ID: 2065

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РОНГИНСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

308
Узкоколейная железная дорога Ронгинского торфопредприятия находится в окрестностях села Ронга Советского района республики Марий Эл.
Село Ронга находится в 6 километрах от районного центра, посёлка Советский (до 1958 года — Фокино). До 1960 года Советский район назывался Ронгинским. Ещё раньше Ронга была центром этого района.
Узкоколейная железная дорога Ронгинского торфопредприятия была открыта в 1967 году. Эта информация получена на основе даты постройки локомотивного депо, выложенной на фасаде со стороны путей.
Местонахождение узкоколейной железной дороги — торфомассив, вплотную примыкающий к окраине села Ронга. В силу недобросовестного отношения картографов к своей работе ни на одной из известных топографических карт узкоколейная железная дорога не обозначена.
Цитата из материала «Село Ронга» (http://www.12rus.ru/List/33/2699/):
В 60-е годы прошлого столетия в окрестностях Ронги были открыты крупные залежи торфа. Здесь создали предприятие по выпуску топливных брикетов. Постановлением Совета Министров МАССР в связи с окончанием в 1968 году строительства основных объектов (сырьевой базы и торфобрикетного завода) с 1 января 1969 года было организовано Ронгинское торфобрикетное предприятие. Его продукция всегда пользовалась широким спросом.
За тридцать с лишним лет с месторождения уже выбрано примерно 55 процентов сырьевых залежей черной крошки на площади свыше 650 гектаров. Специалисты подсчитали, что за годы существования предприятия выработано и отгружено потребителям 855 тысяч тонн брикета.

По информации от С. Владимирова (автора сайта «Романовский мост» http://rmostzd.ru), побывавшего на Ронгинском торфопредприятии в октябре 2005 года, на тот момент узкоколейная железная дорога действовала. Узкоколейная железная дорога имела капитальный характер: кирпичное здание локомотивного депо на два стойла, станция с путевым развитием. Протяжённость путей могла быть оценена в 5-7 километров.
Среди имевшегося в 2005 году подвижного состава — два тепловоза ТУ6А (один из них был переделан в плужный снегоочиститель), один (?) тепловоз ТУ8.
http://groups.yahoo.com/neo/groups/750mm/conversations/topics/5096 — описание поездки С. Владимирова, октябрь 2005 года
http://www.negonki.ru/?showid=166 — репортаж С. Владимирова о поездке на узкоколейную железную дорогу в июне 2007 года
http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=962 — некоторые фотографии
http://torfobriket.biz — официальный сайт торфопредприятия

В октябре 2007 года в Ронге побывал любитель железных дорог из г. Казани Михаил Тихонов. По состоянию на тот момент, узкоколейная железная дорога действовала.
В апреле 2011 года я побывал на узкоколейной железной дороге и детально обследовал узкоколейную железную дорогу. Основное описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2011ulro.html.
Из Зеленогорска добираюсь до села Ронгá Советского района Марий-Эл. Здесь находится действующая торфовозная узкоколейная железная дорога — скорее всего, не единственная в регионе, но единственная из доступных (вторая доступной не является).
В ходе вечерней прогулки по селу удалось обнаружить кабину тепловоза ТУ4-0148 (или ТУ6А-0148), которая уже много лет используется в качестве хозяйственного помещения и не была обнаружена посещавшими Ронгу любителями железных дорог.
Ночую, замаскировавшись среди сена на брошенном сеновале. Это позволило снизить воздействие минусовой ночной температуры.
Утром 24 апреля начинается процесс исследования и проезда узкоколейной железной дороги.
Заместитель директора Ронгинского торфопредприятия Сергей Павлович Лоскутов отнёсся ко мне хорошо, разрешил неограниченно осматривать и фотографировать узкоколейную железную дорогу. Он отыскал несколько исторических фотографий.
Официальная дата основания Ронгинского торфопредприятия — 1969 год. Первые участки узкоколейной железной дороги были открыты раньше. На здании депо выложена дата постройки: 1967 год.
Ни на одной из множества известных топографических карт, даже самых подробных (в 1 сантиметре — 500 метров), узкоколейная железная дорога не обозначена. Здесь уже не может быть двух причин, как в случае с железной дорогой Куяр — Дубки. Причина лишь одна: поразительное разгильдяйство картографов, наплевательское отношение к своей работе.
На узкоколейной железной дороге находятся три тепловоза: ТУ6А-3745 (номер согласно табличке на шкафе в кабине), один неустановленный тепловоз ТУ8 и один неустановленный тепловоз ТУ6А, превращённый в снегоочиститель.
Прицепной подвижной состав — исключительно вагоны ТСВ, около двадцати единиц. Когда-то был пассажирский вагон-столовая, по выражению работников торфопредприятия — «вагон-ресторан». Но его давно уже нет.
На данный момент по узкоколейной железной дороге производилась регулярная вывозка торфа. Но плечо вывоза было очень коротким — примерно 800 метров.
Вначале я прошёл пешком по самой дальней линии до её крайнего пункта. Была выполнена тотальная фотодокументация.
Возвращаюсь на завод. Наблюдаю прибытие поезда с торфом, который преодолел те самые 800 метров.
Габариты торфоприёмного бункера на главной станции не позволяют пропустить тепловоз. Вагоны в него затягивают тросом. Это проще, чем выполнять манёвры и вести состав вагонами вперёд.
Около 12 часов специально для меня была произведена поездка на тепловозе без вагонов.
Благодаря бескорыстной поддержке работников торфопредприятия удалось проехать на тепловозе дальше, чем имеется на данный момент регулярное движение. Но дальняя часть линии была непригодна для движения без предварительной подготовки.
Среди работников торфопредприятия, оказавших поддержку в ходе экспедиции — Алексей Суворов, машинист тепловоза, Владимир Полевщиков, машинист торфопогрузочного крана (работает на торфопредприятии с 1973 года). Выражаю им благодарность!
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________

Начало строительства торфобрикетного завода. Котлован под главный корпус. 1960-е годы.

Строительство торфобрикетного завода. 1960-е годы.

Строительство торфобрикетного завода. 1960-е годы.

Строительство торфобрикетного завода. 1960-е годы.

Вид со строящегося завода. 1960-е годы.

Погрузка торфа в вагоны. 1960-е либо 1970-е годы.

Главная станция. 1990-е либо 2000-е годы.

Погрузка торфа в вагоны. 1990-е либо 2000-е годы.

Погрузка торфа в вагоны. 1990-е либо 2000-е годы.

Ремонт пути на «времянке». 1990-е либо 2000-е годы.

Ремонт пути на «времянке». 1990-е либо 2000-е годы.

Ремонт пути на «времянке». 1990-е либо 2000-е годы.

Главная станция. 1990-е либо 2000-е годы.

Главная станция. 1990-е либо 2000-е годы.

Погрузка торфа в автомобиль рядом с узкоколейной железной дорогой. 1990-е либо 2000-е годы.

Главная станция. Приёмный бункер, в котором производится разгрузка вагонов. 1990-е либо 2000-е годы.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (КАБИНА ТЕПЛОВОЗА В СЕЛЕ РОНГА, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ТЕПЛОВОЗЫ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК МАГИСТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ПОГРУЗКА ТОРФА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА, МАНЁВРЫ, ПОЕЗДКА ПО ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 10) (ПОЕЗДКА В СТОРОНУ ГЛАВНОЙ СТАНЦИИ, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ)

29.01.2015 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Марий Эл»
на главную страницу