ID: 1093

ЗАОНЕЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

941
Заонежская железная дорога — название ведомственной железнодорожной линии, пролегающей по направлению Икса — Янгоры (ранее в состав Заонежской железной дороги включался также участок Икса — Пукса). Протяжённость железнодорожной линии от станции Икса до станции Янгоры составляет 100 километров, от станции Пукса до станции Янгоры — 129 километров. Местонахождение железной дороги — Плесецкий район Архангельской области.
Первоначально Заонежской железной дорогой назывались участки железнодорожной линии, расположенные к западу от станции Икса, по направлению Икса — Скарлахта — Янгоры. С 1998 года это название стало распространяться также на участок Икса — Наволок — Пукса, расположенный восточнее реки Онеги.
Первый участок будущей Заонежской железной дороги (от станции Пукса на магистральной линии Москва — Архангельск до станции Наволок) был введён в эксплуатацию в 1940 году, его протяжённость составляла 22 километра. Тогда железная дорога не являлась ведомственной — она находилась в ведении НКПС СССР. Однако участки, расположенные западнее станции Наволок, в состав сети железных дорог общего пользования НКПС-МПС никогда не передавались.
За несколько лет до строительства участка Пукса — Наволок станция Пукса стала начальным пунктом Мехреньгской железной дороги, первый участок которой пролегал по направлению Пукса — Пуксоозеро.
Продление железнодорожной линии от станции Наволок в западном направлении осложнялось наличием водной преграды — реки Онеги (она является одной из крупнейших водных артерий региона). Поэтому станция Наволок на протяжении длительного времени была тупиковой. Здесь велась погрузка в вагоны леса, поступавшего сплавом по реке. Вблизи станции возник рабочий посёлок Оксовский.
В 1960-х годах было принято решение о начале разработки Иксинского месторождения бокситов, расположенного вблизи левого берега реки Онеги. В 1971 году был открыт железнодорожный мост через реку Онега, появилась станция Икса, расположенная на левом берегу реки, и станция Чирцово, расположенная на территории рудника.

Цитата из материала «Это нашей истории строки», опубликованного в газете «Плесецкие новости», номер от 16.07.2005 (http://www.arhpress.ru/plesetsk/2005/7/16/2.shtml)
1967 год. Создана дирекция строительства Североонежского бокситового рудника.
1968 год. Первый колышек, от которого пошел счёт километрам автодороги будущего рудника.
1971 год. Прокладка разрезной траншеи для вскрытия месторождения, сданы в эксплуатацию автомобильный и железнодорожный мосты через реку Онега. Началось строительство посёлка Североонежск для будущих работников рудника.
1974 год, 29 июня. Добыта первая тонна боксита.

Первоначальными планами предусматривалось, что вблизи Иксинского бокситового месторождения будет построен глинозёмный завод. Предполагалось строительство города Северороссийска с населением свыше 100 тысяч жителей.

Цитата из материала «Проект «Северороссийск», опубликованного в газете «Независимый взгляд», номер от 07.07.2004, автор — В. Лукашов (http://www.arhpress.ru/neboz/2004/7/7/9.shtml )
Предположения о том, что на реке Онеге есть залежи бокситов, были высказаны в 1933 году. Спустя двадцать шесть лет догадки подтвердились, а в 1968 начали строить рудник. Уже тогда было понятно, что залежей бокситов, по самым скромным подсчётам, хватит, чтобы разрабатывать месторождения лет триста. К 1975 году в Плесецком районе было решено построить большой глинозёмный, то есть горно-обогатительный, завод, а рядом — город-спутник. Он должен был называться амбициозно и гордо — Северороссийск.
Разработку проекта гигантской стройки включили в план предстоящей пятилетки. Кроме СССР, участвовали Венгрия и Болгария, которые планировали взамен получать алюминий с заводов нового города. В 1975-м на рудник начали поступать первые проектные документы о новом городе и заводе. Ветераны рудника сейчас вспоминают, как разглядывали многочисленные тома, в основном, те, в которых были фотографии макетов будущего города. Говорят, что в первую очередь интересовались, какое будет жильё, кинотеатры, детские сады.
Место для будущего города выбирали из трёх площадок. Главное условие — Северороссийск должен быть не дальше 10—15 километров от бокситового рудника. Согласно проекту город должен был раскинуться на двух берегах Онеги, вдоль неё планировали сделать бетонную набережную — их тогда строили по всему Советскому Союзу, так было модно — и возвести высотные дома.
...
Градообразующее предприятие Северороссийска, глинозёмный завод, обещал стать крупнейшим в стране. Проектная мощность предприятия — 1 миллион 100 тысяч тонн глинозёма в год. Кроме того, здесь должны были производить редчайшие металлы — галлий и ванадий. Далёкая перспектива — алюминиевый завод. Производство, как известно, энергоёмкое, поэтому речь зашла даже об атомной электростанции. К строительству города уже готовы были приступать, ждали только поступления денег на счета.

Планы создания крупного города не осуществились. Вместо Северороссийска был построен небольшой населённый пункт, который получил название Североонежск, датой его основания считается 1973 год. Объём добычи бокситов был и остаётся небольшим (по сравнению с потенциально возможным при имеющихся запасах).
Одновременно со строительством Североонежска на его окраине, рядом со станцией Икса, был построен посёлок Икса, ставший местом размещения Онежского управления лесных исправительных учреждений (УЛИУ). Было принято решение об освоении лесных массивов к западу от реки Онеги. В почти ненаселённой местности было решено создать значительное число «лесных» исправительно-трудовых учреждений. Главным средством сообщения в этом районе становилась Заонежская железная дорога. Для эксплуатации железной дороги было создано Североонежское предприятие железнодорожного транспорта (СПЖТ). Официально признанная дата его создания — 1 июля 1980 года.
Начальным пунктом Заонежской железной дороги являлась станция Икса. В конце 1970-х годов на Заонежской железной дороге появилась станция Скарлахта (протяжённость участка Икса — Скарлахта составляет 57 километров). Между Иксой и Скарлахтой имелись промежуточные станции Мяндуха и Порста. Станция Мяндуха была построена вблизи месторождения базальта, здесь планировалось создание крупного щебёночного завода.
В 1979 году было введено в эксплутацию здание локомотивного депо на станции Икса.
В 1980-х годах строительство Заонежской железной дороги продолжалось. В 1989 году была построена станция Янгоры (129 километров от станции Пукса, 100 километров от станции Икса). В окрестностях станции возник одноимённый посёлок, в котором была размещена исправительно-трудовая колония. Посёлок получил своё название в память о старинной деревне Янгоры, которая находилась в 15 километрах западнее, на берегу озера Кривое.
Дальнейшая история Заонежской железной дороги изучена не до конца. По воспоминаниям жителя посёлка Североонежск, с которым автору довелось беседовать в 2005 году, к западу от станции Янгоры были построены две железнодорожные ветви, пролегавшие в разных направлениях. На одной из них был построен посёлок Северный, на другой — посёлок Юг-3. Крайний пункт линии находился вблизи Монастырского озера, на 130-м километре от Иксы (45 километров от Янгор). На протяжении некоторого времени от Янгор до Северного курсировал пассажирский поезд.
Скорее всего, информация о наличии участка железной дороги к западу от станции Янгоры не соответствует действительности. На спутниковых снимках местности можно видеть, что на участке Янгоры — Северный имеется широкая просека, но это — не бывшая железная дорога, а автодорога с бетонным покрытием. За посёлком Северный никаких дорог (широких просек) нет.
По воспоминаниям причастных к строительству железной дороги, посёлок Янгоры всегда был её конечным пунктом. Между Янгорами и Северным изначально строилась автодорога, а не железная дорога.
Внешне посёлок Северный был похож на Янгоры — там были построены «щитовые» жилые дома, мостовые краны, котельная и другие объекты. Посёлок строился капитально и не имел характера временного. Однако в 1987 году, благодаря развернувшейся в стране «перестройке», лесозаготовки в этом районе пришлось прекратить по настоянию экологов. Посёлок Северный был заброшен,
В проектном задании на проектирование второй очереди Заонежской железной дороги (1975 год) значилось: «предусмотреть возможность выхода к перспективному Медвежьегорскому железорудному месторождению». В случае реализации этого варианта, скорее всего, линия была бы продлена до станции Вичка вблизи города Медвежьегорска (Карелия).
В 1992 году на Заонежской железной дороге произошло крушение, повлекшее многочисленные жертвы. В результате ошибки дежурного по станции два поезда были отправлены на перегон навстречу друг другу. Один поезд состоял из тепловоза ТЭМ2 и вагонов-«сцепов» («рогаток»), гружёных лесом, другой — из тепловоза ТЭМ2 и порожних «сцепов». В обоих тепловозах имелись пассажиры: в одном — рыбаки, возвращавшиеся с рыбалки на Унд-озере (это запрещено, но машинист повёз их в нарушение инструкции), в другом — солдаты-новобранцы, следовавшие к месту службы в одну из колоний.
В точке столкновения была ограниченная видимость пути. Поэтому машинисты слишком поздно приняли меры к остановке. Поезда столкнулись почти на полном ходу. Тепловозы и вагоны завалились по разные стороны насыпи. Погибли 11 человек.
В 1995 году Министерство путей сообщения Российской Федерации добилось передачи на баланс Североонежского ПЖТ Учреждения ОУ-250 (владельца Заонежской железной дороги) участка Пукса — Наволок. Дата перехода участка Пукса — Наволок в СПЖТ — 01.03.1995. В российском железнодорожном ведомстве это было названо положительным примером избавления от очередной малодеятельной линии.
В течение трёх лет (1995, 1996, 1997) по участку Пукса — Наволок курсировал пассажирский поезд сообщением Икса — Наволок — Пукса — Салтозеро. Между тем, с 1960-х годов до 1995 года пассажирского движения на линии Пукса — Наволок не было.
В 1996 году была закрыта станция Порста (на 33-м километре от Иксы).
Участки Икса — Наволок и Икса — Чирцово (территория рудника) после 1995 года продолжали находиться в собственности Североонежского бокситового рудника, хотя технологически перегон Икса — Наволок являлся частью Заонежской железной дороги и указывался в её документах. В 2003 году участок Наволок — Пукса был передан из состава Североонежского ПЖТ в собственность СОБР.

