ID: 352

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «УСЯЖ»

376
Торфопредприятие «Усяж» (торфобрикетный завод «Усяж») находится в посёлке ýсяж Смолевичского района Минской области Республики Беларусь.
Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Усяж» является одной из самых активно работающих узкоколейных железных дорог Беларуси и мира. По объёмам работы Усяж опережает только Старобин. По протяжённости впереди Усяжа находится узкоколейная железная железная дорога Житковичского торфопредприятия.
Создание торфопредприятия под городом Смолевичи было запланировано до Великой Отечественной войны.
Работы начались весной 1941 года. Но вскоре они вынужденно прекратились. Окрестности Минска были оккупированы спустя считанные дни после нападения Германии на СССР.
В 1946 году строительство торфобрикетного завода возобновилось. В 1949 году началась добыча фрезерного торфа.
27 июня 1952 года торфобрикетный завод «Усяж» выпустил первую продукцию. Этот день считается датой основания завода.

Историческая справка. Управление торфопредприятия, 2008 год.
Одновременно с заводом был построен посёлок Усяж, расположенный между деревнями Шпаковщина и Дубовики.
Проектная мощность завода — 50 тысяч тонн торфобрикета. В 1968 году она была перекрыта в 2,5 раза, составив 125 тысяч тонн.

Информационный плакат. Конец 1950-х годов.

Публикация в журнале «Торфяная Промышленность». 1980 год.
Узкоколейная железная дорога не ограничивалась одной линией от торфобрикетного завода до болота. Вместе с торфопредприятием «Усяж» строились ещё три торфопредприятия — Ганцевичское (посёлок Ганцевичи Борисовского района), «Чистик» (посёлок Плещеницы Логойского района), Смолевичское или Зелёный Бор (посёлок Зелёный Бор Жодинского района).
Все эти торфопредприятия были соединены единой сетью узкоколейных железных дорог. Она начала работать в 1950-х годах.
На небольшой части этой сети были использованы линии узкоколейных железных дорог или их насыпи, построенные до войны: от Жодино в сторону Зелёного Бора, военно-полевая линия в районе деревни Чеботари.
Публикация о единой сети узкоколейных железных дорог: http://francis-maks.livejournal.com/104595.html
Единая сеть узкоколейных железных дорог Усяж — Плещеницы — Ганцевичи — Зелёный Бор была крупнейшей в Белорусской ССР. Протяжённость составляла свыше 100 километров.
В отличие от крупных сетей узкоколейных железных дорог РСФСР (например, на востоке Московской области, в Кировской области), здесь не было ППЖТ или транспортного управления.
Узкоколейная железная дорога пересекала магистральную железную дорогу широкой колеи по путепроводу, расположенному к западу от станции Жодино. Имелось соединение с широкой колеёй, позволявшее непосредственную перегрузку подвижного состава с широкой колеи на узкую.
Торф по единой сети узкоколейных железных дорог поступал на Смолевичскую ГРЭС, открытую в 1951 году. Несмотря на название, она находится не в Смолевичах, а в Жодино. С 1979 года — Жодинская ТЭЦ.
Относительно недалеко, в посёлке Черницкий Смолевичского района, находилось торфопредприятие «Красное Знамя». На нём тоже была узкоколейная железная дорога. Но она не составляла часть единой сети.
Помимо торфа, по единой сети узкоколейных железных дорог перевозились и другие «народнохозяйственные» грузы. Имелось пассажирское движение.
В 1973 году Смолевичский завод железобетонных изделий начал выпуск железобетонных узкоколейных шпал. Одним из главных потребителей стала узкоколейная сеть Смолевичского района.
Но железобетонные шпалы появились на узкой колее значительно раньше. Уже в 1950-х годах железобетонные шпалы для узкоколейных железных дорог выпускал Минский завод железобетонных изделий
В конце 1970-х годов Смолевичская ГРЭС перестала использовать торфяное топливо. Единую сеть узкоколейных железных дорог было решено разобрать. За короткое время большое железнодорожное хозяйство было «пущено под нож».
После ликвидации единой сети в 1980-х годах продолжали действовать четыре изолированные узкоколейные железные дороги: торфопредприятия «Усяж», торфопредприятия «Чистик» (посёлок Плещеницы), торфопредприятия «Зелёный Бор», Ганцевичского торфопредприятия.
В Плещеницах и Зелёном Бору узкоколейные железные дороги были разобраны в начале 1990-х годов. В Ганцевичах и Усяже, по состоянию на 2014 год, узкоколейные железные дороги продолжают активно работать.
В 1990-х годах была построена линия на торфомассив к северо-западу от Усяжа, в окрестностях посёлка Черняховский и деревни Усяжа.
Ориентировочно в 2010 году была разобрана ветвь на торфомассив у деревни Юзефово.
Несколько позже, ориентировочно в конце 2012 года, была открыта новая, сравнительно крупная линия в западном направлении, к деревне Рудня. Она строилась как продолжение линии на торфомассив у Черняховского.
Максимальная удалённость от Усяжа по новой линии — около 9 километров. У деревни Рудня построен железобетонный мост через реку Усяжа. Это — одна из самых крупных «узкоколейных» строек Беларуси.
Продолжает действовать старая линия в район озера Великое, на производственный участок Юрьево.
Поездка автора (13 ноября 2008 года, полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2008by.html)
Я прибыл в Усяж вечером, 12 ноября, автобусом из районного центра — Смолевич. Ночёвка в подвале многоэтажного дома, так как ночью минусовая температура.
Как выяснилось, здесь всё очень строго. Территория главной станции узкоколейной железной дороги огорожена бетонным забором с колючей проволокой. Вход — по электронным пропускам. Нигде более в торфяной промышленности такого не встречалось.
Потом из старых фотографий я узнал, что в 1960-е годы здесь был не только забор вокруг завода, но даже шлагбаум в точке подхода узкоколейной железной дороги к заводу! Хотя едва ли был пропускной режим: скорее всего, это было нужно для учёта поездов.
Проезд в пассажирском поезде разрешается исключительно работникам торфопредприятия, причём заранее включённым в список. За пределами огороженной территории официально поезд не останавливается.
Узкоколейная железная дорога активно действует. Движение здесь ежедневное, объём вывоза торфа значительный. Перевозки рабочих в пассажирских вагонах осуществляются круглый год.

Расписание движения пассажирских поездов,
а также служебного автобуса. 2008 год.

Я добился встречи с директором торфопредприятия. Объясняю ему смысл и цели своей работы. Оставляю свою книгу, копии статей о себе.
Руководитель оказался доброжелательным человеком. Это типично для Беларуси, хотя бывают и исключения — в Старобине отношение было противоположным.
Было получено разрешение неограниченно осматривать и фотографировать узкоколейную железную дорогу. Я скопировал исторические фотографии, некоторые исторические документы.
Проезжаю в тепловозе ТУ8-0376 до полевой базы «Юрьево» и далее — до мест погрузки торфа.
По пути наблюдаю необычную «бутафорскую» деревню. Оказывается, это «белорусский Голливуд», где регулярно снимают фильмы. В киносъёмках периодически задействуется и узкоколейная железная дорога.
Здесь ведутся графики исполненного движения поездов. Главная станция никак не называется — она просто «станция». Далее следуют такие пункты: стрелка №22 (0,73 км) — начальный пункт строящейся линии к деревне Рудня, производственный участок №3 (на ответвлении в сторону Рудни, 3 км), разъезд №1 (1,1 км), стрелка №25 (2,1 км), разъезд (10 км), производственный участок «Юрьево» (12 км).
Отмечен также производственный участок №2 (8 км). Между тем, на 8-м километре главного хода никаких торфоразработок нет. Скорее всего, этот участок находился в окрестностях деревни Юзефово.
Действуют два производственных участка (полевые базы), самая дальняя из них — Юрьево. Третий производственный участок недавно закрыт.
Линию в район деревни Юзефово, вероятно, скоро разберут. Залежи торфа там исчерпались.
Вернувшись в Усяж, осматриваю тепловозы на станции. В этом помог начальник узкоколейной железной дороги. Он открыл несколько запертых помещений, где хранятся локомотивы.
Впечатляют масштабы главной станции. Есть вагоноопрокидыватели, есть переходной мост над путями! Торфобрикетный завод тоже огромный.
В Усяже непередаваемое ощущение: станция с огромным количеством вагонов, на бортах которых указана дата изготовления — «10.2008», то есть месяц назад! На новом участке — рельсы Р43 и скорости 30-40 км/ч.
Здесь работают новые по внешним признакам тепловозы, прошедшие капитальный ремонт в Борисове. К сожалению, при капитальном ремонте часто теряется номер, вместо него присвается вымышленный.
Были обследованы и сфотографированы следующие локомотивы:
ТУ8-0376
ТУ8-0093
ТУ8-0427
ТУ7-1024
ТУ7А-2987
ТУ6МБР-3794 (предположительно, ранее ТУ6А-3794)
ТУ7МБ-5401 (номер заведомо «левый», тепловозов ТУ7 построено меньше 4 тысяч)
ТУ8МБ-90275 (ранее ТУ8-???)
ЭСУ2А-589 ( «будка на колёсах»)
АМ1-288 (превращена в сарай на территории завода)
ЭСУ2А, номер не установлен. Работает, неоднократно участвовала в киносъёмках, именно поэтому номера закрашены, зато нанесена дореволюционная железнодорожная символика.
Ещё одна ЭСУ2А в момент поездки находилась на реконструкции в Борисове.
По информации от С. Костыгова, тепловоз ТУ8-0093 изначально находился на Свитском торфопредприятии в Смоленской области. ЭСУ2А-589 — скорее всего, из Рославльского торфопредприятия в Смоленской области.
ТУ8МБ-90275, по мнению С. Костыгова, мог быть сделан из ТУ8-149.
Тепловоз ТУ8-0427 загадочен. Табличка на нём выглядит оригинальной. Но тепловоз с таким же номером находился до 2007 года в Великом Бычкове (Закарпатская область). Затем был перевезён на узкоколейную железную дорогу Гуамка — Мезмай в Краснодарском крае.
Какой из двух тепловозов ТУ8-0427 является настоящим — не выяснено.
По информации от С. Костыгова, с Камбарского машиностроительного завода сюда поступал также тепловоз ТУ6А-3749.

Совершаю поездку по другой линии — новой, которая ведёт в сторону посёлка Черняховский. Здесь частично уложены тяжёлые «ширококолейные» рельсы. Линию будут продлять дальше, за автодорогу Смолевичи — Логойск, к деревне Рудня.
Вернувшись в Усяж, снова иду в контору торфопредприятия. Беседую с руководителем, копирую исторические материалы, которых здесь немало. Спасибо за поддержку!
В темноте уезжаю микроавтобусом в Смолевичи. Далее — электропоездом в Оршу.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ПОЕЗДКА В СТОРОНУ ЮРЬЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОЕЗДКА ПО ГЛАВНОЙ ЛИНИИ, «КИНОДЕРЕВНЯ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ПОЕЗДКА ПО ГЛАВНОЙ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОЕЗДКА ПО ГЛАВНОЙ ЛИНИИ, СТАНЦИЯ ЮРЬЕВО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (СТАНЦИЯ ЮРЬЕВО, МАНЁВРЫ, ПУТЕУКЛАДЧИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (СТАНЦИЯ ЮРЬЕВО, ПОЕЗДКА К МЕСТУ ПОГРУЗКИ ТОРФА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ, РАБОТА ПУТЕУКЛАДЧИКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ, ЗАГРУЗКА ВАГОНОВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В УСЯЖЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ В ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ПОЕЗДКА ПО НОВОЙ ЛИНИИ В СТОРОНУ ДЕРЕВНИ РУДНЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17) (ПОЕЗДКА ПО НОВОЙ ЛИНИИ В СТОРОНУ ДЕРЕВНИ РУДНЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПОЕЗДКА ПО НОВОЙ ЛИНИИ В СТОРОНУ ДЕРЕВНИ РУДНЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 19) (ПОЕЗДКА ПО НОВОЙ ЛИНИИ В СТОРОНУ ДЕРЕВНИ РУДНЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 20) (ПОЕЗДКА ПО НОВОЙ ЛИНИИ В СТОРОНУ ДЕРЕВНИ РУДНЯ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)

14.12.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу