ID: 1590
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЯХРОМСКОЙ ПРЯДИЛЬНО-ТКАЦКОЙ ФАБРИКИ
363
На Яхромской прядильно-ткацкой фабрике, расположенной в городе Яхрома Дмитровского района Московской области, находилась одна из небольших промышленных узкоколейных железных дорог.
Эта узкоколейная железная дорога не отличается ни своей долгой историей (действовала с 1955 года по 1999 год), ни протяжённостью путей (развёрнутая длина никогда не превышала одного километра). Но во многом узкоколейная железная дорога в Яхроме необычна. Достаточно неординарно и позднее время постройки. При том, что фабрика существует с 1841 года.
Назначение узкоколейной дороги заключалось в перевозках сырья (хлопка) на основную фабричную территорию со склада, расположенного на правом берегу реки Яхромы. На склад хлопок доставлялся автотранспортом.
Соединения с путями широкой колеи узкоколейная железная дорога не имела, поскольку магистральная железная дорога в Яхроме находится на противоположном от фабрики и основной части города берегу канала Москва — Волга. Железнодорожного мостового перехода через него в пределах города нет.
Строительство канала началось в 1932 году, завершилось в 1937 году. До появления канала на фабрике имелся подъездной путь широкой колеи, связывавший её территорию со станцией Яхрома.
Топографическая карта масштаба 1:50 000, изданная в 1931 году. Обозначена железнодорожная
линия, соединяющая территорию фабрики со станцией Яхрома.
Топографическая карта масштаба 1:50 000 (состояние местности на 1930-е годы). Обозначена
железнодорожная линия, соединяющая территорию фабрики со станцией Яхрома.
В 1998 году в журнале «Железнодорожное Дело» (№ 25-26) была опубликована статья Сергея Костыгова с подробным описанием истории узкоколейной железной дороги. Из неё стало известно, что первоначально здесь работали самодельные мотовозы с двигателями ГАЗ–АА. С начала 1960-х вместо них появились два мотовоза МД54-4 (МД54-4-2866 и ещё один). Через двадцать лет сюда пришёл тепловоз ТУ6А-3009, который оказался ненадёжным, и в 1991 году был заменён тепловозом ТУ8-0393.
В статье упоминается, что «во второй половине 1990-х годов узкоколейная железная дорога вернулась к нормальным объёмам перевозок». Однако в том же 1998 году (по другим данным — в 1999 году) фабрика практически прекратила свою деятельность. Принимается решение отказаться от использования узкоколейной железной дороги. С тех пор движения по ней не было.
Я впервые побывал здесь в октябре 2000 года. Пути узкоколейной железной дороги к тому времени в основном сохранились, но во многих местах были засыпаны грязью или сильно заросли травой. На территории складов оставался подвижной состав — платформы и тепловоз в разгромленном состоянии.
В период между 2000 годом и 2003 годом тепловоз ТУ8-0393 был продан и перевезён на узкоколейную железную дорогу завода «Капролактам» (Нижегородская область, город Дзержинск).
30 марта 2003 года я снова приезжаю в Яхрому. Больших изменений за это время не произошло: всё так же лежат ржавые рельсы, стоят в разных концах складской территории две платформы, и только тепловоз ТУ6А-3009 теперь выглядит как валяющаяся на боку кабина.
На территории фабрики наблюдаются слабые признаки какой-то активности. Территория складов — по сути, «мёртвая зона», где всё разрушено и разграблено. Тому факту, что рельсы ещё лежат, есть лишь одно объяснение — у нынешних владельцев фабрики «не доходят руки» их разобрать.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога на территории фабрики. Вид сквозь ворота.
30.03.2003
Узкоколейная железная дорога на мосту через реку Яхрома.
Вид со стороны фабричной территории.
30.03.2003
Платформа—«памятник» в северной части складской территории.
30.03.2003
«Памятник» тепловозу ТУ6А-3009, находящийся там же.
30.03.2003
Кабина тепловоза ТУ6А-3009 (увеличенный фрагмент предыдущего снимка).
30.03.2003
Ещё одна платформа. Она стоит в юго-восточной части складской территории.
Справа пролегает насыпь автодороги Москва — Дубна.
30.03.2003
Вид на складскую территорию и фабрику с автодороги Москва — Дубна.
Заметна та же самая платформа.
30.03.2003
04.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу
Эта узкоколейная железная дорога не отличается ни своей долгой историей (действовала с 1955 года по 1999 год), ни протяжённостью путей (развёрнутая длина никогда не превышала одного километра). Но во многом узкоколейная железная дорога в Яхроме необычна. Достаточно неординарно и позднее время постройки. При том, что фабрика существует с 1841 года.
Назначение узкоколейной дороги заключалось в перевозках сырья (хлопка) на основную фабричную территорию со склада, расположенного на правом берегу реки Яхромы. На склад хлопок доставлялся автотранспортом.
Соединения с путями широкой колеи узкоколейная железная дорога не имела, поскольку магистральная железная дорога в Яхроме находится на противоположном от фабрики и основной части города берегу канала Москва — Волга. Железнодорожного мостового перехода через него в пределах города нет.
Строительство канала началось в 1932 году, завершилось в 1937 году. До появления канала на фабрике имелся подъездной путь широкой колеи, связывавший её территорию со станцией Яхрома.
Топографическая карта масштаба 1:50 000, изданная в 1931 году. Обозначена железнодорожная
линия, соединяющая территорию фабрики со станцией Яхрома.
Топографическая карта масштаба 1:50 000 (состояние местности на 1930-е годы). Обозначена
железнодорожная линия, соединяющая территорию фабрики со станцией Яхрома.
В 1998 году в журнале «Железнодорожное Дело» (№ 25-26) была опубликована статья Сергея Костыгова с подробным описанием истории узкоколейной железной дороги. Из неё стало известно, что первоначально здесь работали самодельные мотовозы с двигателями ГАЗ–АА. С начала 1960-х вместо них появились два мотовоза МД54-4 (МД54-4-2866 и ещё один). Через двадцать лет сюда пришёл тепловоз ТУ6А-3009, который оказался ненадёжным, и в 1991 году был заменён тепловозом ТУ8-0393.
В статье упоминается, что «во второй половине 1990-х годов узкоколейная железная дорога вернулась к нормальным объёмам перевозок». Однако в том же 1998 году (по другим данным — в 1999 году) фабрика практически прекратила свою деятельность. Принимается решение отказаться от использования узкоколейной железной дороги. С тех пор движения по ней не было.
Я впервые побывал здесь в октябре 2000 года. Пути узкоколейной железной дороги к тому времени в основном сохранились, но во многих местах были засыпаны грязью или сильно заросли травой. На территории складов оставался подвижной состав — платформы и тепловоз в разгромленном состоянии.
В период между 2000 годом и 2003 годом тепловоз ТУ8-0393 был продан и перевезён на узкоколейную железную дорогу завода «Капролактам» (Нижегородская область, город Дзержинск).
30 марта 2003 года я снова приезжаю в Яхрому. Больших изменений за это время не произошло: всё так же лежат ржавые рельсы, стоят в разных концах складской территории две платформы, и только тепловоз ТУ6А-3009 теперь выглядит как валяющаяся на боку кабина.
На территории фабрики наблюдаются слабые признаки какой-то активности. Территория складов — по сути, «мёртвая зона», где всё разрушено и разграблено. Тому факту, что рельсы ещё лежат, есть лишь одно объяснение — у нынешних владельцев фабрики «не доходят руки» их разобрать.
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога на территории фабрики. Вид сквозь ворота.
30.03.2003
Узкоколейная железная дорога на мосту через реку Яхрома.
Вид со стороны фабричной территории.
30.03.2003
Платформа—«памятник» в северной части складской территории.
30.03.2003
«Памятник» тепловозу ТУ6А-3009, находящийся там же.
30.03.2003
Кабина тепловоза ТУ6А-3009 (увеличенный фрагмент предыдущего снимка).
30.03.2003
Ещё одна платформа. Она стоит в юго-восточной части складской территории.
Справа пролегает насыпь автодороги Москва — Дубна.
30.03.2003
Вид на складскую территорию и фабрику с автодороги Москва — Дубна.
Заметна та же самая платформа.
30.03.2003
04.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу