ID: 664

НЮБСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

338
Начальным пунктом Нюбской узкоколейной железной дороги является посёлок Харитоново, расположенный в Котласском районе Архангельской области, на правом берегу реки Вычегда. Узкоколейная железная дорога является лесовозной, ранее являлась «сплавной».
По информации от Сергея Костыгова, первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1931 году. Его начальным пунктом являлся посёлок Нюба, расположенный вблизи истока одноимённой реки. Возможно, первоначально дорога представляла собой «дековильку» (лёгкий рельсовый путь, на котором использовалась конная либо ручная тяга). Скорее всего, нижний склад находился значительно ниже посёлка Нюба. Заготовленная древесина сплавлялась только в период высокой воды.
В 1934 году была открыта магистраль значительной протяжённости — от Нюбы до Харитоново. Вывезенный по узкоколейной железной дороге лес стал сплавляться по реке Вычегда. По меньшей мере с этого времени на узкоколейной железной дороги работали паровозы.
В 1930-е годы продолжалось активное строительство новых линий, появлялись новые лесные посёлки: 14-й километр, Пица (Крушиново), Северный, Кировский, Мотьма, и другие. Основной рабочей силой на лесозаготовках и на строительных работах в то время были заключённые. Во всех лесных посёлках, а также в Харитонове в то время находились исправительно-трудовые лагеря.
Одна из линий узкоколейной железной дороги пролегала в нескольких километрах южнее посёлка Гусино, где находился исправительно-трудовой лагерь. К настоящему моменту не выяснено, была ли узкоколейная железная дорога непосредственно в Гусино.
До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы и газогенераторные мотовозы. Первыми тепловозами были тепловозы ТУ2М и ТУ2МК. Затем стали поступать тепловозы ТУ4, ТУ6А, ТУ7, ТУ8.
К северу от линий Нюбской узкоколейной железной дороги, на левом берегу сплавной реки Уфтюга, возник лесной посёлок Кваша (позднее он был переименован в Слободской). По информации от Костыгова, в 1968 году там была построена «сплавная» узкоколейная железная дорога, получившая название Слободская узкоколейная железная дорога. Подвижной состав был завезён по реке Уфтюга в период весеннего половодья. До объединения с Нюбской узкоколейной железной дорогой протяжённость её магистрали составляла около 7 километров.
В 1975 году, после строительства нового участка, Слободская узкоколейная железная дорога стала составлять единую сеть с Нюбской узкоколейной железной дорогой. Расстояние от станции Харитоново до станции Кваша составило 72 километра. По этому маршруту стал курсировать пассажирский поезд.
Станция Кваша осталась наиболее отдалённой точкой узкоколейной железной дороги, хотя лесозаготовка велась и значительно севернее. К северу от посёлка была построена «технологическая» лесовозная автодорога.
По состоянию на сентябрь 1999 года (поездка автора от Харитоново до Кваши), узкоколейная железная дорога работала, хотя объём лесозаготовки, по сравнению с «лучшими» временами, значительно снизился. В то время на узкоколейной железной дороге было 3 лесных посёлка: 14-й километр, Мотьма и Слободской (Кваша).
Существовало пассажирское движение. Пассажирский поезд курсировал по одному маршруту: Харитоново — Мотьма — Кваша. Поезд состоял из одного пассажирского вагона и одного «хлеборазвозного» вагона (прицеплялся не всегда). Проезд пассажиров был бесплатным.
Отправление поезда со станции Харитоново в июне, июле, августе производилось по средам, пятницам и воскресеньям в 21:00. В остальные месяцы поезд отправлялся по средам и воскресеньям в 19:30, по пятницам в 16:00. Как при следовании из Харитоново в Квашу, так и при следовании в обратном направлении поезд заходил на «боковую» ветку, ведущую в посёлок Мотьма. После кратковременной стоянки в Мотьме поезд возвращался на магистраль. Время в пути от Харитоново до Кваши составляло около 6 часов. Через 30-40 минут после прибытия в Квашу поезд отправлялся обратно — в Харитоново.
На большинстве «боковых» веток было возможно лишь движение частных мотодрезин («пионерок»). Рабочий поезд, предназначенный для доставки рабочих в лес, следовал по магистрали до 29 километра, и далее — на ветку в западном направлении. Отправление из Харитоново производилось в 6:30 по рабочим дням, прибытие обратно — около 17:00. В период действия зимников (приблизительно с декабря по апрель) вывозка леса по узкоколейной железной дороге не производилась, однако движение пассажирского поезда до Кваши поддерживалось круглый год.
По состоянию на сентябрь 2006 года (информация от Сергея Костыгова), узкоколейная железная дорога действует. Лесные посёлки Мотьма и 14 километр выселены. Однако посёлок Слободской (Кваша) по-прежнему обитаем. Сохраняется движение пассажирского поезда по маршруту Харитоново — Кваша.


Посёлок Слободской (Кваша). 2004 год (?). Фотография
из фондов библиотеки посёлка Куликово.

2016 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2016hh.html
2017 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2017hl.html

30.03.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Архангельской области»
на главную страницу