ID: 395

НИКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

107
Начальным пунктом Никовской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Вильва Добрянского района Пермского края, расположенный у станции Боковая на магистральной железнодорожной линии Лёвшино — Няр. Узкоколейная железная дорога была лесовозной, принадлежала Таборскому леспромхозу. Название узкоколейной железной дороги происходит от реки Ник, в долине которой велись лесозаготовки.
Посёлок Вильва был образован в декабре 1951 года. Посёлок стал центром Таборского леспромхоза. В январе 1955 года был официально открыт первый участок Никовской узкоколейной железной дороги.


Фрагмент текста из книги «За горизонтами лет и столетий» (посвящена истории Добрянского района),
изданной в 2008 году, автор — М. А. Калинин.

В 8 километрах от Вильвы на узкоколейной железной дороге существовал лесной посёлок Верхняя Мутная. Протяжённость первого официально открытого участка узкоколейной железной дороги составляла именно 8 километров — от Вильвы до Верхней Мутной.
Протяжённость Никовской узкоколейной железной дороги на пике развития составляла не менее 40 километров. Узкоколейная железная дорога была неординарна тем, что на ней имелся как минимум один тепловоз ТУ2. Номер тепловоза ТУ2 установить не удалось.


Тепловоз ТУ2-??? в посёлке Вильва. 3 октября 1966 года.
Фотография из музея школы посёлка Вильва.



Вывоз леса. Тепловоз ТУ4. 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из музея школы посёлка Вильва.



Магистральная линия узкоколейной железной дороги. 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из музея школы посёлка Вильва.



Один верхних складов. Бригада рабочих у трелёвщика, состав гружёных сцепов. 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из музея школы посёлка Вильва.



Здание в посёлке Вильва. 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из музея школы посёлка Вильва.



Тепловоз ТУ4-1742. 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из музея школы посёлка Вильва.



Бригада рабочих. 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из музея школы посёлка Вильва.



Публикация о посёлке Вильва в добрянской районной газете «Камские Зори», 4 октября 1977 года.

Вывозка леса по узкоколейной железной дороге была прекращена в 1980-х годах. Вместо узкоколейной железной дороги стал использоваться автомобильный транспорт.
По неподтверждённым данным, вначале узкоколейная железная дорога была разобрана на участке Вильва — Верхняя Мутная, затем — на линиях от Верхней Мутной в лес. Не позднее 1990-х годов последние участки были разобраны.
По состоянию на октябрь 2008 года, явных следов узкоколейной железной дороги в посёлке Вильва практически не было. Нижний склад леспромхоза в Вильве работал, на нём имелись действующие подъездные пути широкой колеи. Доставка леса в Вильву осуществлялась автомобильным транспортом.
Лесной посёлок Верхняя Мутная, находившийся на узкоколейной железной дороге, по состоянию на 2008 год, был ликвидирован.


Посёлок Вильва. Предположительно, здесь пролегала узкоколейная железная дорога.
Вид в сторону нижнего склада леспромхоза (находится вдали).
16.10.2008



Вид из той же точки в противоположном направлении, в сторону Верхней Мутной.
16.10.2008



Приблизительно там же. Вид на предполагаемую трассу узкоколейной железной дороги. Вдали —
магистральная железнодорожная линия Лёвшино — Няр, вид в направлении Няра.
16.10.2008


10.12.2010 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Пермского края»
на главную страницу