Ответ начальника станции Наволок на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить
текущее состояние железной дороги. Декабрь 1996 года.

Будущее Заонежской железной дороги остаётся неясным. Можно быть уверенным лишь в одном: участок, пролегающий восточнее бокситовых месторождений (Пукса — Икса) имеет перспективы дальнейшего функционирования и даже развития. Каким окажется будущее «лесовозного» участка (от станции Икса до станции Янгоры), предсказать сложно. Печальная судьба двух других железных дорог, по многим параметрам сходных с Заонежской железной дорогой (Мехреньгской и Ерцевской) вызывает обеспокоенность за будущее участка Икса — Янгоры.
Среди части жителей Североонежска распространено мнение, что существуют планы продления Заонежской железной дороги до посёлка Надвоицы (республика Карелия) — в этом случае стала бы возможной перевозка бокситовой руды по кратчайшему маршруту на Надвоицкий алюминиевый завод. По мнению автора, вероятность строительства железнодорожной линии Янгоры — Надвоицы в обозримом будущем близка к нулю.
По состоянию на 2019 год, Заонежская железная дорога действует.
Состояние железной дороги на 2005 год (сведения приводятся по результатам поездки, произведённой 5-6 июня 2005 года)
Заонежская железная дорога действует. На участке Пукса — Икса имеется только грузовое движение, на участке Икса — Янгоры — грузовое и пассажирское движение. Пассажирский поезд отправляется со станции Икса до станции Янгоры в 20:40 по понедельникам, четвергам, пятницам и субботам, со станции Янгоры до станции Икса в 02:00 по вторникам, пятницам, субботам и воскресеньям. Поезд состоит из одного плацкартного пассажирского вагона и грузовых вагонов. Стоимость проезда от станции Икса до станции Янгоры составляет 50 рублей. Льготный проезд пассажиров не предусмотрен.
Имеются станции и разъезды 3-й километр, Наволок, Икса, Мяндуха (станция законсервирована), Порста (станция закрыта), Скарлахта, Плотичье, Янгоры, остановочные пункты Посёлок Скарлахта, Озёрный. Основные грузы — лес, бокситовая руда, добываемая Североонежским бокситовым рудником (на участке Икса — Пукса). В период работы карьера «Мяндуха» со станции Мяндуха вывозился щебень.
Главное локомотивное депо находится на станции Икса в посёлке Североонежск. Наиболее распространены тепловозы ТЭМ2. Известно о наличии тепловозов ТЭМ2-5923, ТЭМ2-6456. Имеется некоторое количество автомотрис и мотовозов (в том числе «самодельных»).
Североонежское ПЖТ относится к федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП) «Учреждение ОУ-250», входящему в состав Онежского УЛИУ Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции России. Почти все насёленные пункты, расположенные к западу от станции Икса, также управляются Онежским УЛИУ.
Параллельно железной дороге от Иксы до Янгор пролегает грунтовая автомобильная дорога, в период строительства железной дороги она использовалась как технологическая. На дороге есть незначительное автомобильное движение. Летом автомобили передвигаются по ней со скоростью около 10 километров в час, «стандартное» время проезда до Янгор — 8 часов. Нередко автомобили застревают в грунте (по воспоминаниям одного из водителей, поездка от Североонежска до Янгор заняла 14 часов).
Состояние пути на большинстве участков Заонежской железной дороги — плохое. Ограниченные финансовые возможности владельца не позволяют производить своевременный ремонт. Установленная скорость движения поездов невелика и продолжает уменьшаться.
Местность, по которой пролегает Заонежская железная дорога, популярна среди туристов-водников (из окрестностей посёлка Янгоры они начинают сплав по реке Подломка, а от Скарлахты — по реке Ундоша). Многие жители Североонежска, Плесецка и других населённых пунктов района приезжают на рыбалку на Унд-озеро (оно находится вблизи станции Скарлахта). Группы «рюкзачных» путешественников в пассажирском поезде сообщением Икса — Янгоры в летнее время — привычное явление.
Проезд по Заонежской железной дороге — свободный, никакие пропуска для этого не требуются, проверка документов в поезде не производится. Вход и въезд в некоторые населённые пункты, где находятся колонии (Янгоры, Озёрный) формально осуществляется по пропускам. Но опыт многочисленных туристов показывает, что попасть в Янгоры можно без проблем, достаточно лишь объяснить при въезде цель поездки.
Краткое описание некоторых станций
Пукса. Начальный пункт Заонежской железной дороги находится восточнее путей магистральной железнодорожной линии Коноша — Обозерская. Вначале железнодорожный путь ведёт на восток, затем меняет направление на западное и пересекает магистральную железную дорогу по железобетонному путепроводу, расположенному в нескольких километрах севернее станции Пукса.
Наволок. Станция находится в посёлке Оксовский (местные жители называют его так же, как и станцию — Наволок), состоит из четырёх путей. Имеется деревянное здание ДС (недавно было отремонтировано, выглядит аккуратно). В западной горловине сохранился недействующий семафор. Станция неоднократно меняла принадлежность, в 2003 году перешла из состава Заонежской железной дороги в подчинение СОБРа.

Здание ДС («вокзал») на станции Наволок.
06.06.2005

К западу от станции находится нижний склад Иксинского комплексного леспромхоза, имеющий подъездные пути. Конфигурация подъездных путей на нижнем складе — петля с отходящими от неё короткими ветвями. Леспромхоз имеет собственный локомотив — маневровый тепловоз ТГМ40-0402.
В 3 километрах восточнее станции Наволок, в населённом пункте Булатово, имеется стрелка, на которой отходит подъездной путь к нижнему складу Булатовского леспромхоза. Это место не имеет статуса раздельного пункта.
На перегоне Наволок — Икса находится металлический мост через реку Онега. К железнодорожному мосту вплотную прилегает автомобильный мост.
Икса. Главная станция Заонежской железной дороги. Находится в посёлке Икса (фактически являющемся частью посёлка Североонежск). На станции — 5 путей, низкая пассажирская посадочная платформа, здание ДС (вокзал). К северу от станции находится локомотивное депо.

Станция Икса. Вид в восточном направлении. Справа — здание ДС («вокзал»).
05.06.2005

В западной горловине станции Икса отходит ветвь к Североонежскому бокситовому руднику (станция Чирцово). Ветвь Икса — Чирцово находится в собственности ОАО «СОБР», технологически составляет единое целое с Заонежской железной дорогой. На протяжении некоторого времени по маршруту Икса — Чирцово курсировал пассажирский поезд.
Североонежский бокситовый рудник ведёт добычу руды открытым способом. В гигантском карьере работают 4 шагающих экскаватора. Бокситовая руда вывозится из карьера большегрузными автомобилями («БелАЗами»), затем грузится в вагоны. Около двух раз в сутки от рудника отправляются составы-«вертушки» с рудой до станции Пукса. Основной пункт назначения добытой в Североонежске руды — Бокситогорский глинозёмный завод (Бокситогорск, Ленинградская область).
Местность к западу от Североонежска «пропитана» «духом зоны». Почти всё её население — осуждённые и сотрудники исправительных учреждений.
Но в самом Североонежске мало что напоминает о специфике этих мест. По меркам Архангельской области, посёлок выглядит одним из самых благополучных и благоустроенных. Численность населения Североонежска — около 6 тысяч жителей, основная застройка — пятиэтажные дома. Почти все улицы имеют твёрдое покрытие. Лагерной специализации тут нет, главное предприятие для Североонежска - бокситовый рудник.
Мяндуха. Строительство этой станции не было завершено. По состоянию на 2005 год, почти все её пути выглядели заброшенными, многие пути казались непригодными для движения. Остановка пассажирского поезда здесь не предусмотрена.

Станция Мяндуха. Вид в западном направлении.
06.06.2005

Станция возникла благодаря наличию месторождения базальта. Здесь был построен щебёночный завод, однако в последние годы он чаще простаивает, чем работает.
http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=6884 — материал о базальтовом месторождении «Мяндуха».
Скарлахта. Одна из крупных станций (расстояние до станции Пукса — 86 километров). Здесь ведётся погрузка леса. К северо-западу от станции расположена обширная территория исправительно-трудовой колонии. В окрестностях станции имеется несколько сельских населённых пунктов (крупнейший из них — Ундозеро), возникших до появления железной дороги.
В окрестностях станции находится крупное озеро Ундозеро и множество менее значительных водоёмов. Унд-озеро и его берега — популярное место отдыха жителей Плесецкого района.
Посёлок Скарлахта. Остановочный пункт, расположенный в трёх километрах западнее станции Скарлахта, вблизи одноимённого посёлка. Имеется бетонная пассажирская посадочная платформа и деревянный павильон.
Поезд сообщением Янгоры — Икса, согласно расписанию, имеет здесь длительную стоянку (с 4:00 до 5:30). В это время тепловоз выполняет маневровую работу по станции Скарлахта, на остановочном пункте остаётся лишь «одинокий» пассажирский вагон.

Пассажирский поезд на остановочном пункте Посёлок Скарлахта. Вид в восточном направлении.
06.06.2005

Озёрный. Остановочный пункт с платформой и деревянным павильоном, над которым укреплены металлические буквы, сообщающие о названии остановочного пункта. Посёлок Озёрный (в нём находится исправительно-трудовая колония) расположен приблизительно в 15 километрах отсюда. От остановочного пункта до посёлка пассажиров доставляет автомобиль-«вахтовка».
Янгоры. Самая западная станция Заонежской железной дороги. Состоит из трёх путей, имеется пассажирская посадочная платформа, рассчитанная на приём состава, состоящего как минимум из четырёх вагонов.

Здание ДС («вокзал») на станции Янгоры.
06.06.2005



Табличка на здании ДС («вокзале») станции Янгоры.
06.06.2005

Станция Янгоры находится среди леса, приблизительно в трёх километрах от одноимённого посёлка (где расположен физический конец железнодорожной линии). После прибытия пассажирского поезда в посёлок отправляется автомобиль-«вахтовка».
По воспоминаниям туристов, Янгоры как строились как сравнительно крупный населённый пункт, но численность его населения не достигла проектного уровня, поэтому в посёлке много заброшенных домов. Здесь имеется магазин, котельная, электростанция. На въезде в посёлок находится КПП, где тщательно досматривается въезжающий и выезжающий автотранспорт.
От Янгор туристы-водники добираются на автомобилях до бывшего посёлка Северный, расположенного вблизи берега реки Подломки. Между Янгорами и Северным существует лесовозная автодорога с бетонным покрытием. Большинство водителей автомобилей-лесовозов — заключённые, отбывающие наказание в колонии-поселении.
Бывший посёлок Северный (около 30 километров от Янгор) был построен, но почти не был заселён. Теперь он представляет собой обширную «мёртвую зону». Существовали планы размещения в посёлке дирекции Кожозерского заказника, однако они не осуществились.

Цитата из материала «Зазеркалье больших озёр Поонежья», автор — А. Третьяков, время действия — 2006 год (http://fototretyakov.narod.ru/bieke/9.htm)
Посёлок Янгоры, последний населённый пункт, впереди 150 км без населёнки. Посёлок — стандартный набор дощатого соцреализма. Покосившиеся бараки квартирного типа, дыры окон заброшенных многоквартирных домов. Люди вольные или не по своей воле здесь живущие, у всех усталые глаза.
...
Въезжаю в сырой брошенный посёлок Северный, покосившиеся бараки и двухэтажные дома стоят без окон. Торчит труба кочегарки, здесь было централизованное отопление, привозной газ, водопровод.

Факт существования железнодорожной линии между Янгорами и Северным в какой-либо период времени представляется вымыслом. Об этом упоминал один из жителей Североонежска — скорее всего, в силу своей неправильной информированности. Ни один из туристов, описавших в Сети поездку от Янгор до реки Подломки, не упомянул о следах разобранной железнодорожной линии.

19.03.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу