ID: 982
ПОНАЗЫРЕВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
195
Посёлок городского типа Понáзырево расположен на железнодорожной магистрали Галич — Котельнич, является центром одного из самых восточных и удалённых от областного центра районов Костромской области.
Численность населения посёлка Поназырево, по данным на 2000 год — около 5 тысяч жителей. Основные предприятия — леспромхоз, маслосырзавод и исправительно-трудовая колония. Поназыревский леспромхоз когда-то являлся владельцем сравнительно крупной узкоколейной железной дороги лесовозного назначения.
История
По имеющимся данным, первый участок узкоколейной железной дороги, ведущей на север от посёлка Поназырево, был открыт в 1949 году. Возможно, до этого времени здесь существовала лёгкая «дековильная» узкоколейная железная дорога (рельсовый путь узкой колеи).
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, затем появились тепловозы (ТУ4?).
Близ 12-го километра существовал лесной посёлок Дряблово. Ветки, отходившие на 6-м километре, а позднее — на 16-м километре, соединялись с Бурундучихинской узкоколейной железной дорогой.
Известно, что в 1972 году протяжённость магистральной линии составляла не менее 34 километров. Затем она увеличилась до 42 километров. Было построено соединение с Якшангской узкоколейной железной дорогой. Оно действовало на протяжении продолжительного времени. До 1995 года (ориентировочно) по нему возили лес из Шаймы — конечного пункта Якшангской узкоколейной железной дороги.
Раздельные пункты (согласно графику исполненного движения за 30 августа 1972 года):
Нижний Склад
6 км
Дряблово
20 км
25 км
26 км
27 км
133 квартал (боковая ветка)
122 квартал
обход 34
Узкоколейная железная дорога работала круглосуточно. За 30 августа 1972 года было пропущено 7 пар поездов.
Ежедневно, каждый рабочий день, из Поназырево (станция Нижний Склад) в лес уходил рабочий поезд, составленный из пассажирских вагонов ПВ40. По утверждению работников леспромхоза, поезд перестал курсировать в 1991 году — рабочие стали ездить в кабинах локомотивов. Однако эти данные сомнительны.
По состоянию на сентябрь 1995 года, лес вывозился из 7 квартала, по ветке, отходящей на 25 километре. С 1996 года точкой вывозки стала ветка на 6 километре. Регулярное движение дальше 6 километра было прекращено. Приблизительно с 2001 вывозка прекратилась и оттуда.
Вскоре было принято решение о разборке магистральной линии узкоколейной железной дороги. К лету 2004 года она была разобрана практически полностью. Был оставлен лишь небольшой участок на нижнем складе в посёлке Поназырево.
В конце 2004 года (либо в начале 2005 года) последний участок узкоколейной железной дороги также был разобран. По информации от С. Костыгова, в сентябре 2005 года нет ни одного метра уцелевшего пути. Тепловоз-дрезина ТУ6Д-0354 разграблен. Скорее всего, в ближайшее время он будет увезён в качестве металлолома.
Подвижной состав
Согласно технической документации леспромхоза, с 1986 года по 1990 год использовались следующие локомотивы:
ТУ7-1859, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 11.1981.
ТУ7-0691, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 07.1976. Списан 01.04.1988 г.
ТУ7-1411, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 10.1979. Списан после 1990 г.
ТУ7-2283, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 02.1984.
ТУ7А-2998 — пущен в работу в феврале 1988 г.
ТУ7А-2939 — пущен в работу 18.05.1990 г.
ТУ6А-3028, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 02.1984.
ТУ6А-2695, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 12.1982.
ТУ6А-3788, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 10.1986.
ТУ6А-2866, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 06.1983. Списан с 01.01.1989 г.
ТУ6Д-0247, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 09.1985. По данным на 2004 г., работает на Ужугской узкоколейной железной дороге.
ТУ6А-3528, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 10.1985.
По ориентировочным данным, в 1994 году было 4 единицы тепловозов ТУ7 и ТУ7А, 1 единица ТУ8, 3 единицы ТУ6А, 2 единицы — ТУ6Д. Имелась также автомотриса АМ1. В 2004 году она всё ещё стояла близ бывшего депо.
Состояние железной дороги на 2004 год
Действует небольшой участок в пределах территории нижнего склада. Он предназначен для подвоза хлыстов от места зимнего накопления до эстакады. Сохранился лишь один локомотив — ТУ6Д-0354. Общая протяжённость путей — около километра.
На полуразрушенной главной станции узкоколейной железной дороги сохранилось несколько вагонов. У автомобильного топливозаправочного пункта (вблизи бывшего депо узкоколейной железной дороги) стоит кабина тепловоза ТУ7А-2998, переоборудованная в служебное помещение.
ОАО «Поназыревский леспромхоз». Адрес: 157580, Костромская область, посёлок Поназырево, ул. Новая, д. 55. Телефон: (09448) 21334.
Состояние железной дороги на 2005 год
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.
Поездка автора (12 августа 2004 года)
Прибыв в Поназырево, иду на знакомую станцию узкоколейной железной дороги. Предыдущий раз я был на ней семь лет назад.
Прохожу вдоль «задворок» леспромхоза, мимо скопления ржавого металла. Похоже, самые мрачные предположения оправдываются: судя по всему, узкоколейная железная дорога разобрана.
Здание диспетчерской, приветливые работники которой в 1997 году подарили мне много исторических документов (в том числе графики исполненного движения 1960-х годов) — наполовину заброшено, наполовину превратилось в жилой дом. Рядом с диспетчерской — заросшие полуразобранные пути, ржавый подвижной состав.
Но нет, не всё так плохо — чуть дальше на рельсах появляется слабый накат. Вскоре добираюсь до примыкания участка со стороны нижнего склада. По состоянию рельсов становится очевидным, что он активно используется. Вдали, в лесу, магистраль узкоколейной дороги выглядит как светлая полоска. Можно предположить, что на участке только что был произведён капитальный ремонт пути — значит, светлый фон создают новые шпалы и песчаный балласт.
Прохожу очередную стрелку, где примыкает другой накатанный путь, подводящий к месту складирования хлыстов. Метров через 50 на линии стоит вагон-платформа, а за ним… рельсовый путь превращается в полосу грунта, недавно разровненного бульдозером! Она-то и белела вдали — а вовсе не свежие шпалы.
Встретившийся вскоре человек, который гнал корову на выпас, сообщил мне, что узкоколейная железная дорога разобрана совсем недавно. Насыпь решили разровнять с целью её использования в качестве «грунтовки», пригодной для движения тракторов и мотоциклов.
Возвращаюсь назад, иду по накатанному участку в сторону мостового крана. Рядом с ним стоит тепловоз-дрезина ТУ6Д, а немногим дальше — несколько порожних сцепов.
Часы показывают семь утра. Вскоре подошли машинисты тепловоза и крановщик. Началась загрузка сцепов хлыстами. Челюстной захват крана выхватывает из навала несколько хлыстов, помощник машиниста разворачивает захват над сцепом с помощью длинного шеста, «клешни» размыкаются… Минут через двадцать отправляемся на нижний склад с четырьмя гружёными сцепами.
Предстоит преодолеть всего лишь чуть больше полукилометра. Но для машинистов это — тяжёлое испытание. Маломощный тепловоз-дрезина не справлялся с нагрузкой, преодолевая подъём на начальном участке короткого пути. Естественно, о песочнице на этом полуживом локомотиве можно и не вспоминать. Помощнику приходится сыпать песок под колёса небольшим совком из ведра. «Прыгаем» на одном и том же месте довольно продолжительное время.
Номер тепловоза удалось выяснить благодаря табличке, сохранившейся на штатном металлическом шкафчике в кабине — ТУ6Д-0354. Почему именно его решили оставить, а все остальные локомотивы продали или разрезали — загадка.
Оставляя бывшую диспетчерскую слева, прибываем сцепами вперёд к месту выгрузки. Путь заканчивается тупиком. Выгрузка происходит быстро, и состав уходит назад. Сегодня машинистам предстоит ещё десяток раз побороться со злосчастным подъёмом.
От места выгрузки иду к бывшему локомотивному депо, затем на автомагистраль Москва — Екатеринбург, проходящую близ южной окраины посёлка. Ближайшая задача — осмотреть пересечение Якшангской узкоколейной железной дороги и железнодорожной магистрали Вологда — Киров, считающейся частью Транссиба.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
24.05.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу
Численность населения посёлка Поназырево, по данным на 2000 год — около 5 тысяч жителей. Основные предприятия — леспромхоз, маслосырзавод и исправительно-трудовая колония. Поназыревский леспромхоз когда-то являлся владельцем сравнительно крупной узкоколейной железной дороги лесовозного назначения.
История
По имеющимся данным, первый участок узкоколейной железной дороги, ведущей на север от посёлка Поназырево, был открыт в 1949 году. Возможно, до этого времени здесь существовала лёгкая «дековильная» узкоколейная железная дорога (рельсовый путь узкой колеи).
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, затем появились тепловозы (ТУ4?).
Близ 12-го километра существовал лесной посёлок Дряблово. Ветки, отходившие на 6-м километре, а позднее — на 16-м километре, соединялись с Бурундучихинской узкоколейной железной дорогой.
Известно, что в 1972 году протяжённость магистральной линии составляла не менее 34 километров. Затем она увеличилась до 42 километров. Было построено соединение с Якшангской узкоколейной железной дорогой. Оно действовало на протяжении продолжительного времени. До 1995 года (ориентировочно) по нему возили лес из Шаймы — конечного пункта Якшангской узкоколейной железной дороги.
Раздельные пункты (согласно графику исполненного движения за 30 августа 1972 года):
Нижний Склад
6 км
Дряблово
20 км
25 км
26 км
27 км
133 квартал (боковая ветка)
122 квартал
обход 34
Узкоколейная железная дорога работала круглосуточно. За 30 августа 1972 года было пропущено 7 пар поездов.
Ежедневно, каждый рабочий день, из Поназырево (станция Нижний Склад) в лес уходил рабочий поезд, составленный из пассажирских вагонов ПВ40. По утверждению работников леспромхоза, поезд перестал курсировать в 1991 году — рабочие стали ездить в кабинах локомотивов. Однако эти данные сомнительны.
По состоянию на сентябрь 1995 года, лес вывозился из 7 квартала, по ветке, отходящей на 25 километре. С 1996 года точкой вывозки стала ветка на 6 километре. Регулярное движение дальше 6 километра было прекращено. Приблизительно с 2001 вывозка прекратилась и оттуда.
Вскоре было принято решение о разборке магистральной линии узкоколейной железной дороги. К лету 2004 года она была разобрана практически полностью. Был оставлен лишь небольшой участок на нижнем складе в посёлке Поназырево.
В конце 2004 года (либо в начале 2005 года) последний участок узкоколейной железной дороги также был разобран. По информации от С. Костыгова, в сентябре 2005 года нет ни одного метра уцелевшего пути. Тепловоз-дрезина ТУ6Д-0354 разграблен. Скорее всего, в ближайшее время он будет увезён в качестве металлолома.
Подвижной состав
Согласно технической документации леспромхоза, с 1986 года по 1990 год использовались следующие локомотивы:
ТУ7-1859, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 11.1981.
ТУ7-0691, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 07.1976. Списан 01.04.1988 г.
ТУ7-1411, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 10.1979. Списан после 1990 г.
ТУ7-2283, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 02.1984.
ТУ7А-2998 — пущен в работу в феврале 1988 г.
ТУ7А-2939 — пущен в работу 18.05.1990 г.
ТУ6А-3028, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 02.1984.
ТУ6А-2695, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 12.1982.
ТУ6А-3788, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 10.1986.
ТУ6А-2866, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 06.1983. Списан с 01.01.1989 г.
ТУ6Д-0247, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 09.1985. По данным на 2004 г., работает на Ужугской узкоколейной железной дороге.
ТУ6А-3528, выпущен Камбарским машиностроительным заводом 10.1985.
По ориентировочным данным, в 1994 году было 4 единицы тепловозов ТУ7 и ТУ7А, 1 единица ТУ8, 3 единицы ТУ6А, 2 единицы — ТУ6Д. Имелась также автомотриса АМ1. В 2004 году она всё ещё стояла близ бывшего депо.
Состояние железной дороги на 2004 год
Действует небольшой участок в пределах территории нижнего склада. Он предназначен для подвоза хлыстов от места зимнего накопления до эстакады. Сохранился лишь один локомотив — ТУ6Д-0354. Общая протяжённость путей — около километра.
На полуразрушенной главной станции узкоколейной железной дороги сохранилось несколько вагонов. У автомобильного топливозаправочного пункта (вблизи бывшего депо узкоколейной железной дороги) стоит кабина тепловоза ТУ7А-2998, переоборудованная в служебное помещение.
ОАО «Поназыревский леспромхоз». Адрес: 157580, Костромская область, посёлок Поназырево, ул. Новая, д. 55. Телефон: (09448) 21334.
Состояние железной дороги на 2005 год
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.
Поездка автора (12 августа 2004 года)
Прибыв в Поназырево, иду на знакомую станцию узкоколейной железной дороги. Предыдущий раз я был на ней семь лет назад.
Прохожу вдоль «задворок» леспромхоза, мимо скопления ржавого металла. Похоже, самые мрачные предположения оправдываются: судя по всему, узкоколейная железная дорога разобрана.
Здание диспетчерской, приветливые работники которой в 1997 году подарили мне много исторических документов (в том числе графики исполненного движения 1960-х годов) — наполовину заброшено, наполовину превратилось в жилой дом. Рядом с диспетчерской — заросшие полуразобранные пути, ржавый подвижной состав.
Но нет, не всё так плохо — чуть дальше на рельсах появляется слабый накат. Вскоре добираюсь до примыкания участка со стороны нижнего склада. По состоянию рельсов становится очевидным, что он активно используется. Вдали, в лесу, магистраль узкоколейной дороги выглядит как светлая полоска. Можно предположить, что на участке только что был произведён капитальный ремонт пути — значит, светлый фон создают новые шпалы и песчаный балласт.
Прохожу очередную стрелку, где примыкает другой накатанный путь, подводящий к месту складирования хлыстов. Метров через 50 на линии стоит вагон-платформа, а за ним… рельсовый путь превращается в полосу грунта, недавно разровненного бульдозером! Она-то и белела вдали — а вовсе не свежие шпалы.
Встретившийся вскоре человек, который гнал корову на выпас, сообщил мне, что узкоколейная железная дорога разобрана совсем недавно. Насыпь решили разровнять с целью её использования в качестве «грунтовки», пригодной для движения тракторов и мотоциклов.
Возвращаюсь назад, иду по накатанному участку в сторону мостового крана. Рядом с ним стоит тепловоз-дрезина ТУ6Д, а немногим дальше — несколько порожних сцепов.
Часы показывают семь утра. Вскоре подошли машинисты тепловоза и крановщик. Началась загрузка сцепов хлыстами. Челюстной захват крана выхватывает из навала несколько хлыстов, помощник машиниста разворачивает захват над сцепом с помощью длинного шеста, «клешни» размыкаются… Минут через двадцать отправляемся на нижний склад с четырьмя гружёными сцепами.
Предстоит преодолеть всего лишь чуть больше полукилометра. Но для машинистов это — тяжёлое испытание. Маломощный тепловоз-дрезина не справлялся с нагрузкой, преодолевая подъём на начальном участке короткого пути. Естественно, о песочнице на этом полуживом локомотиве можно и не вспоминать. Помощнику приходится сыпать песок под колёса небольшим совком из ведра. «Прыгаем» на одном и том же месте довольно продолжительное время.
Номер тепловоза удалось выяснить благодаря табличке, сохранившейся на штатном металлическом шкафчике в кабине — ТУ6Д-0354. Почему именно его решили оставить, а все остальные локомотивы продали или разрезали — загадка.
Оставляя бывшую диспетчерскую слева, прибываем сцепами вперёд к месту выгрузки. Путь заканчивается тупиком. Выгрузка происходит быстро, и состав уходит назад. Сегодня машинистам предстоит ещё десяток раз побороться со злосчастным подъёмом.
От места выгрузки иду к бывшему локомотивному депо, затем на автомагистраль Москва — Екатеринбург, проходящую близ южной окраины посёлка. Ближайшая задача — осмотреть пересечение Якшангской узкоколейной железной дороги и железнодорожной магистрали Вологда — Киров, считающейся частью Транссиба.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ГРАФИКИ ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
24.05.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Костромской области»
на главную страницу