ID: 1347

МОСКОВСКО-НИЖЕГОРОДСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

559
Московско-Нижегородская железная дорога — одна из старейших железных дорог России. Строительство началось в мае 1858 года, сквозное движение от Москвы до Нижнего Новгорода (расстояние — 440 километров) было открыто в 1861 году. Протяжённость железной дороги на территории Москвы и Московской области — 98 километров. Железная дорога трёхпутная на участках Москва-Курская — Железнодорожная и Дзержинск — Нижний Новгород (в Нижегородской области), двухпутная на остальных участках.
Московско-Нижегородская железная дорога изначально была частной, строилась Обществом Московско-Нижегородской железной дороги. Первоначально железная дорога была однопутной. В 1877 году был открыт второй путь на участке Москва — Ковров, позднее — на участке Ковров — Нижний Новгород.
В 1893 году Московско-Нижегородская железная дорога была выкуплена государством. С 1 января 1894 года железная дорога перешла в казённое управление.
Первоначально Московско-Нижегородская железная дорога имела собственный вокзал в Москве. Вокзал располагался за Покровской (ныне Абельмановской) заставой, у Рогожского вала. Здание вокзала было деревянным, изначально строилось как временное. Вокзал работал до 1896 года. С 14 июня 1896 года все поезда Московско-Нижегородской железной дороги стали отправляться от нынешнего Курского вокзала, который в то время назывался Курско-Нижегородским.
Вплоть до нынешнего времени линия Московско-Нижегородской железной дороги — единственная магистральная железная дорога, начинающаяся в Москве, которая не имеет своего вокзала. В 2008 году активно обсуждались планы строительства вокзала в районе нынешней платформы Серп и Молот, но едва ли это осуществится в обозримом будущем.
На месте закрытого Нижегородского вокзала вплоть до 1960-х годов действовала грузовая станция Москва-Товарная-Горьковская. В начале 1960-х годов она была ликвидирована, территория станции была застроена жилыми домами. В память об исчезнувшем вокзале на карте Москвы осталась Нижегородская улица. Начальная (ближайшая к центру) точка Нижегородской улицы находится вблизи места, где был Нижегородский вокзал.
Вплоть до 1931 года Московско-Нижегородская железная дорога являлась тупиковой. По ней нельзя было уехать дальше Нижнего Новгорода. Ситуация изменилась в 1931 году, когда был открыт железнодорожный мост через Волгу в Нижнем Новгороде и стало возможно сквозное движение по маршруту Нижний Новгород — Котельнич. С этого времени Московско-Нижегородская железная дорога является одним из трёх транзитных ходов из Москвы на Средний Урал и далее на восток. Другие транзитные ходы — через Вековку — Казань — Агрыз (кратчайший по расстоянию) и через Ярославль — Буй (исторически являлся первым, но существенно длиннее двух других и имеет более слабую техническую оснащённость, поэтому для транзитного движения из Москвы почти не используется).
В 1931 году началась электрификация участка Москва — Обираловка (24 километра) и строительство депо для обслуживания электроподвижного состава на станции Обираловка, а также Рогожской и Салтыковской тяговых подстанций. 10 марта 1933 года было открыто движение электросекций по маршруту Москва — Обираловка. Вскоре была завершена электрификация ветки Реутово — Балашиха (12 километров). 18 июня 1933 года было открыто движение электросекций до Балашихи.
В 1932 году город Нижний Новгород был переименован в Горький. Для прилегающего к Москве участка Московско-Нижегородской железной дороги, которая примерно в то же время как административная единица была ликвидирована, постепенно вошёл в обиход термин «Горьковское направление».
В 1957 году был электрифицирован участок Железнодорожная — Фрязево и ветвь Фрязево — Ногинск, в 1958 году — участок Фрязево — Петушки, в 1959 году — участок Петушки — Владимир.
Горьковское направление стало местом действия поэмы в прозе «Москва — Петушки» писателя Венедикта Ерофеева. Произведение было закончено в 1970 году.
В начале 1990-х годов было прекращено движение прямых электропоездов Москва — Владимир. Самым дальним пунктом движения пригородных поездов из Москвы, как и десятки лет назад, стала станция Петушки. Причина этого — финансовые споры Московской железной дороги с Горьковской железной дорогой. Участок Петушки — Владимир, включая собственно станцию Петушки, относится к Горьковской железной дороге, хотя обслуживается в основном подвижным составом Московской железной дороги.
На участке Петушки — Владимир Горьковской железной дорогой было открыто движение пригородных поездов на локомотивной тяге. Состав поезда: электровоз с пассажирскими вагонами, приписанными к Горьковской железной дороге. С 1996 года возобновилось движение прямых электропоездов Москва — Владимир, но в очень малом объёме: вначале один электропоезд по выходным дням, затем ежедневно, позднее дважды в день. Восстановление до нормального объёма заняло много лет.
В 2002 году вместо поездов локомотивной тяги маршрута Петушки — Владимир по такому же маршруту стал курсировать электропоезд, приписанный к ТЧ-4 Железнодорожная Московской железной дороги. Горьковская железная дорога не имеет электропоездов постоянного тока. Однако ещё немало лет во многих случаях пассажирам приходилось совершать бессмысленную пересадку в Петушках.
По состоянию на 2010 год, линия Московско-Нижегородской железной дороги («Горьковское направление» Московской железной дороги, относится к Московско-Курскому отделению) занимает в Московском узле третье место по объёму движения пригородных электропоездов, после «Ярославского направления» (на участке Москва — Мытищи) и «Казанского направления» (на участке Москва — Люберцы). На участке Москва — Реутово в ходу в среднем 125 пар электропоездов, включая ускоренные. Самая дальняя точка движения электропоездов — Владимир (191 километр от Москвы).

Пригородный билет Железнодорожная — Карачарово, 22 марта 2012 года. Это — стандартный
пригородный билет, самый распространённый формат, общий для многих регионов.

Пригородный билет Новогиреево — Железнодорожная, 2 апреля 2012 года.
Это — новый и непривычный для России формат пригородного билета.

Билет на ускоренный электропоезд Москва — Крутое от Москвы-Курской до Железнодорожной, 25 ноября 2011 года.
Отпечатан на бланке автоматизированной системы управления «Экспресс» для билетов дальнего следования.
На тот момент два пригородных поезда перевозили пассажиров только с билетами на бланках дальнего
следования: Москва — Крутое отправлением в 19:39 и Москва — Владимир отправлением в 18:00.
Все станции и остановочные пункты на участке Москва — Владимир и ветвях до Балашихи, Захарово, Электрогорска имеют высокие посадочные платформы. Высоких платформ не имел остановочный пункт Красная Охота (во Владимирской области, на участке Петушки — Владимир), но он был ликвидирован в 2009 году.
В 2007-2010 годах были построены высокие платформы почти на всём участке Владимир — Гороховец (на восток от станции Владимир), за исключением участка Вязники — Гороховец. Если не учитывать этот «разрыв» — то с учётом участка Гороховец — Горький — Семёнов, где высокие платформы были построены значительно раньше, «зона высоких платформ» протянулась на 510 километров от Москвы (до Семёнова). Это является максимальным показателем, более чем в два раза превосходящим показатель остальных радиальных линий Московского узла.
В 2002 году (по другим данным, в 2001 году) на Курском вокзале Москвы и на станции Железнодорожная были открыты турникетные линии, официальное название АСОКУПЭ (автоматизированная система оплаты, контроля и учёта проезда в электропоездах). Позднее турникетные линии были введены в действие на станциях и остановочных пунктах Серп и Молот, Чухлинка, Новогиреево, Реутово, Фрязево, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Крутое, Петушки.
Основное назначение турникетных линий — снижение числа безбилетных пассажиров. Для прохода через турникет как при входе, так и при выходе со станции необходимо вставить в считывающее устройство билет или поднести транспортную карту. Появление АСОКУПЭ привело к снижению процента «безбилетников», но также создало значительные неудобства для нормальных пассажиров. Усложнение доступа на платформы, частые очереди перед турникетами, озлобленность и раздражение.
Безбилетники остались, пусть и в несколько меньшем количестве. Безбилетный проход через турникеты или их обход по путям не представляет трудностей. У турникетов дежурят сотрудники ЧОП, но в пиковые часы они почти никогда не останавливают безбилетников, незаконно проходящих через турникеты.
Касательно условий проезда в электропоездах «Горьковское направление» с 1990-х годов имеет репутацию худшего в Московском узле, самого «беспредельного» направления. В часы пик (утром — в сторону Москвы, вечером — из Москвы) электропоезда переполнены. Как правило, в «дальних» электропоездах (в особенности, маршрута Москва — Петушки — Москва) присутствуют маргинальные элементы «бомжово-криминального» вида.
Перед посадкой принято закидывать сиденья игральными картами или другими предметами. Это делается во время отстоя поезда или во время движения в сторону тупиков на участке Серп и Молот — Москва-Курская. Таким способом маргиналы удерживают сиденья для своих дружков, входящих на других станциях. Иногда практикуется продажа занятых мест. Привычная ситуация для вечерних электропоездов Москва — Петушки на Курском вокзале: в вагоне свободны (но помечены игральными картами) почти все сидячие места. При этом в проходе толпятся стоящие пассажиры из числа цивилизованных людей, которые не смеют идти на конфликт с «подзаборным» контингентом, закидавшим сиденья картами.
Пассажир, осмелившийся сесть на сиденье, «помеченное» игральной картой или сигаретной пачкой, будет насильственно вышвырнут с него, а случае сопротивления избит превосходящими силами «полубомжей». Иногда можно встретить вагоны, заполненные исключительно маргиналами, которые курят не вставая с сидячих мест. На всех остальных направлениях Московского узла принято курить в тамбурах. Официально курение в пригородных поездах строго запрещено (в том числе в тамбурах). Но контролёры-ревизоры и милиция преступно закрывают глаза на табакоманов, медленно убивающих нормальных людей.
Кроме того, пассажиров «мучают» вагонные торговцы и «музыканты»-попрошайки, постоянно движущиеся по вагонам (эта деятельность незаконна, но никем не пресекается). Вышеназванные печальные явления отсутствуют только в ускоренных электропоездах Москва — Железнодорожная, Москва — Орехово-Зуево (Крутое), Москва — Ногинск, Москва — Владимир.
Компетентный человек, профессионально связанный с железной дорогой и хорошо знакомый с ситуацией на Горьковском направлении, в 2010 году написал следующее:
На направлении Петушки — Крутое — Москва, а также Электрогорск — Москва в утренних электричках на Москву и в вечерних электричках из Москвы работают организованные преступники. В период с 5:00 до 8:00 в сторону Москвы и с 16:00 до 19:00 из Москвы паханы по 3-4 человека контролируют вагоны и продают право занять сидячее место за 50 рублей, вне зависимости от наличия билета. При этом они не щадят ни кого: заплатить должны все — женщины, дети, бабушки и дедушки.
Бороться с ними пробовали сотрудники транспортных ЛОВД. Дело закончилось тем, что у сотрудников чуть было не отобрали удостоверения и табельное оружие. После чего ЛОВД от патрулирования данных электропоездов категорически отказались.
Более того, многие из нас гадали, почему электропоезд-экспресс Орехово-Зуево — Москва перевели из разряда 7000-х в разряд 800-х, хотя длина маршрута у него намного меньше 200 км (всего лишь 90 км). Оказывается, именно поэтому! Паханы долгое время продавали места даже в нём. Их оттуда очень долго и изнурительно пытались «выкурить». Для этого был проведён целый ряд мероприятий:
1). Ночёвка из Крутое перенесена в Петушки (ибо паханы залазят в электрички утром именно в оборотных тупиках на ст. Крутое);
2). В вагоны посадили по проводнику;
3). Ввели резервацию мест с продажей их через АСУ «Экспресс-3»;
4). Проведена беседа с главным ореховским паханом на предмет «хотя бы экспресс не трогайте, а зелёные ваши».
Мораль! Невозможно поверить в то, что с этим откровенным бандитизмом ничего нельзя поделать. И как говаривал классик В. В. Маяковский, «Если звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Посему представляется, что кто-то из высших чинов милиции и Московской ж.д. о ситуации знает, но молчит, потому что получает свой куш?

Многие считают, что в этих строках специалист-железнодорожник «сгустил краски». Отчасти я с этим согласен. Нельзя сказать, что продажа занятых мест наблюдается во всех электричках на Крутое и Петушки в часы пик. Лично я такого не видел. Возможно, с какого-то момента «вагонная мафия» боится продавать места, по крайней мере открыто. Но то, что сиденья принято закидывать картами ещё до подачи поезда под посадку и удерживать их для некоего определённого круга лиц — несомненный факт.
Вечерне-утренний электропоезд-экспресс Москва — Крутое (Орехово-Зуево) — Москва, по состоянию на 2011 год, не направляется на ночной отстой в Петушки. Вместо этого он резервом следует до Железнодорожной. Порядок продажи на него билетов дальнего следования, несмотря на короткий маршрут — сохранился. Примечательно, что в дневном экспрессе Москва — Крутое — Москва, который курсирует во внепиковое время, действуют билеты пригородного формата.
Своеобразной достопримечательностью Горьковского направления стала запоминающаяся женщина невысокого роста, которая на протяжении многих лет (как минимум во второй половине 2000-х годов) постоянно ходит по электричкам и продаёт всегда один и тот же товар, рекламируя его с неизменной характерной интонацией: «РУЧКИ-РОЛЛЕРЫ С БОЛЬШи-и-иМ ЗАПАСОМ ЧЕРНИЛ». Она стала знаменитостью — вплоть до того, что в Сети существует виртуальная группа её «фанатов».
По состоянию на 2010 год, обстановка в поездах имеет тенденцию к медленному улучшению. Вопиющего беспредела, привычного для середины 2000-х годов, становится меньше. Курение в салонах вагонов (не в тамбурах) уже почти не отмечается. Можно надеяться, что со временем дурная репутация «Горьковского направления» уйдёт в историю.
Почти все электропоезда отправляется из «Горьковских тупиков» на Курском вокзале Москвы. До 2010 года некоторые электропоезда (около 1 процента от общего объёма движения) отправлялись от транзитных платформ Курского вокзала («платформ Курского направления»). Эти электропоезда были приписаны к депо Перерва (в отличие от остальных, приписанных к депо Железнодорожная). По состоянию на 2010 год, «перервинских маршрутов» нет.
Существует техническая возможность движения электропоездов в сторону Москвы дальше Курского вокзала (например, по маршруту Железнодорожная — Каланчёвская — Нахабино). По неподтверждённым данным, до 2010 года таких маршрутов не существовало (как минимум с начала 1990-х годов их точно не было). В 2010 году появился один маршрут ускоренного электропоезда сообщением Орехово-Зуево — Курский вокзал — Москва-Каланчёвская (в обратную сторону, от Каланчёвской через Москву-Курскую в депо Железнодорожная, следует резервом, без посадки пассажиров).
В 2008 году в течение одного дня электропоезда Горьковского направления частично прибывали на Казанский вокзал и отправлялись с Казанского вокзала. Причина — работы по реконструкции путепровода у платформы Чухлинка. Технически организовать маршрут с Горьковского направления на Казанский вокзал легко: существует соединительный путь Кусково — Перово. Прибытие на «чужой» вокзал вызывало огромное удивление у пассажиров.
Объём движения грузовых поездов и пассажирских поездов дальнего следования на участке Москва — Фрязево меньший, чем на участке Фрязево — Орехово-Зуево и далее в сторону Владимира. Многие пассажирские поезда в сторону Нижнего Новгорода отправляются с Ярославского вокзала Москвы и следуют по соединительной линии Мытищи — Монино — Фрязево. Пункт отправления грузовых поездов в Москве — станция Кусково, связанная с соседней сортировочной станцией Перово. На участке Кусково — Москва-Курская грузового движения почти нет.
По данным на 2010 год, к Московско-Нижегородской железной дороге примыкают три тупиковые ветви общего пользования: Реутово — Балашиха, Фрязево — Захарово (продолжается в виде ведомственной линии до Черноголовки), Павловский Посад — Электрогорск. Из Москвы до Балашихи, Захарово и Электрогорска курсируют электропоезда.
Примыкающие ведомственные линии значительной протяжённости: Железнодорожная — завод «Минвата», Купавна — Старая Купавна (завод «Акрихин»), Электроугли — завод «Вторметинвест», Фрязево — 502-й завод по ремонту ВТИ.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
РАСПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
СТАНЦИЯ РЕУТОВО
О.П. НИКОЛЬСКОЕ
О.П. САЛТЫКОВСКАЯ
О.П. КУЧИНО
СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ (ОБИРАЛОВКА): ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 И 2007 ГОДАХ
СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ, ЧАСТЬ 1
СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ, ЧАСТЬ 2
СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ
СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2010 ГОДУ
СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ: ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО (ТЧ-4)
ПОДЪЕЗДНОЙ ПУТЬ СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ — ЗАВОД «МИНВАТА»
О.П. ЧЁРНОЕ
О.П. ЗАРЯ
СТАНЦИЯ КУПАВНА
СТАНЦИЯ КУПАВНА — ОПМС-68
О.П. 33 КМ
СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРОУГЛИ
О.П. 43 КМ
СТАНЦИЯ ХРАПУНОВО
О.П. ЕСИНО
СТАНЦИЯ ФРЯЗЕВО
О.П. КАЗАНСКОЕ
О.П. ВОХНА
СТАНЦИЯ ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД
О.П. НАЗАРЬЕВО
СТАНЦИЯ ДРЕЗНА
О.П. КАБАНОВО
О.П. 87 КМ
СТАНЦИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВО
О.П. КРУТОЕ
ПОСТ 97 КМ
О.П. ВОИНОВО

23.01.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу