТУ6МБ-2449, ТУ6МБ-0172.
Эта узкоколейная железная дорога рекомендуется для посещения интересующимися. В отличие от более доступного и близкого к Минску Усяжа, где с попаданием на узкоколейную железную дорогу весьма сложно, станция окружена забором и используются электронные пропуска на КПП.
Проблем с проездом в Ганцевичах нет. В то же время надеюсь, что благодаря относительной удалённости этого места поездки любителей туда не примут массовый характер и отношение не испортится.
Возвращаться в Борисов решаю автостопом, избегая чрезмерно дорогого автобуса. Быстро подвезли до села Иканы, затем до Зембина.
Зембин — крупное старинное село. Интересное место, исторически ценное. Здесь есть старинный католический костёл — к сожалению, в полуразрушенном состоянии.
Осмотрев Зембин, направляюсь на выезд в сторону Борисова, до которого 25 километров. И здесь «застреваю» примерно на полтора часа.
Остановился водитель грузовой машины. Он довёз до Борисова «нетрадиционной» дорогой вдоль военных полигонов.
Пешком по вечернему Борисову на вокзал. Электропоездом до Орши.
Ночёвка в замаскированном месте на окраине Орши. Подъём в 3:05. Электропоезд Орша — Смоленск отправлением в 3:50.
13 апреля в 17:55 по московскому времени выхожу из электропоезда Вязьма — Москва на станции Кунцево. Теперь только метро на Курский вокзал.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ НА ТОРФОМАССИВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОЛЕВАЯ БАЗА И ОКРЕСТНОСТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЛЕВАЯ БАЗА И ОКРЕСТНОСТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПРОСЛЕДОВАНИЕ ПОЕЗДА С ТОРФОМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТОРФОБРИКЕТНЫЙ ЗАВОД)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ДЕПО)

26.03.2016 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу