ID: 1505

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КУПАВНА — СТАРАЯ КУПАВНА

318
Железнодорожная линия Купавна — Старая Купавна находится в Богородском городском округе Московской области. Удалённость от границы Москвы (Московская кольцевая автодорога) — около двадцати километров на восток.
Начальным пунктом железнодорожной линии является станция Купавна на магистральной железнодорожной линии общего пользования Москва — Фрязево, историческая Московско-Нижегородская железная дорога.
Протяжённость железнодорожной линии от начальной точки до самой дальней точки на территории текстильной фабрики в Старой Купавне составляет 9 километров.
Протяжённость от начальной точки до «главной станции» — 5 км, протяжённость от начальной точки до ворот завода «Акрихин» — 7400 метров.
Название Старая Купавна — условное. Так называется город, в котором находится станция и физический конечный пункт. Но собственно станция — возможно, 5 км, или «станция», без названия.
Железнодорожная линия Купавна — Старая Купавна однопутная, неэлектрифицированная. Линия ведомственная (необщего пользования), принадлежит Ногинскому ППЖТ. Главным «активом» Ногинского ППЖТ является линия Ногинск — Черноголовка, главная станция Ногинского ППЖТ находится в районе Глухово города Ногинска (Богородска). Здесь — Старокупавенский участок Ногинского ППЖТ.
Начальный участок линии Купавна — Старая Купавна пролегает по территории ОПМС (опытной путевой машинной станции) №68 и рельсосварочного поезда №18 Московской железной дороги. Начальный участок электрифицирован, используется для отстоя электропоездов сообщением Москва — Купавна.
Основное предприятие, которое обслуживает железная дорога — химико-фармацевтический завод «Акрихин». Также обслуживаются предприятия: «Мосхим», «Химреактивкомплект», асфальто-бетонный завод, завод ЖБИ, технопарк «Купавна». Вывозится песок из карьеров.
Конечная точка железной дороги — город Старая Купавна. Он известен с 1300-х годов как село Купавна. Не позднее чем в начале ХIX века в четырёх километрах западнее на Владимирском тракте появилась деревня Новая Купавна. Село из-за этого стало Старой Купавной. Важно знать, что посёлок Купавна у одноимённой станции на магистральной железной дороге — это не Новая Купавна.
В начале ХVIII века в селе Купавна возникла текстильная фабрика. В 1745 году она была признана крупнейшим в России по объёму производства «шелкоткацким заведением». В 1797 году возник химический завод, на основе которого позднее появился большой комбинат «Акрихин».
В 1862 году примерно в восьми-десяти километрах южнее села была открыта Московско-Нижегородская железная дорога. Но только в 1898 году, с большим опозданием, в ближайшей к селу точке Московско-Нижегородской железной дороги была открыта станция Купавна, изначально значившаяся как пост 27 версты.
Железнодорожная линия от станции Купавна (пост 27 версты) в северном направлении была открыта около 1900 года. Но первоначально она вела не в Старую Купавну, а на Бисеровское торфяное болото. Конечный пункт железной дороги находился на месте нынешнего посёлка Рыбхоз.
Есть мнение, что первоначально железная дорога Купавна — Бисеровское болото была узкоколейной. Но это едва ли соответствует действительности.
Первая железная дорога пришла в Старую Купавну не позднее 1920-х годов. Она, несомненно, была узкоколейной. Эта железная дорога соединила Старую Купавну с Масловским торфомассивом, торф добывался торфопредприятием именим Максима Горького. Потребителями торфа были текстильная фабрика и Докторовский химический завод, позднее комбинат «Акрихин».
Точная дата появления в Старой Купавне железной дороги широкой колеи не выяснена. От 1916 года до 1930 года. Ответвление к Старой Купавне было сделано на линии Купавна — Бисеровское болото, приблизительно на отметке 2200 метров.
Позднее, ориентировочно в 1960-е годы, линия на Бисеровское болото перестала использоваться. Торфоразработки прекратились, на месте торфяного болота были созданы пруды, предназначенные для разведения рыбы. Посёлок торфяников превратился в посёлок Рыбхоз.
Линия к посёлку Рыбхоз централизованно не разбиралась. Она простаивала недействующей десятки лет. На первом километре этой линии иногда было редкое движение — вероятно, отстой вагонов.
По состоянию на 2011 год, линия на Рыбхоз полностью разобрана и частично застроена. Её начальный пункт определяется только по резкому повороту действующей линии.
Сведений о наличии пассажирского движения на «Купавенской ветви» нет. Возможно, пассажирского движения никогда не было, или оно имелось только в очень далёкие времена — до 1950-х годов.
До 1970-х годов на линии работали паровозы. Позднее — тепловозы ТГМ3, ТГМ4. С конца 1980-х годов преобладали ТГМ6.
В 1994 году рок-группа «Ва-БанкЪ» во главе с А. Ф. Скляром снимала на этой железной дороге видеоклип на свою песню «Кудрявая». В клипе можно увидеть тепловоз ТГМ4-2698, осветительную вышку (по состоянию на 2011 год, не существует), временный путь на песчаном карьере.
Я выполнил тотальную фотодокументацию линии от начала до конца 30 июня 2011 года. На манёврах в Старой Купавне был встречен тепловоз ТГМ6В-0008, 1989 года постройки. Известно, что среди имеющихся тепловозов присутствуют также ТГМ6А-2542, ТГМ6А-2456. Как минимум один из этих тепловозов имеет право выхода на пути общего пользования и периодически перегоняется в Ногинск.
На мой взгляд, железнодорожная линия должна пройти реконструкцию, получить статус линии общего пользования и регулярные пассажирские перевозки. Это существенно улучшит жизнь в городе Старая Купавна.

01.02.2020 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу