ID: 375

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ВЕРТЕЛИШКИ»

325
Торфопредприятие «Вертелишки» находится в посёлке Вертели́шки Гродненского района Гродненской области, в 10 километрах от города Гродно. В ведении торфопредприятия находится одна из самых длинных узкоколейных железных дорог Республики Беларусь. Протяжённость линии узкоколейной железной дороги от главной станции в Вертелишках до самой дальней точки торфомассива «Светлое» составляет около 30 километров.
Узкоколейная железная дорога примечательна наличием крупного (по меркам железных дорог колеи 750 мм) искусственного сооружения — моста через озеро Белое.
Торфопредприятие было создано в 1955 году. Узкоколейная железная дорога была открыта одновременно с торфопредприятием. Основным потребителем добытого торфа на протяжении всей истории торфопредприятия является торфобрикетный завод, расположенный в Вертелишках. Несмотря на близость к железным дорогам широкой колеи (от Вертелишек до ближайшей точки на железной дороге широкой колеи — 4 километра), узкоколейная железная дорога не имеет выхода к широкой колее.
Эта узкоколейная железная дорога отличается необычно большой для таких дорог протяжённостью линии от торфобрикетного завода до торфомассива — более 25 километров (с учётом путей до самой дальней точки торфомассива — около 30 километров). Тем не менее, дорога никогда не отличалась высокой технической оснащённостью, большим количеством подвижного состава и большим путевым развитием. В этом отношении она выглядит значительно скромнее, чем многие другие узкоколейные железные дороги, в том числе более короткие.
В 1970-х годах на узкоколейной железной дороге работали различные мотовозы. Сведений о других локомотивах нет, хотя скорее всего они были.

«Доска показателей» на территории торфобрикетного завода. Ориентировочно 1970-е годы. Видны два мотовоза, один из них — МД54-4.
Фотография была предоставлена автору в 2008 году сотрудниками торфопредприятия «Усвиж-Бук» (Витебская область).


Увеличенный фрагмент этой же фотографии.


Вид сверху на территорию торфобрикетного завода и призаводскую часть посёлка Вертелишки. Ориентировочно 1970-е годы.
Фотография была предоставлена автору в 2008 году сотрудниками торфопредприятия «Усвиж-Бук» (Витебская область).


Увеличенный фрагмент этой же фотографии.


Увеличенный фрагмент этой же фотографии.


«Технологическая схема торфобрикетного завода Вертелишки». Ориентировочно 1970-е годы. Фотография была предоставлена
автору в 2008 году сотрудниками торфопредприятия «Усвиж-Бук» (Витебская область).
vertelichki_ist06.jpg
По информации от С. Костыгова, в 1983 году с Камбарского машиностроительного завода на узкоколейную железную дорогу был отправлен тепловоз ТУ6А-2817. В 1985 году был отправлен тепловоз-дрезина ТУ6Д-0232.
В 1990-х годах объём работы торфобрикетного завода уменьшился, узкоколейная железная дорога стала приходить в упадок. В 1999 году торфопредприятие находилось на грани банкротства.
С середины 2000-х годов торфопредприятие стало возрождаться. Начался ремонт магистрали узкоколейной железной дороги силами Железнодорожных войск. На узкоколейную железную дорогу стали поступать тепловозы, прошедшие капитальный ремонт на Борисовском 140-м танкоремонтном заводе. Фактически, это новые тепловозы.
В январе 2007 года на узкоколейной железной дороге произошла авария с тяжёлыми последствиями: на пересечении с автодорогой Озёры — Новая Руда тепловоз столкнулся с автомобилем, следовавшим через переезд на большой скорости.

Цитата из публикации в газете «Беларускi час», номер от 12 января 2007 года, автор — О. Ануфриева (http://www.belchas.by/index.php?date=12_1_2007&number=):
Трагедией обернулась беспечность молодого водителя, решившего проскочить железнодорожный переезд.
Инцидент произошел аккурат на Рождество. Трое молодых гродненцев с двумя девушками решили прокатиться в расположенный неподалеку от областного центра оздоровительный комплекс «Приозерный». Маршрут автомобиля «Ниссан-Микро», на котором компания отправилась отдыхать, как раз проходил через узкоколейку, связывающую торфобрикетный завод в деревне Вертилишки Гродненского района с торфяными разработками.
21-летний водитель иномарки, игнорируя знак «Движение без остановки запрещено», на скорости, превышающей 100 км/час, устремился к железнодорожному переезду. Стоявший на противоположной стороне железнодорожного полотна очевидец ДТП подавал знаки светом фар своего авто о надвигающейся опасности, но лихач решил проскочить... И угодил прямиком под груженый торфокрошкой состав, который протащил автомобиль около 70 метров.
В результате аварии одна девушка погибла, четверо остальных пассажиров получили различные травмы.

В 2008 году Железнодорожными войсками ВС Республики Беларусь был капитально отремонтирован (фактически построен заново) мост через озеро Белое.

Цитата из материала «Военные железнодорожники отмечают свой профессиональный праздник», 06.08.2008 (http://www.ctv.by/news/~news=15484):
Воюют солдаты стальных магистралей и на торфопредприятии «Вертелишки». Они уже отремонтировали несколько десятков километров железнодорожных путей. И всего за месяц возвели вот этот мост для узкоколейки.
Мы посетили лишь два из 35 объектов где трудятся солдаты стальных магистралей. Положительные отзывы об их работе — лучшее свидетельство профессионализма. В перспективе труд этих специалистов станет еще эффективнее. Уже в ближайшее время в войска поступит новая современная техника. По мнению железнодорожников, она позволит строить не только быстрее, но и качественнее.

По состоянию на конец 2008 года, торфопредприятие работало. По узкоколейной железной дороге ежедневно следовали 2 поезда с торфом на Вертелишки. Продолжался ремонт пути силами Железнодорожных войск.
Особенностью торфопредприятия «Вертелишки» является тот факт, что на торфомассиве имеется лишь одна полевая база, причём она находится в стороне от узкоколейной железной дороги. Доставка рабочих от посёлка Вертелишки до полевой базы производится «вахтовкой» — приспособленным для перевозки людей автомобилем «Урал».
Согласно планам развития торфопредприятия, предполагается дальнейший ремонт пути, полная замена подвижного состава узкоколейной железной дороги.
http://pda.sb.by/post/102321/ — публикация в газете «Беларусь Сегодня»,
посвящённая торфопредприятию «Вертелишки», 2010 год
http://old.wikimapia.org/#lat=53.7051984&lon=23.9957768&z=18&l=1&m=s&v=9 — главная станция
узкоколейной железной дороги на спутниковых снимках


Список тягового подвижного состава, по состоянию на декабрь 2008 года ТУ7-1670 (номер выведен краской по закрашенной табличке)
струг УПС (на табличке условно читается только цифра 8)
Разгромленная ЭСУ1-551 (номер по табличке). Краской выведено именно «ЭСУ1», а не «ЭСУ1А».
ТУ7МБР-1603, инвентарный номер 2.
ТУ7МБ-1304, инвентарный номер 1.
ТУ8-0119 (номер по табличке). Реконструкцию не проходил.
Со слов работников торфопредприятия, ранее работал в Российской Федерации.
ЭСУ2А, номер не установлен (заводская табличка снята)
ТУ7А, номер не установлен (находится в процессе ремонта)
Неустановленный разгромленный ТУ6А (возможно, ТУ6А-2817)
АМ1-275. Используется как хозяйственное помещение на полевой базе.
Путеукладочный поезд 966 (согласно табличке). Используется вместе с ЭСУ2А.

______________________________________________
______________________________________________
Поездка автора (2008 год)
Прибываю в Гродно поздним вечером 9 декабря 2008 года на пригородном поезде Барановичи — Волковыск — Гродно. Необычная дата поездки была обусловлена тем, что зима в 2008 году в районе Москвы наступила только в середине декабря (а в районе Гродно — вероятно, ещё позже). Это позволило существенно продлить экспедиционный сезон.
Я планировал выйти на станции Аульс и пройти оттуда пешком в Вертелишки (расстояние — 4 километра). Билет был взят от Барановичей до Аульса. Но пригородный поезд оказался ускоренным и на станции Аульс не остановился.
В Гродно переписываю расписание движения поездов на железнодорожном вокзале для завтрашнего выезда дальше по маршруту, фотографирую польский электропоезд EN57, затем иду на автовокзал. Автобусов в сторону Вертелишек, разумеется, уже не было. Выхожу в направлении Вертелишек пешком (расстояние от вокзала Гродно до станции узкоколейной железной дороги в Вертелишках — 10 километров). Спустя примерно час, встретив в селе Путришки недостроенный дом, располагаюсь в нём на ночлег. Ранним утром, в полной темноте, поднимаюсь и выхожу на автобусную остановку (благо, здесь на остановках вывешено расписание). Первым утренним автобусом доезжаю до Вертелишек.
Вертелишки — сельский населённый пункт, довольно широко известный благодаря тому, что в нём находился колхоз-миллионер «Прогресс». Вертелишки называли образцово-показательным сельским посёлком. Его фотография была размещена в «Большой Советской энциклопедии». Расположенное в Вертелишках торфопредприятие всегда находилось в «в тени» колхоза «Прогресс» и особой известности не имело.
Производственные территории торфопредприятий в Беларуси без предварительной договорённости лучше не посещать — здесь строгая дисциплина. Бывает и так, что вся территория главной станции узкоколейной железной дороги находится за забором. Как выяснилось, в Вертелишках тоже есть сплошной забор вокруг станции, хотя пока ещё без контролируемого КПП (в отличие, например, от Усяжа).

После объяснения целей и задач моей работы было получено разрешение на фотографирование и поездку по узкоколейной железной дороге. Осуществить поездку было вдвойне трудно из-за того, что перевозка рабочих в пассажирских вагонах здесь не практикуется, проехать можно только в тепловозе, что очень сложно (Беларусь — страна жёсткой дисциплины!). Но всё же это удалось.
На узкоколейной железной дороге я провёл весь световой день, осмотрел магистральную линию и торфомассивы, наблюдал за работой машинистов и других работников торфопредприятия.
По мнению некоторых, в западных регионах регионах Беларуси в большей степени, чем в восточных регионах, сохранился белорусский язык (особенно в сельской местности). Есть мнение, что здесь также высок процент говорящих на польских диалектах. Здесь — казалось бы, «западнее некуда» (в 20 километрах находится граница с Польшей), сельская местность. Но работники торфопредприятия говорили между собой на чистом русском языке без признаков «трасянки», почти все обходились без мата, в отличие от большинства работников торфопредприятий Российской Федерации. «Трасянка» (использование белорусских слов в преимущественно великорусской речи), как мне показалось, в большей степени свойственна восточным регионам.
Ближе к окончанию смены прихожу на полевую базу, расположенную на восточной оконечности торфомассива, в стороне от узкоколейной железной дороги. Уже в сумерках вместе с работниками торфопредприятия возвращаюсь на автомобиле-«вахтовке». «Вахтовка» следовала немного дальше Вертелишек — до Путришек, потому что там живут некоторые рабочие-торфяники.
Из Путришек вскоре уезжаю автобусом в Гродно, затем — дизель-поездом до Лиды. Следующий объект исследования — узкоколейная железная дорога Лидского торфопредприятия.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ, ДЕПО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ВЕРТЕЛИШКАХ, НАЧАЛО ПОЕЗДКИ НА ТОРФОМАССИВ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (МОСТ ЧЕРЕЗ ОЗЕРО БЕЛОЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 11)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 12)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 13)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 14)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 15)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 16)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 17)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 18) (ПУТИ НА ТОРФОМАССИВЕ, АМ1-275 НА ПОЛЕВОЙ БАЗЕ)

16.01.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Гродненской области»
на главную страницу