ID: 1054

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ БРУСНИЧНАЯ — ЛЕНДЕРЫ

207
Железнодорожная линия Брусничная — Лендеры пролегает по территории Муезерского района республики Карелия. Протяжённость железнодорожной линии составляет 61 километр.
C учётом подъездного пути от станции Лендеры до «новой» части села Лендеры, протяжённость линии составляла 65 километров. Подъездной путь был разобран не позднее 2011 года.
По состоянию на 2015 год, железнодорожная линия относится к Петрозаводскому региону (бывшему отделению) Октябрьской железной дороги (часть сети железных дорог общего пользования ОАО «РЖД»).

Железнодорожная линия в «Атласе железных дорог», изданном Омской
картографической фабрикой в 1993 году.
Железнодорожная линия на всём протяжении однопутная, нигде не электрифицирована. Является малодеятельным участком с минимальным объёмом движения.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), в постоянную эксплуатацию станции Лендеры, Суун и Мотка (Мотко) были приняты в 1959 году.
По неподтверждённым данным, первоначально отсчёт расстояния на линии вёлся от Суоярви. Непродолжительное время действовал разъезд 197 км (отсчёт от Суоярви). Позднее отсчёт расстояния стал вестись от Брусничной.
Железнодорожная линия строилась главным образом с целью освоения лесных массивов на западе Муезерского района. Также она имела страгетическое значение, пролегая вблизи государственной границы СССР с Финляндией. С момента открытия железная дорога стала использоваться для снабжения воинских частей Пограничных войск.
Строительство линии Брусничная — Лендеры, как и главного хода Западно-Карельской железной дороги (Суоярви — Юшкозеро), вели Железнодорожные войска. В первые несколько лет Лендеры были самой дальней точкой действующей Западно-Карельской железной дороги. Участок Брусничная — Юшкозеро был открыт в 1964 году.
Вдоль линии были построены лесные посёлки Суун (при одноимённой станции), Тумба (окрестности станции Суун), а также несколько небольших посёлков, которые просуществовали недолго. Примыкала Суунско-Шаверская узкоколейная железная дорога.
Конечный пункт линии — старинное село Лендеры. С появлением железной дороги там был построен крупный леспромхоз. Село значительно расширилось.
Пассажирское движение на линии десятки лет было представлено прицепными вагонами до Лендер в составе поездов сообщением Петрозаводск — Костомукша и Ленинград (Санкт-Петербург) — Костомукша. В 1980-е годы существовал также прицепной вагон Костомукша — Лендеры.
Позднее остался только прицепной вагон сообщением Петрозаводск — Лендеры.
Операции с прицепными вагонами всегда производились на сравнительно крупной станции Суккозеро, которая является одной из главных станций на линии Суоярви — Юшкозеро. Маленькая станция Брусничная, которая является начальным пунктом линии на Лендеры, для манёвров и длительного отстоя непригодна.
Приблизительно с 2007 года поезд на Лендеры курсировал не ежедневно, а раз в двое суток. Между тем, поезд — единственное средство сообщения для села Лендеры, посёлков Суун, Тумба и Мотка. Кроме того, поездом пользуются для попадания в село Реболы: до Лендер, затем на автомобилях.
В начале 2011 года было заявлено о полной отмене пассажирского движения с момента введения нового графика движения поездов (конец мая).
Я отправился в Лендеры, чтобы успеть проездить линию на одном из последних пассажирских поездов. Поездка была крайне тяжёлой. Описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2011lenderi.html.
По состоянию на момент поездки, линия представляла собой один перегон. Промежуточные станции Суун и Мотка были закрыты.
Леспромхоз в Лендерах закрылся. Погрузка леса на станции Лендеры не велась уже несколько лет. Почти все станционные пути были ржавыми и неиспользуемыми.
Регулярного грузового движения на линии нет. Возможно, несколько раз в год завозится топливо, но и это — под вопросом.
В восточной горловине станции Лендеры чудом уцелел семафор — один из последних в России.
Линия выглядит очень старой, ветхой и глухоманной. Это — один из малоизвестных «медвежьих углов» российской железнодорожной сети.
Долгие годы станция Лендеры находилась в пограничной зоне, въезд в которую разрешался только по предварительно оформленным пропускам, или по штампам в паспорте о прописке в приграничной местности. Пассажирский поезд на станции Лендеры встречали пограничники.
Тех, у кого не было пропуска, в Лендерах задерживали, везли в пограничную воинскую часть, где оформляли различные протоколы и штрафовали. Затем отправляли обратно. Я подвергся этой мере в мае 2011 года.
В 2013 году режим пограничной зоны был отменён. Въезд в Лендеры стал свободным.
Движения пассажирского поезда на Лендеры не было несколько месяцев. Но благодаря активным протестам жителей поезд удалось восстановить.
После восстановления, с 2012 года, поезд Суккозеро — Лендеры по-прежнему представляет собой один прицепной плацкартный вагон к поезду Петрозаводск — Костомукша. Но, в отличие от прошлых лет, на участке Суккозеро — Лендеры он считается пригородным поездом. Благодаря этому поездка на короткое расстояние (например, Мотка — Лендеры) стала дешевле во много раз.
По состоянию на февраль 2015 года, пригородный поезд Суккозеро — Лендеры (фактически — беспересадочный прицепной вагон сообщением Петрозаводск — Лендеры) курсирует два раза в неделю, по вторникам и четвергам.
По состоянию на начало 2017 года, пригородный поезд Суккозеро — Лендеры продолжает курсировать дважды в неделю. Теперь уже это не обязательно прицепной вагон из Петрозаводска.
Существует угроза полной отмены движения. После этого железнодорожная линия может быть разобрана.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЛЕНДЕРЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ЛЕНДЕРЫ И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ, СЕМАФОР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ЛЕНДЕРЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ЛЕНДЕРЫ, ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДА, УЧАСТОК ЛЕНДЕРЫ — МОТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (УЧАСТОК ЛЕНДЕРЫ — МОТКА, ВИД В СТОРОНУ ЛЕНДЕР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (УЧАСТОК ЛЕНДЕРЫ — МОТКА, ВИД В СТОРОНУ ЛЕНДЕР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (УЧАСТОК ЛЕНДЕРЫ — МОТКА, ВИД В СТОРОНУ ЛЕНДЕР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ЛЕНДЕРЫ — МОТКА, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ МОТКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ МОТКА, УЧАСТОК МОТКА — СУУН)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (УЧАСТОК МОТКА — СУУН)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 11) (УЧАСТОК МОТКА — СУУН, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ СУУН)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 12) (ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ СУУН, УЧАСТОК СУУН — БРУСНИЧНАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 13) (УЧАСТОК СУУН — БРУСНИЧНАЯ, ВИД В СТОРОНУ ЛЕНДЕР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 14) (УЧАСТОК СУУН — БРУСНИЧНАЯ, ВИД В СТОРОНУ ЛЕНДЕР, СТАНЦИЯ БРУСНИЧНАЯ)

04.02.2015 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу