Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 1176

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КАРЬЕРА ЗАВОДА ИМЕНИ ЛИХАЧЁВА

294
Эта узкоколейная железная дорога была расположена на расстоянии четырёх километров от МКАД (Московская кольцевая автомобильная дорога), по которой в данном районе проходит граница города Москвы и одноимённого субъекта Российской Федерации. На протяжении 1990-х годов она являлась ближайшей к Москве действующей наземной узкоколейной железной дорогой.
Узкоколейная железная дорога пролегала в черте города Дзержинский (Угреша) Московской области, по его восточной окраине.
На большинстве топографических карт узкоколейная железная дорога обозначена как изолированная железнодорожная линия широкой колеи.

Узкоколейная железная дорога на первой «общедоступной» карте масштаба 1:100 000, изданной в 1990 году
(ошибочно обозначена как железнодорожная линия широкой колеи).



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1987 году
(ошибочно обозначена как железнодорожная линия широкой колеи).



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1987 году
(ошибочно обозначена как железнодорожная линия широкой колеи).



Узкоколейная железная дорога на топографической карте
масштаба 1:25 000, изданной в 1960-х годах.


По узкоколейной железной дороге перевозился песок от карьера до пристани на реке Москва. Изначально от пристани он доставлялся баржами на московский автозавод имени Лихачёва (ЗиЛ). Длина магистральной линии узкоколейной железной дороги составляла 1,8 километра, развёрнутая протяжённость путей — приблизительно 2,5 километра.
Рядом с карьером узкоколейная железная дорога проходит под автомобильным проездом. Там имеется сооружение, которое можно было бы назвать небольшим тоннелем. Депо находилось близ карьера.
Ещё в начале 1990-х годов движение на узкоколейной железной дороге было весьма активным. Рельсы и шпалы лежали, в основном, такие же, как на ширококолейных линиях. Путь был в хорошем состоянии. Тяговый подвижной состав был представлен тепловозами ТУ4 (ТУ4-0490, ТУ4-2933, и другие), а также ТУ6А. Песок перевозился в вагонах-думпкарах.
Затем карьер оказался почти выработан, а песок стал никому не нужен. И от стандартной схемы перевозок с использованием железнодорожного транспорта отказались. Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Это произошло ориентировочно в 1998 году (по другим данным, в 1994 году).
Я впервые побывал здесь в мае 2000 года. На тот момент практически везде рельсы были сняты. Местами линия уже была застроена гаражами. Подвижной состав исчез, за исключением единичных кабин от тепловозов ТУ4, которые превратились в хозяйственные постройки.
На пустой насыпи, ближе к пристани, большая табличка всё ещё гласила:
ХОДИТЬ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ПУТИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ!

По состоянию на 2003 год, остатки путей по-прежнему лежали в карьере, а также на заброшенной погрузочной эстакаде у пристани на Москве-реке.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________



Один из немногих сохранившихся участков колеи. Вид в сторону пристани.
07.05.2000



Путь узкоколейной железной дороги в карьере. Рельсы сняты, а шпалы ширококолейного образца — остались...
07.05.2000




Насыпь. Вид в сторону пристани. Табличка, запрещающая ходить по пути.
07.05.2000



Вытяжной тупик у пристани. Сохранился знак «ОСТАНОВКА ЛОКОМОТИВА».
07.05.2000




Пристань. Прямо — разгрузочная эстакада, направо — основная линия к карьеру.
07.05.2000




Переезд у пристани. Здесь сохранился небольшой участок рельсового пути. Вид в сторону карьера.
07.05.2000


11.2002 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Московской области»
на главную страницу