ID: 883

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КОСТРОМА-НОВАЯ — 5 КИЛОМЕТР

499
Железнодорожная линия Кострома-Новая — 5 километр пролегает в черте города Костромы. От станции 5 километр линия продолжается до Костромской ТЭЦ-1 и далее — до мукомольного завода, «опоясывая» центральную часть города почти завершённым кольцом. По данным на 2004 год, линия обслуживается Костромским предприятием железнодорожного транспорта (КоПЖТ).

Железнодорожная линия на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1982 году.
Ветвь на 5 километр отходит от основной линии Нерехта — Кострома — Галич примерно в одном километре севернее городского вокзала (станция Кострома-Новая), пересекает три отходящие от города главные автодороги (на Судиславль, Буй и Сандогору). В пяти километрах от вокзала находится главная станция ветки, с незамысловатым названием 5 километр. Рядом со станцией находится топливный склад Костромской ТЭЦ-1, куда поступают вагоны с торфом. В октябре 2004 года здесь можно видеть также вагоны-битумовозы, приписанные к станциям Комбинатская (г. Омск) и Балаково.
В случае, если отношение к железным дорогам в нашей стране изменится в лучшую сторону, эта ветвь сможет стать частью новой магистрали Ярославль — Гузицыно (Красный Профинтерн) — Кострома — Галич. Существующая железнодорожная линия Ярославль — Нерехта — Кострома не может служить нормальным транспортным коридором, связывающим Кострому с соседним областным центром и со столицей. Расстояние от Костромы до Ярославля через Нерехту составляет 101 километр, а через Гузицыно составило бы не более 70 километров.
Сейчас железная дорога почти не используется для сообщения между двумя близкими друг от друга крупными городами: самый быстрый поезд идёт от Костромы до Ярославля около двух часов, а пригородный электропоезд — более трёх часов (на автомобиле можно доехать за час).
Оптимальным решением была бы реконструкция участков Кострома — Галич и Филино — Гузицыно (Красный Профинтерн), а также строительство новой двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Гузицыно — Кострома, вместе с новым вокзалом Кострома II (он мог бы быть построен, например, у пересечения нынешней ветви к 5 километру с проспектом Мира). Существующий вокзал смог бы обслуживать поезда нерехтского направления, а также стать городским автовокзалом (используемый в настоящее время автовокзал на Кинешемском шоссе имеет неудобное месторасположение). При следовании поездов из Москвы и Ярославля на восток по новой магистрали, расстояние уменьшилось бы более чем на 30 километров (по сравнению с нынешним маршрутом через Данилов).
К югу от станции 5 километр линия разветвляется на несколько подъездных путей, подводящих к разным промышленным предприятиям. Путь, ведущий на ТЭЦ-1, проходит по живописному берегу затона (старого русла реки Костромы). До 2002 года он был «трёхниточным», совмещённым с узкоколейной железной дорогой Мисковского торфопредприятия. По колее 750 мм на ТЭЦ-1 доставлялся торф из посёлка Мисково.
Основной путь проходит вдоль многочисленных корпусов старинной фабрики — Костромской мануфактуры, затем выходит к берегу Волги неподалёку от известного Ипатьевского монастыря. Далее тянется запретная и охраняемая промышленная зона, где находится речной порт и различные предприятия. Близ пересечения с Пятницкой улицей ветвь покидает огороженную территорию, и далее пролегает параллельно улицам 1-го Мая и Лесной. Рельсы уложены рядом с дорожным полотном и старинными домами. Издалека подъездной путь можно было бы принять за трамвайный путь (хотя, к сожалению, трамвая в Костроме нет, и никогда не было).
Конечным пунктом городского «кольца» является мукомольный завод, расположенный на берегу Волги. Сравнительно недалеко от него проходит основная железнодорожная магистраль, но провести от неё прямую ветку на завод было бы сложно из-за пересечённого рельефа местности.
В 2005 году участок железнодорожной линии от речного порта до мукомольного завода был полностью разобран. Протяжённость путей сократилась примерно на 2 километра, исчез самый примечательный участок внутригородской железной дороги, пролегающий вдоль берега Волги в центральной части Костромы.


Участок линии Кострома — 5 километр между пересечением с улицей Галичская
и пересечением с проспектом Мира (оно находится вдали).
02.10.2004



Вид оттуда же в обратном направлении, в сторону станции Кострома.
02.10.2004



Пересечение с проспектом Мира. Вид на восток, в сторону станции Кострома.
02.10.2004



Несколько далее, вид в противоположном направлении.
02.10.2004



Ещё дальше. Вид туда же (в сторону станции 5 километр).
02.10.2004



Впереди — пересечение с проспектом Ленина, переходящим в загородную дорогу
к селу Сандогора. Вид со стороны станции Кострома.
02.10.2004



Участок к западу от пересечения. Впереди — станция 5 километр.
02.10.2004



Впереди — горловина станции 5 километр.
02.10.2004



Немногим далее, вид в обратном направлении.
02.10.2004



Станция 5 километр. Вид на торфовозные вагоны, стоящие
на путях торфосклада Костромской ТЭЦ-1.
02.10.2004



Впереди находится главное здание станции 5 километр. Вид со стороны станции Кострома.
02.10.2004



Главное здание станции 5 километр.
02.10.2004



Вид от главного здания в южном направлении. Справа — вагоны для перевозки мазута,
приписанные к станции Балаково.
02.10.2004

Фотографии бывшего трёхниточного участка пути (от станции 5 километр до Костромской ТЭЦ-1) находятся на странице http://infojd.ru/04/miskovskoe.html.


Участок пути вблизи улицы Ткачей. Вид в сторону станции 5 километр.
02.10.2004


Вид приблизительно оттуда же в противоположном направлении.
02.10.2004



Немногим далее, вид в южном направлении. Вправо отходит путь к текстильной фабрике
«Костромская мануфактура» (АО «КОХЛОМА»).
02.10.2004



Участок пути вблизи пересечения улиц Н. Ерохова и Красная Слобода.
Вид в северном направлении, в сторону станции 5 километр.
02.10.2004



Впереди расположена проходная текстильной фабрики. Вид в сторону станции 5 километр.
02.10.2004



Впереди — пересечение с улицей Островского. Вид
в южном направлении, в сторону речного порта.
02.10.2004



Железнодорожный путь вышел к берегу Волги. Впереди — территория речного порта.
02.10.2004



Вид сквозь ворота охраняемой территории промзоны близ речного порта.
02.10.2004



Пересечение с улицей Пятницкая. Здесь железнодорожный путь возвращается
из-за заборов «на свободу». Надпись на табличке, установленной под
знаком «Въезд запрещён», гласит «зона строгого режима».
02.10.2004



Вид приблизительно оттуда же на восток, в сторону городской пассажирской пристани.
Вправо отходит подъездной путь к одному из промышленных предприятий.
02.10.2004



Участок пути, пролегающий вдоль улицы 1-го мая. Вид на восток.
02.10.2004



Пересечение улиц 1-го мая и Молочная Гора, расположенное вблизи главной городской площади.
Вид на запад, в сторону станции 5 километр.
02.10.2004



Немного дальше, линия выходит непосредственно к берегу Волги. Вид на восток,
в сторону пассажирской пристани и мукомольного завода.
02.10.2004



Немногим далее. Впереди — пассажирская пристань.
02.10.2004



Почти вплотную к рельсам располагается плавучий дебаркадер городской пристани.
В связи со съёмками художественного фильма, на нём можно было
видеть странные буквы, означавшие название пристани.
Оказывается, здесь — не Кострома, а… « САРАТОВЪ » !
02.10.2004



Немногим далее, вид на восток. Справа — последний на ветке недействующий светофор.
02.10.2004



Впереди — территория Костромского мукомольного завода. На ней рельсы заканчиваются.
02.10.2004



ИЗОБРАЖЕНИЯ

19.03.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу