ID: 1869
РЯЗАНСКО-ВЛАДИМИРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИСТОРИЯ
449
История Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги началась в 1890-х годах. Тогда была построена лесовозная узкоколейная железная дорога, начальным пунктом которой являлось село Шумашь (расположено на левом берегу реки Ока, напротив города Рязань). Эта узкоколейная железная дорога вела к селу Солотча, и далее в северном направлении.
В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-пристань до Владимира (протяжённость линии — 211 километров). В 1920-х годах был построен участок Гуреевский — Голованова Дача (согласно некоторым источникам — Дача). В 1930-х годах продолжалось строительство «боковых» веток, почти все они являлись ведомственными (в составе НКПС-МПС находились только участки Владимир — Тумская — Гуреевский — Рязань-Пристань и Гуреевский — Дача). По узкоколейной железной дороге перевозился лес, хлопок, потреблявшийся ватными фабриками в городе Спас-Клепики и его окрестностях, и многие другие грузы.
Позднее участок от станции Тумская до станции Владимир был заменён железнодорожной линией широкой колеи. Точная дата открытия железнодорожной линии широкой колеи не выяснена. Скорее всего, это 1924 год. Согласно «Официальному указателю железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданному НКПС СССР в октябре 1928 года, участок Тумская — Владимир был ширококолейным.
С 1950-х годов по узкоколейной железной дороге стал массово перевозиться торф. Вблизи её линий появилось три крупных торфопредприятия: Мещерское (в населённом пункте Болонь, расположенном вблизи станции Пилево), Солотчинское (в одноимённом посёлке, расположенном в окрестностях станции Ласково), Ненашкино (в окрестностях города Спас-Клепики и одноимённой станции).
Железнодорожного моста через реку Ока в Рязани никогда не было. Сообщение между городом и станцией Рязань-Пристань осуществлялось с помощью парома либо наплавного моста, в зимнее время — по льду реки.
До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Затем основным локомотивом стал тепловоз ТУ2. В конце 1960-х годов паровозы уже не использовались в поездной работе. Примечательно, что на железнодорожной линии широкой колеи Владимир — Тумская паровозы продержались значительно дольше: они водили поезда вплоть до 1978 года.
В 1960–70-х годах бывшая Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Радовицкого транспортного управления, основная часть которой находилась в Московской области. Протяжённость единой сети узкоколейных железных дорог (линии Тумская — Гуреевский — Рязань-Пристань и Гуреевский — Голованова Дача, линии Радовицкого транспортного управления, многочисленные небольшие ведомственные ветки) составляла около 300 километров.
Согласно графику движения поездов на зиму 1962/63 гг., на узкоколейной железной дороге курсировал пригородный поезд сообщением Тумская — Рязань-Пристань (1 пара, дни обращения — понедельник, четверг, суббота, воскресенье), два грузопассажирских поезда сообщением Тумская — Голованова Дача (1 пара — в ходу ежедневно, 1 пара — в ходу по воскресеньям).
Согласно информации из сборников расписаний движения пассажирских поездов, охватывавших всю территорию СССР, с 1964 года пассажирское движение на участке Гуреевский — Рязань-Пристань было прекращено.
По утверждению авторов книги «Мещерская магистраль» Артура Берзина и Вадима Миронова, пассажирское движение на участке Гуреевский — Рязань-Пристань было прекращено позднее — в 1968 году. С этого времени пассажирские поезда курсировали по единственному маршруту — от станции Тумская до станции Голованова Дача.
Между тем, в компьютерной сети «Интернет» встречаются фотографии пассажирских поездов на станции Солотча, датированные 1980-ми годами. Возможно, это были поезда разового назначения.
В 1969 году началось строительство высоководного автомобильного моста через реку Ока вблизи Рязани. В 1972 году автомобильный мост был открыт, это позволило организовать прямое автобусное сообщение по автодороге Рязань — Спас-Клепики — Тума, пролегающей параллельно линии узкоколейной железной дороги. До открытия высоководного моста существовал понтонный автомобильный мост, который приходилось убирать в период весеннего паводка и регулярно разводить для пропуска судов.
