ID: 1466
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ СЕРПУХОВ — ЗАВОДСКАЯ (ПРОТВИНО)
959
Железнодорожная линия Серпухов — Заводская (Протвино) находится в Московской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 19 километров от места примыкания к главному ходу до станции Заводская, 23 километра от места примыкания к главному ходу до самой дальней точки пути на территории Института физики высоких энергий в городе Протвино.
Линия всюду однопутная, неэлектрифицированная.
Железнодорожная линия от станции Серпухов до станции Заводская принадлежит ОАО «РЖД», носит формальный статус одного из станционных путей станции Серпухов. Несмотря на это, её не принято вносить в список линий общего пользования «РЖД» и обозначать на схемах железнодорожной сети.
На основной части линии работают тепловозы Московской железной дороги. Промышленные тепловозы — только на подъездных путях за станцией Заводская.
К западу от станции Заводская в городе Протвино линия имеет статус промышленных подъездных путей ИФВЭ и других предприятий.
Линия имеет важное значение для города Протвино. Однако пассажирского движения она не имеет и, скорее всего, никогда не имела.
Железная дорога, по всей разумной логике, необходима для существования города. Там имеются промышленные предприятия, причём не только связанные с наукой. Как можно жить без железной дороги?!
Но маразм российской действительности таков: по состоянию на 2019 год, железная дорога остановилась и приходит в упадок.
Впрочем, такое уже случалось. Есть вероятность, что движение возобновится.
Линия состоит из трёх сегментов, различных по времени постройки. Первый, от станции Серпухов до поста 4 км — это линия Серпухов — Серпухов-Ветка. Станция Серпухов-Ветка официально открыта в 1897 году, тогда так как станция Серпухов на главной магистрали — в 1865 году.
Второй, центральный, наиболее протяжённый и сложный сегмент с мостом через реку Нару, от поста 4 км до станции Заводская с ответвлением к Дракинскому песчаному карьеру. Построен в 1960-е годы в связи с появлением наукограда Протвино. Но Институт физики высоких энергий в первое время обходился без железной дороги.
Самый дальний сегмент — около четырёх километров от станции Заводская на территорию ИФВЭ. Построен в 1970-е годы.
Официальная дата основания города Протвино — 19 апреля 1960 года, когда было начато строительство протонного ускорителя заряженных частиц. Первоначальное условное название — Серпухов-7. В первые годы строящийся посёлок учёных был закрытым и секретным, но затем стал открытым научным центром. Статус города официально присвоен только в 1989 году, когда здесь было уже почти сорокатысячное население.
Протвино имеет «город-спутник» Кремёнки, фактически — дальний микрорайон. Но Кремёнки — это Калужская область.
В 1983 году началось строительство ускорительно-накопительного комплекса, включающего кольцевой тоннель длиной 21 километр. Это на два километра превышает протяжённость Кольцевой линии Московского метрополитена. Проект был грандиозным в мировом масштабе. Если бы ускорительно-накопительный комплекс был создан — это был бы повод для гордости всей страны.
Тоннель был достроен в начале 1990-х годов, но строительство тоннеля — это далеко не всё. И даже не самый дорогостоящий этап. Будет ли достроен ускорительно-накопительный комплекс и что делать с тоннелем — до сих пор вопросы без ответов.
Похожий объект, известный как Большой адронный коллайдер, в 2006 году был открыт на территории Швейцарии и Франции. Мы имели все шансы опередить западноевропейцев на десять лет.
Железнодорожная линия пересекала известную Серпуховскую узкоколейную железную дорогу. Узкоколейная железная дорога была разобрана ориентировочно в 1965 году. В течение нескольких предшествующих лет было одноуровневое «крестовое» пересечение узкоколейной железной дороги и железнодорожной линии широкой колеи. Место пересечения до сих пор хорошо заметно.
По состоянию на 2013 год, железнодорожная линия выполняет грузовое движение. Объём грузового движения до станции Заводская — небольшой. Грузовой поезд прибывает и отправляется не каждый день. Однако железная дорога необходима для наукограда.
Пассажирского движения тут, скорее всего, никогда не было. Но планы открыть его имелись при строительстве линии. На станции Заводская у города Протвино был построен вокзал.
В нынешнем виде, без коренной реконструкции, к сожалению, линия непригодна для пассажирского движения. Нужно ли оно здесь? Намного меньше, чем на линиях в Лыткарино и на Старую Купавну. Здесь — далеко не пригород Москвы. Автомобильное движение не затруднено.
С другой стороны, чем наукоград Протвино хуже наукограда Дубна? Оба города — наша гордость, и заслуживают комфортной жизни, часть которой — пассажирское железнодорожное сообщение.
Я выполнил тотальную пешую фотодокументацию всех 19 километров от Серпухова до станции Заводская 21 апреля 2013 года. Никакого движения на линии в этот день не оказалось, если не считать начальный участок — но тепловоз ЧМЭ3-6241 следовал максимум на Серпухов-Ветку, а не в Протвино. Впрочем, это могло объясняться тем, что на календаре было воскресенье.
Осматриваю пересечение с разобранной узкоколейной железной дорогой.
Ответвление на Дракинский карьер оказалось полностью разобрано. Стрелка ещё не полностью демонтирована, она ведёт «в никуда».
На станции Заводская — разруха и полное отсутствие людей. Есть заброшенное и полуразрушенное здание вокзала. Судя по архитектуре, строилось именно как вокзал. Есть даже остатки платформы. Но пассажирских поездов, скорее всего, здесь никогда не было.
Ситуация на 2020 год: линия остановилась, не действует и зарастает. Положение очень тревожное.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ У СТАНЦИИ СЕРПУХОВ, ПОСТ 4 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПОСТ 4 КМ, ЛИНИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ, МОСТ ЧЕРЕЗ НАРУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ, БЫВШЕЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ, НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА РАЗОБРАННОГО ПУТИ НА ДРАКИНО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЛИНИЯ, СТАНЦИЯ ЗАВОДСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ЗАВОДСКАЯ)
02.03.2020 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Линия всюду однопутная, неэлектрифицированная.
Железнодорожная линия от станции Серпухов до станции Заводская принадлежит ОАО «РЖД», носит формальный статус одного из станционных путей станции Серпухов. Несмотря на это, её не принято вносить в список линий общего пользования «РЖД» и обозначать на схемах железнодорожной сети.
На основной части линии работают тепловозы Московской железной дороги. Промышленные тепловозы — только на подъездных путях за станцией Заводская.
К западу от станции Заводская в городе Протвино линия имеет статус промышленных подъездных путей ИФВЭ и других предприятий.
Линия имеет важное значение для города Протвино. Однако пассажирского движения она не имеет и, скорее всего, никогда не имела.
Железная дорога, по всей разумной логике, необходима для существования города. Там имеются промышленные предприятия, причём не только связанные с наукой. Как можно жить без железной дороги?!
Но маразм российской действительности таков: по состоянию на 2019 год, железная дорога остановилась и приходит в упадок.
Впрочем, такое уже случалось. Есть вероятность, что движение возобновится.
Линия состоит из трёх сегментов, различных по времени постройки. Первый, от станции Серпухов до поста 4 км — это линия Серпухов — Серпухов-Ветка. Станция Серпухов-Ветка официально открыта в 1897 году, тогда так как станция Серпухов на главной магистрали — в 1865 году.
Второй, центральный, наиболее протяжённый и сложный сегмент с мостом через реку Нару, от поста 4 км до станции Заводская с ответвлением к Дракинскому песчаному карьеру. Построен в 1960-е годы в связи с появлением наукограда Протвино. Но Институт физики высоких энергий в первое время обходился без железной дороги.
Самый дальний сегмент — около четырёх километров от станции Заводская на территорию ИФВЭ. Построен в 1970-е годы.
Официальная дата основания города Протвино — 19 апреля 1960 года, когда было начато строительство протонного ускорителя заряженных частиц. Первоначальное условное название — Серпухов-7. В первые годы строящийся посёлок учёных был закрытым и секретным, но затем стал открытым научным центром. Статус города официально присвоен только в 1989 году, когда здесь было уже почти сорокатысячное население.
Протвино имеет «город-спутник» Кремёнки, фактически — дальний микрорайон. Но Кремёнки — это Калужская область.
В 1983 году началось строительство ускорительно-накопительного комплекса, включающего кольцевой тоннель длиной 21 километр. Это на два километра превышает протяжённость Кольцевой линии Московского метрополитена. Проект был грандиозным в мировом масштабе. Если бы ускорительно-накопительный комплекс был создан — это был бы повод для гордости всей страны.
Тоннель был достроен в начале 1990-х годов, но строительство тоннеля — это далеко не всё. И даже не самый дорогостоящий этап. Будет ли достроен ускорительно-накопительный комплекс и что делать с тоннелем — до сих пор вопросы без ответов.
Похожий объект, известный как Большой адронный коллайдер, в 2006 году был открыт на территории Швейцарии и Франции. Мы имели все шансы опередить западноевропейцев на десять лет.
Железнодорожная линия пересекала известную Серпуховскую узкоколейную железную дорогу. Узкоколейная железная дорога была разобрана ориентировочно в 1965 году. В течение нескольких предшествующих лет было одноуровневое «крестовое» пересечение узкоколейной железной дороги и железнодорожной линии широкой колеи. Место пересечения до сих пор хорошо заметно.
По состоянию на 2013 год, железнодорожная линия выполняет грузовое движение. Объём грузового движения до станции Заводская — небольшой. Грузовой поезд прибывает и отправляется не каждый день. Однако железная дорога необходима для наукограда.
Пассажирского движения тут, скорее всего, никогда не было. Но планы открыть его имелись при строительстве линии. На станции Заводская у города Протвино был построен вокзал.
В нынешнем виде, без коренной реконструкции, к сожалению, линия непригодна для пассажирского движения. Нужно ли оно здесь? Намного меньше, чем на линиях в Лыткарино и на Старую Купавну. Здесь — далеко не пригород Москвы. Автомобильное движение не затруднено.
С другой стороны, чем наукоград Протвино хуже наукограда Дубна? Оба города — наша гордость, и заслуживают комфортной жизни, часть которой — пассажирское железнодорожное сообщение.
Я выполнил тотальную пешую фотодокументацию всех 19 километров от Серпухова до станции Заводская 21 апреля 2013 года. Никакого движения на линии в этот день не оказалось, если не считать начальный участок — но тепловоз ЧМЭ3-6241 следовал максимум на Серпухов-Ветку, а не в Протвино. Впрочем, это могло объясняться тем, что на календаре было воскресенье.
Осматриваю пересечение с разобранной узкоколейной железной дорогой.
Ответвление на Дракинский карьер оказалось полностью разобрано. Стрелка ещё не полностью демонтирована, она ведёт «в никуда».
На станции Заводская — разруха и полное отсутствие людей. Есть заброшенное и полуразрушенное здание вокзала. Судя по архитектуре, строилось именно как вокзал. Есть даже остатки платформы. Но пассажирских поездов, скорее всего, здесь никогда не было.
Ситуация на 2020 год: линия остановилась, не действует и зарастает. Положение очень тревожное.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ У СТАНЦИИ СЕРПУХОВ, ПОСТ 4 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (СТАНЦИЯ ПОСТ 4 КМ, ЛИНИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ, МОСТ ЧЕРЕЗ НАРУ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ЛИНИЯ, БЫВШЕЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ, НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА РАЗОБРАННОГО ПУТИ НА ДРАКИНО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЛИНИЯ, СТАНЦИЯ ЗАВОДСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (СТАНЦИЯ ЗАВОДСКАЯ)
02.03.2020 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу