ID: 219

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОШМЯНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

119
Ошмянское торфопредприятие (Ошмянский торфобрикетный завод) находится в деревне Кольчуны, расположенной в 7 километрах от города Ошмяны — центра Ошмянского района Гродненской области.
В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога торфовозного назначения. Она необычна тем, что не посещалась любителями и исследователями железных дорог вплоть до 2012 года.
Ошмянское торфопредприятие работает с 1965 года. Узкоколейная железная дорога была построена одновременно с торфопредприятием. Первоначально торф добывался на ближайшем к Кольчунам торфомассиве, у деревни Берники. Затем добыча торфа была развёрнута на торфомассиве «Микулишки».
По состоянию на 2012 год, добыча торфа ведётся только на торфомассиве «Микулишки». Максимальная удалённость линии узкоколейной железной дороги от начальной точки — около 18 километров.
Пассажирские (рабочие) поезда на узкоколейной железной дороге не курсируют с 1980-х годов. Доставка рабочих на производственный участок производится автобусом торфопредприятия.
Западная часть линии узкоколейной железной дороги находится в пограничной зоне, что создаёт значительные трудности. Работники торфопредприятия имеют пропуска в пограничную зону сроком действия на год. Пропуска могут проверить даже на торфомассиве. Пограничный режим в Беларуси является строгим.
Полный список тягового подвижного состава узкоколейной железной дороги Ошмянского торфопредприятия, по состоянию на 16 ноября 2012 года: ТУ7-2138 — ожидает капитального ремонта, ЭСУ2А-1026 (прибыла из Рошаля), ТУ6А-2921 (прибыл из Рошаля), ТУ6МБ-7/3 (вымышленный номер, присвоен в ходе капитального ремонта в Борисове), МД54-4 с неустановленным номером — несамоходный снегоочиститель.
В ноябре 2012 года я осмотрел узкоколейную железную дорогу, не добравшись до её конца. Я немало побеседовал с работниками торфопредприятия, в основном путейцами. Условия работы здесь тяжёлые, зарплаты низкие. Работа путейцев — круглогодичная, не прекращается в лютый мороз и снегопад.
На протяжении трёх километров, примерно от деревни Болтуп до деревни Вельбутово, на линии узкоколейной железной дороги уложены тяжёлые «ширококолейные» рельсы и пропитанные шпалы. Работу по ремонту пути выполнили Железнодорожные войска. На остальных участках состояние пути оставляет желать лучшего.
Каждый день примерно в 8-9 часов из торфобрикетного завода на торфополя отправляются под загрузку два поезда. В выходные дни обычно движение есть, такое же, как и в рабочие. Поезда возвращаются на завод обычно к 17 часам, но бывает, что и среди ночи.
Большинство работников торфопредприятия живут в деревне Кольчуны. На карте 1988 года издания она отмечена как посёлок Заводской, но на 2012 год такого названия нет. Автобус торфопредприятия каждое утро вначале следует из Кольчун в Ошмяны, собирает некоторых работников, проживающих в городе. Затем автобус следует на торфобрикетный завод и на полевую базу у деревни Буняны. Вечером автобус идёт с полевой базы на торфобрикетный завод и далее на Ошмяны.
Узкоколейная железная дорога имеет перспективы работы. Запасов торфа на торфомассиве «Микулишки» при существующих темпах добычи хватит как минимум на 40 лет.
Необычный факт: данная узкоколейная железная дорога показана на всех топографических картах, о ней знают все небезразличные к железным дорогам. Но никто из них, насколько известно, здесь не бывал до 16 ноября 2012 года, когда я добрался до деревни Кольчуны.
Известный исследователь железных дорог из Москвы Сергей Костыгов сообщал мне: ни он, ни кто-либо из известных ему людей (таковых много) это место не посещал.
Ни одной фотографии узкоколейной железной дороги Ошмянского торфопредприятия к 16 ноября 2012 года в Сети не было. Выложенные на этой странице фотографии стали гарантированно первыми в Сети. Хотя эта узкоколейная железная дорога — не самая маленькая по своим масштабам!
Это совершенно удивительно, учитывая, что данная узкоколейная железная дорога находится в Беларуси, а не в Туркменистане! Причём не где-то в дальнем уголке Полесья, а в двух часах езды на автомобиле от Минска! Как такое было возможно?!

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В КОЛЬЧУНАХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ,
НАЧАЛО ПЕШЕГО ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2012 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (ПЕШЕЕ ФОТОДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ЛИНИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)

16.12.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Гродненской области»
на главную страницу