Появление автомобильного моста уменьшило значение узкоколейной железной дороги, однако регулярные грузовые перевозки на ней сохранялись. Регулярно курсировал также «хозяйственный» поезд с вагоном-лавкой.
На протяжении последних лет работы дальнего участка узкоколейной железной дороги (за станцией Спас-Клепики) грузовое движение сохранялось на участке Гуреевский — Ласково — Солотчинское торфопредприятие. Участок Ласково — Рязань-Пристань, оставшийся без движения, был разобран раньше, чем участок Спас-Клепики — Ласково.
По состоянию на 1996 год, существовало редкое грузовое движение на участке Гуреевский — Спас-Клепики. По узкой колее производилась доставка хлопка на ватную фабрику.
На участке Спас-Клепики — Пилево в то время рельсы в основном ещё лежали, однако движения не было. Участок Пилево — Ласково — Рязань-Пристань был почти полностью разобран.
В 1999 году грузовое движение до Спас-Клепиков прекратилось. В 2000 году участок Гуреевский — Спас-Клепики был полностью разобран. С того времени единственным сохранившимся участком узкоколейной железной дороги стала линия Тумская — Голованова Дача (протяжённость — 31 километр, в том числе 6 километров — перегон Тумская — Гуреевский, являющийся частью бывшей Рязанско-Владимирской линии).
Населённый пункт Голованово, расположенный вблизи станции Голованова Дача, не имеет автомобильной дороги, пригодной для движения автобусов, поэтому на узкоколейной железной дороге сохраняется пассажирское движение. Скорее всего, после строительства автодороги до Голованово узкоколейная железная дорога будет ликвидирована.
В мае 2008 года движение пассажирских поездов сообщением Тумская — Голованова Дача было прекращено под предлогом ремонта пути. С этого момента на узкоколейной железной дороге осуществляется лишь движение съёмной мотодрезины, принадлежащей жителю разъезда Гуреевский, ветерану-железнодорожнику Сергею Никулину. Желающие попасть в Голованово доезжают автомобильным транспортом до Гуреевского и договариваются с Никулиным о проезде на мотодрезине.
В 2011 году последний участок узкоколейной железной дороги был полностью разобран.
30.03.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога»
В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-пристань до Владимира (протяжённость линии — 211 километров). В 1920-х годах был построен участок Гуреевский — Голованова Дача (согласно некоторым источникам — Дача). В 1930-х годах продолжалось строительство «боковых» веток, почти все они являлись ведомственными (в составе НКПС-МПС находились только участки Владимир — Тумская — Гуреевский — Рязань-Пристань и Гуреевский — Дача). По узкоколейной железной дороге перевозился лес, хлопок, потреблявшийся ватными фабриками в городе Спас-Клепики и его окрестностях, и многие другие грузы.
Позднее участок от станции Тумская до станции Владимир был заменён железнодорожной линией широкой колеи. Точная дата открытия железнодорожной линии широкой колеи не выяснена. Скорее всего, это 1924 год. Согласно «Официальному указателю железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданному НКПС СССР в октябре 1928 года, участок Тумская — Владимир был ширококолейным.
С 1950-х годов по узкоколейной железной дороге стал массово перевозиться торф. Вблизи её линий появилось три крупных торфопредприятия: Мещерское (в населённом пункте Болонь, расположенном вблизи станции Пилево), Солотчинское (в одноимённом посёлке, расположенном в окрестностях станции Ласково), Ненашкино (в окрестностях города Спас-Клепики и одноимённой станции).
Железнодорожного моста через реку Ока в Рязани никогда не было. Сообщение между городом и станцией Рязань-Пристань осуществлялось с помощью парома либо наплавного моста, в зимнее время — по льду реки.
До 1960-х годов на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Затем основным локомотивом стал тепловоз ТУ2. В конце 1960-х годов паровозы уже не использовались в поездной работе. Примечательно, что на железнодорожной линии широкой колеи Владимир — Тумская паровозы продержались значительно дольше: они водили поезда вплоть до 1978 года.
