Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 638

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЛАМАА

98
Торфопредприятие Элламаа находилось в посёлке Турба, расположенном у станции Турба на железнодорожной линии Кейла — Хаапсалу (железнодорожная линия была разобрана в 2004 году). Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, протяжённостью около 8 километров.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:200 000, изданной в 1978 году.
Добыча торфа на болоте Элламаа началась в 1917 году. Вскоре было принято решение о строительстве электростанции, работающей на торфе. Строительство было отложено из-за войны с Россией (1918-1920). В сентябре 1922 года развернулось активное строительство электростанции, в 1923 году она вступила в строй.
Для доставки торфа от болота до электростанции в 1922-1923 годах была проложена линия узкоколейной железной дороги протяжённостью около 2 километров. Первоначально на ней работали мотовозы. Имелось одноуровневое пересечение с железной дорогой широкой колеи Кейла — Хаапсалу. Позднее протяжённость узкоколейной железной дороги достигла 8 километров.
В 1938 году посёлок при электростанции получил название Турба. Название происходит от слова «turvas» («торф»).
1 мая 1966 года электростанция в Турба была закрыта. Узкоколейная железная дорога, тем не менее, продолжала работать и развиваться. По информации от Мехиса Хельме, на узкоколейную железную дорогу поступали мотовозы МД54-4, тепловозы ТУ6А, дрезины ПД и ГМД, пассажирские вагоны ПВ40.
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога торфопредприятия Элламаа составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой деревопропиточного завода, расположенного в посёлке Турба.
Приблизительно в 2002 году работа узкоколейной железной дороги была прекращена, осенью 2006 года она была разобрана. Значительная часть подвижного состава (тепловоз ТУ6А-2503, мотовозы МД54-4, ЭСУ2А, дрезина ПД1 и ГМД1) была перевезена в музей узкоколейных железных дорог, расположенный в Лавассааре.
После ликвидации узкоколейной железной дороги добыча торфа в окрестностях Турба продолжается, торф вывозится автомобильным транспортом.

Узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки торфа на электростанцию Элламаа в Турба. Одноуровневое
пересечение с железной дорогой Кейла — Хаапсалу. Ориентировочно 1920-е годы. Оригинал изображения,
по состоянию на 2008 год, находился на информационном стенде в посёлке Турба.


Электростанция Элламаа в Турба. Ориентировочно 1920-е годы. Оригинал изображения, по состоянию на 2008 год,
находился на информационном стенде в посёлке Турба.


Здание бывшей электростанции в Турба, 200? год. Оригинал
изображения, по состоянию на 2008 год, находился
на информационном стенде в посёлке Турба.


История электростанции Элламаа в Турба. Оригинал текста, по состоянию на 2008 год,
находился на информационном стенде в посёлке Турба.


История посёлка Турба. Оригинал текста, по состоянию на 2008 год,
находился на информационном стенде в посёлке Турба.


31.01.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Эстонии»
на главную страницу