В 1960–70-х годах бывшая Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Радовицкого транспортного управления, основная часть которой находилась в Московской области. Протяжённость единой сети узкоколейных железных дорог (линии Тумская — Гуреевский — Рязань-Пристань и Гуреевский — Голованова Дача, линии Радовицкого транспортного управления, многочисленные небольшие ведомственные ветки) составляла около 300 километров.
Согласно графику движения поездов на зиму 1962/63 гг., на узкоколейной железной дороге курсировал пригородный поезд сообщением Тумская — Рязань-Пристань (1 пара, дни обращения — понедельник, четверг, суббота, воскресенье), два грузопассажирских поезда сообщением Тумская — Голованова Дача (1 пара — в ходу ежедневно, 1 пара — в ходу по воскресеньям).
Согласно информации из сборников расписаний движения пассажирских поездов, охватывавших всю территорию СССР, с 1964 года пассажирское движение на участке Гуреевский — Рязань-Пристань было прекращено.
По утверждению авторов книги «Мещерская магистраль» Артура Берзина и Вадима Миронова, пассажирское движение на участке Гуреевский — Рязань-Пристань было прекращено позднее — в 1968 году. С этого времени пассажирские поезда курсировали по единственному маршруту — от станции Тумская до станции Голованова Дача.
Между тем, в компьютерной сети «Интернет» встречаются фотографии пассажирских поездов на станции Солотча, датированные 1980-ми годами. Возможно, это были поезда разового назначения.
В 1969 году началось строительство высоководного автомобильного моста через реку Ока вблизи Рязани. В 1972 году автомобильный мост был открыт, это позволило организовать прямое автобусное сообщение по автодороге Рязань — Спас-Клепики — Тума, пролегающей параллельно линии узкоколейной железной дороги. До открытия высоководного моста существовал понтонный автомобильный мост, который приходилось убирать в период весеннего паводка и регулярно разводить для пропуска судов.
Появление автомобильного моста уменьшило значение узкоколейной железной дороги, однако регулярные грузовые перевозки на ней сохранялись. Регулярно курсировал также «хозяйственный» поезд с вагоном-лавкой.
На протяжении последних лет работы дальнего участка узкоколейной железной дороги (за станцией Спас-Клепики) грузовое движение сохранялось на участке Гуреевский — Ласково — Солотчинское торфопредприятие. Участок Ласково — Рязань-Пристань, оставшийся без движения, был разобран раньше, чем участок Спас-Клепики — Ласково.
По состоянию на 1996 год, существовало редкое грузовое движение на участке Гуреевский — Спас-Клепики. По узкой колее производилась доставка хлопка на ватную фабрику.
На участке Спас-Клепики — Пилево в то время рельсы в основном ещё лежали, однако движения не было. Участок Пилево — Ласково — Рязань-Пристань был почти полностью разобран.
В 1999 году грузовое движение до Спас-Клепиков прекратилось. В 2000 году участок Гуреевский — Спас-Клепики был полностью разобран. С того времени единственным сохранившимся участком узкоколейной железной дороги стала линия Тумская — Голованова Дача (протяжённость — 31 километр, в том числе 6 километров — перегон Тумская — Гуреевский, являющийся частью бывшей Рязанско-Владимирской линии).
Населённый пункт Голованово, расположенный вблизи станции Голованова Дача, не имеет автомобильной дороги, пригодной для движения автобусов, поэтому на узкоколейной железной дороге сохраняется пассажирское движение. Скорее всего, после строительства автодороги до Голованово узкоколейная железная дорога будет ликвидирована.
В мае 2008 года движение пассажирских поездов сообщением Тумская — Голованова Дача было прекращено под предлогом ремонта пути. С этого момента на узкоколейной железной дороге осуществляется лишь движение съёмной мотодрезины, принадлежащей жителю разъезда Гуреевский, ветерану-железнодорожнику Сергею Никулину. Желающие попасть в Голованово доезжают автомобильным транспортом до Гуреевского и договариваются с Никулиным о проезде на мотодрезине.
В 2011 году последний участок узкоколейной железной дороги был полностью разобран.
30.03.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога»