ID: 2278
БЕЛОРЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПОЕЗДКИ АВТОРА
118
Автору, проживающему почти за две тысячи километров от Белорецкой узкоколейной железной дороги, в 2003 году дважды приходилось ездить в Белорецк по своей собственной инициативе - чтобы запечатлеть на фотоплёнку те участки БЖД, которые мы уже не спасём, и попытаться привлечь внимание к ней статьями в прессе (был опубликован материал в общероссийской газете «Труд»).
Июль 2003 года.
Пригородный поезд сообщением Инзер - Белорецк. От станции Улу-Елга до Белорецка магистральная железная дорога Карламан – Магнитогорск пролегает параллельно Белорецкой узкоколейной железной дороге. Имеются три пересечения с узкой колеёй (все - в разных уровнях). На первом из них БЖД проходит сверху. Поэтому узнать её состояние, проезжая в поезде, не представляется возможным. На втором пересечении, за станцией Сермeнево, БЖД пролегает внизу. Обнадёжило наличие рельсов, пусть и ржавых.
Прибыв на станцию МПС Белорецк (она расположена в нескольких километрах от города), иду в южном направлении - туда, где на картах обозначен «остановочный пункт 157 км» Белорецкой железной дороги. До рельсов узкой колеи недалеко – около 300 метров. Станционные пути проложены, фактически, посреди сельской улицы.
Как выяснилось, карты сообщают ошибочные сведения - на самом деле это станция «12 километр». Впрочем, не исключено, что её прежнее название действительно было таким (157 км - отсчёт от Запрудовки, 12 км - отсчёт от Белорецка). На станции – четыре пути, все в ржавом состоянии.
Здесь имеется заколоченное кирпичное станционное здание относительно современной постройки. До сих пор горят входные светофоры. Здесь же, прямо на рельсах, нашлась съёмная тележка, с помощью которой удалось немного прокатиться.
Вскоре за «12 километром» рельсы узкоколейной железной дороги кончаются. В 2003 году был построен ширококолейный подъездной путь от станции МПС Белорецк к Пугачёвскому известковому карьеру. Линия узкой колеи по обеим сторонам от него была разобрана.
Далее вновь тянутся ржавые рельсы. Иду дальше - и обнаруживаю стоящие на линии платформу и деревянный пассажирский вагон (привычный для БЖД). Вагон оказался обитаем.
- Здесь линию скоро разберут. На Тирлян три раза в неделю ходит поезд.
Но мне уже давно известно, что на самом деле пассажирский поезд курсирует не до Тирляна, а только до Шушпы... Отсюда и до северной окраины города, на протяжении десяти километров Белорецкая узкоколейная железная дорога пролегает вплотную к ширококолейному подъездному пути, который соединяет станцию МПС Белорецк с металлургическим заводом.
Вскоре на маршруте следования «возникло» пересечение с магистральной линией, по которой прошёл опаздывающий примерно на один час электропоезд Белорецк - Магнитогорск. Здесь удивительно красивый вид - горы, бескрайние дали...
Ещё одна заброшенная станция узкой колеи - 8 километр. Здесь имеются также действующие ширококолейные пути, поэтому на станции работает дежурный. Вокруг – множество заброшенных думпкаров узкой колеи. Некоторые из них остались на рельсах, другие стоят прямо на земле.
В районе Белорецкого металлургического комбината появляются действующие пути железной дороги узкой колеи. Осматриваю паровоз-памятник. Далее железная дорога уходит под закрытые ворота территории комбината. Главная станция и депо находится за ними. Но выяснилось, что с другой стороны (примерно в двух километрах севернее) никаких ворот нет - можно заходить свободно.
На станции можно было обнаружить огромное скопление локомотивов и вагонов. Почти все они - ржавые. Весь подвижной состав БЖД был оборудован автосцепкой и автотормозами.
Среди «живых» вагонов остались, главным образом, цистерны специфической конструкции, предназначенные для перевозки мазута. Но есть здесь и редких для наших узкоколейных железных дорог деревянный вагон голубого цвета – его можно назвать символом сегодняшней БЖД. Раньше он возил пассажиров в Тукан, затем – в Тирлян, теперь - лишь в Катайку и Шушпу.
Вокзал (главное здание станции Белорецк) было первыми «воротами города». На нём установлена мемориальная доска:
Здесь 3 декабря 1923 года состоялась встреча Белоречан с председателем ВЦИК М.И. Калининым
Затем – беседа с работниками локомотивного депо и диспетчерской железнодорожного цеха. Ничего обнадёживающего услышать не удалось.
На следующий день захожу в депо рано утром. Приветливые машинисты, которым предстояло вести утренний пассажирский поезд в Шушпу, разрешили ехать в кабине своего тепловоза ТУ7А-3223.
Посадка пассажиров в «голубой вагон» теперь происходит на остановочном пункте, расположенном за пределами территории комбината, на дальней северной окраине города. Линия проходит по берегу большого городского пруда и по долине знаменитой Белой-реки. Красота природы здесь поистине непередаваемая.
В Шушпе пришлось провести несколько часов, но обещанный в тот день состав на Тирлян так и не появился. Вместо него в Шушпу прибыл другой поезд - кто-то из руководства комбината пожелал отправиться на рыбалку и «заказал» себе «специальный рейс».
Начальство путешествует в цельнометаллическом вагоне (вероятно, это ПВ-51, несколько видоизменённый мастерами ТЛВРД). На нём нанесена юбилейная надпись:
90 лет БЕЛОРЕЦКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
На станции Шушпа сейчас остались два пути и деревянное строение «сарайного» типа. Ветка на Журавлиное болото, как выяснилось, была разобрана ещё в конце 1960-х годов. Большинство жителей посёлка - приезжие из Магнитогорска.
22 - 23 октября 2003 года.
Выхожу на рельсы Белорецкой железной дороги у станции Улу-Елга. По состоянию на тот момент, разборка пути на участках Белорецк - Тукан - Зигазы и Тирлян - 87 км была полностью завершена. Между Белорецком и Ишлёй рельсы лежали повсюду, кроме пересечения с линией на Пугачёвский карьер (вдобавок к тому, было украдено сколько-то метров пути вблизи разъезда Сатра). Участок Белорецк - Тирлян был «условно действующим».
Железнодорожники не исключали того, что зимой возобновятся перевозки мазута из Белорецка в Тирлян. В то же время, очень реальной представлялась угроза отмены пассажирского поезда до Шушпы и разборки последнего участка БЖД в следующем году.
От Тукана до станции Улу-Елга (МПС) налажена автомобильная доставка «отсева» - низкокачественной руды, которую горно-обогатительная фабрика раньше сваливала в отвал. На станции «отсев» грузится в полувагоны широкой колеи, для чего сооружён специальный «терминал». При всём при том, автодорога на этом участке по-прежнему является грунтовой и неудобной для автомобилей.
Станция Ишля на лето 2003 года была превращена в базу «разбиральщиков». Каждый день с неё выезжали на демонтаж путей тепловозы ТУ7-2348 и ТУ7А-2890. Здесь, в Ишле, «добытые» рельсы перегружали на автотранспорт.
Добираюсь от Улу-Елги до Ишли на грузовом автомобиле, следующем в Тукан за «отсевом». В посёлке Ишля состав искать не пришлось - он стоял прямо на линии. Два тепловоза, между ними «зажат» деревянный пассажирский вагон. Едва успеваю добежать до состава - он отправляется на станцию. В её западной горловине рельсы уже оказались сняты.
Ближе к вечеру полтора десятка порожних платформ, точно так же «зажаты» между двумя тепловозами, были готовы к отправлению из Ишли в Улу-Елгу. Туда состав отправляют лишь потому, что продолжительный отстой в Улу-Елге безопаснее в плане его сохранности. Преодолеть эти 8 километров ржавых рельсов оказалось непросто: дизели на обоих тепловозах постоянно глохли.
Тепловозы здесь останутся ненадолго: вскоре наступит затяжная уральская зима, а с установлением снежного покрова работы по разборке железной дороги прекращаются. Чтобы перегнать их в Белорецк, возможно, на пересечении с подъездным путём Пугачёвского карьера временно установят специальное сооружение, на которое будут положены рельсы. Весной 2004 года тепловозы придут сюда снова, и начнётся разборка линии от Ишли до Белорецка.
6 мая – 8 мая 2004 года.
Ранним утром 6 мая 2004 года я выезжаю из Магнитогорска электропоездом до Белорецка. От станции добираюсь автобусом до города, затем обхожу территорию Белорецкого металлургического комбината, двигаясь по берегу пруда.
С северной стороны, где нет никаких ворот и заграждений, углубляюсь внутрь, осматриваю станцию Белорецк Белорецкой узкоколейной железной дороги.
Подвижного состава осталось уже немного. Неизвестные варвары-преступники уничтожили здание вокзала станции Белорецк.
В депо пытаюсь узнать, когда будет состав в сторону Тирляна. Но он ожидался не ранее, чем через неделю.
Вскоре меня обнаружили охранники комбината. Оказалось, что порядки за последнее время сильно ужесточились. В 2003 году я дважды проникал на территорию тем же путём (и даже ночевал на ней), и это никем не было воспринято неправильно.
Охранники обыскали меня, с интересом рассмотрели мою книгу, на обложке которой были изображены пути узкой колеи на территории Белорецкого металлургического комбината, и вызвали представителей ФСБ.
Через некоторое время за мной приехал «УАЗ» - микроавтобус. На нём меня привезли в районный отдел ФСБ. Расспросив о целях поездки, «чекисты» отпустили меня. Хотелось бы поблагодарить их за то, что они не стали отбирать или засвечивать фотоплёнки, и общались достаточно вежливо.
Выезжаю из города попутным автотранспортом: сначала – до поворота на Улу-Елгу, затем – от Улу-Елги до Ишли. В районе Ишли остановился «ВАЗ-2109», водителем и пассажирами которого оказались… машинисты тепловозов из Тукана. С ними я проехал от Ишли до Улу-Елги 23 октября 2003 года, выслал в Тукан фотографию.
В Тукане осматриваю остатки ширококолейных путей. Ночую на разобранной линии узкоколейной железной дороги Тукан – Зигаза.
На следующий день я рассчитывал добраться до Стерлитамака через Бакеево и Хайбуллино – согласно карте, там имеется автомобильная дорога. Но оказалась, что эта дорога представляет собой, скорее, гужевую тропу. Путешествие по горам заняло двое суток. В ходе него я четыре раза преодолевал вброд разлившиеся горные реки, что очень трудно сделать, удерживаясь на ногах.
Каким-то чудом фотоаппарат и некоторые другие вещи всё же не были полностью залиты водой, благодаря чему здесь представлены фотографии, сделанные 6 мая (в Белорецке и Тукане), 7 мая (в селе Зигаза).
25 мая 2004 годa.
Выхожу на хорошо знакомой станции Улу-Елга. Вот и снова рельсы Белорецкой железной дороги.
Как и предполагалось, процесс разборки пути здесь уже начался. Пройдя по рельсам около километра в западном направлении, ещё раз встречаю старых знакомых – «разбиральщиков» из Тукана. Здесь стоят памятные по осенней поездке тепловозы, спереди к ним прицеплены платформы и деревянный пассажирский вагон голубого цвета. «Разбиральщики» узнали меня, увидев ещё издали, и очень удивлялись этой встрече – спустя всего 19 дней с момента предыдущей.
Несколько раз пришлось проехать до разъезда Улу-Елга и обратно. На разъезде производились манёвры.
Наконец, тепловоз с несколькими пустыми платформами отправился до разъезда Сатра. Возвращаюсь назад, в Улу-Елгу.
Спустя какое-то время едем ещё дальше – до Кадыша (теперь уже, кроме платформ, тащим второй тепловоз и пассажирский вагон). Еду на крайней платформе, чтобы было удобно фотографировать линию.
Кадыш, «конечная станция». Как оказалось, на боковом пути стоит исправная мотодрезина! Нельзя упускать эту возможность, следует непременно проехать на ней дальше – до 12 километра (там рельсы заканчиваются).
Владельцем дрезины оказался житель ближайшего к ней дома, по имени Арслан. Прошу его провезти до 12 километра за некоторую плату (договорились на 50 рублях, плюс книга «ПО РЕЛЬСАМ И ПО ЗЕМЛЕ»). По законам гостеприимства, меня пригласили в дом и накормили.
Наконец, из села Серменево был доставлен бензин. Заправляем дрезину и выезжаем.
Эта дрезина существенно отличалась от распространённых на лесовозных узкоколейных железных дорогах примитивных «пионерок». Оказалось, что она оборудована реверс-редуктором (не зря, так как поднять и развернуть её было бы весьма затруднительно). Более того – есть действующий скоростемер.
Началась бешеная гонка: стрелка мотоциклетного скоростемера иногда достигала отметки 60 км/час.
12 километр, вскоре - конец рельсового пути у выемки, в которой проходит широкая колея к Пугачёвскому карьеру. Это препятствие на такой дрезине не преодолеть. Арслан едет назад, я продолжаю поездку в направлении Казахстана.
Полное описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2004kz.html.
13 августа 2007 годa.
Прибытие в Белорецк произошло почти «точь в точь» в день знаменательного события: завершения демонтажа пути Белорецкой узкоколейной железной дороги. Ещё оставалось несколько сот метров пути вблизи депо на станции Белорецк, демонтаж предполагалось произвести в ближайшие дни.
Как выяснилось, демонтаж пути на участке Катайка - Белорецк был закончен в июне 2007 года, при этом использовался тепловоз ТУ7А-3323. Остатки путей вблизи депо уберут вручную. Здание депо, скорее всего, будет снесено.
Возможно, тепловоз ТУ7А-3323 и пассажирский вагон, использовавшийся как «обзорно-экскурсионный» (с надписью «90 лет БЖД») установят в городе в качестве памятников.
Кроме ТУ7А-3323 и вагона, оставалось три платформы, использовавшиеся при демонтаже пути. Ничего больше из подвижного состава не было (в 2004 году было около 20 тепловозов). Со слов начальника Железнодорожного цеха Белорецкого металлургического комбината С. В. Компанейца, все тепловозы ушли на переплавку: «можно было бы продать на другую дорогу, но хлопот с этим было бы много, а на металлолом - быстро и без проблем».
Выражаю благодарность начальнику ЖДЦ БМК Компанейцу С. В. за содействие в получении пропуска для прохода на территорию комбината и предоставление информации, касающейся истории Белорецкой узкоколейной железной дороги!
01.12.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Белорецкая узкоколейная железная дорога»
Июль 2003 года.
Пригородный поезд сообщением Инзер - Белорецк. От станции Улу-Елга до Белорецка магистральная железная дорога Карламан – Магнитогорск пролегает параллельно Белорецкой узкоколейной железной дороге. Имеются три пересечения с узкой колеёй (все - в разных уровнях). На первом из них БЖД проходит сверху. Поэтому узнать её состояние, проезжая в поезде, не представляется возможным. На втором пересечении, за станцией Сермeнево, БЖД пролегает внизу. Обнадёжило наличие рельсов, пусть и ржавых.
Прибыв на станцию МПС Белорецк (она расположена в нескольких километрах от города), иду в южном направлении - туда, где на картах обозначен «остановочный пункт 157 км» Белорецкой железной дороги. До рельсов узкой колеи недалеко – около 300 метров. Станционные пути проложены, фактически, посреди сельской улицы.
Как выяснилось, карты сообщают ошибочные сведения - на самом деле это станция «12 километр». Впрочем, не исключено, что её прежнее название действительно было таким (157 км - отсчёт от Запрудовки, 12 км - отсчёт от Белорецка). На станции – четыре пути, все в ржавом состоянии.
Здесь имеется заколоченное кирпичное станционное здание относительно современной постройки. До сих пор горят входные светофоры. Здесь же, прямо на рельсах, нашлась съёмная тележка, с помощью которой удалось немного прокатиться.
Вскоре за «12 километром» рельсы узкоколейной железной дороги кончаются. В 2003 году был построен ширококолейный подъездной путь от станции МПС Белорецк к Пугачёвскому известковому карьеру. Линия узкой колеи по обеим сторонам от него была разобрана.
Далее вновь тянутся ржавые рельсы. Иду дальше - и обнаруживаю стоящие на линии платформу и деревянный пассажирский вагон (привычный для БЖД). Вагон оказался обитаем.
- Здесь линию скоро разберут. На Тирлян три раза в неделю ходит поезд.
Но мне уже давно известно, что на самом деле пассажирский поезд курсирует не до Тирляна, а только до Шушпы... Отсюда и до северной окраины города, на протяжении десяти километров Белорецкая узкоколейная железная дорога пролегает вплотную к ширококолейному подъездному пути, который соединяет станцию МПС Белорецк с металлургическим заводом.
Вскоре на маршруте следования «возникло» пересечение с магистральной линией, по которой прошёл опаздывающий примерно на один час электропоезд Белорецк - Магнитогорск. Здесь удивительно красивый вид - горы, бескрайние дали...
Ещё одна заброшенная станция узкой колеи - 8 километр. Здесь имеются также действующие ширококолейные пути, поэтому на станции работает дежурный. Вокруг – множество заброшенных думпкаров узкой колеи. Некоторые из них остались на рельсах, другие стоят прямо на земле.
В районе Белорецкого металлургического комбината появляются действующие пути железной дороги узкой колеи. Осматриваю паровоз-памятник. Далее железная дорога уходит под закрытые ворота территории комбината. Главная станция и депо находится за ними. Но выяснилось, что с другой стороны (примерно в двух километрах севернее) никаких ворот нет - можно заходить свободно.
На станции можно было обнаружить огромное скопление локомотивов и вагонов. Почти все они - ржавые. Весь подвижной состав БЖД был оборудован автосцепкой и автотормозами.
Среди «живых» вагонов остались, главным образом, цистерны специфической конструкции, предназначенные для перевозки мазута. Но есть здесь и редких для наших узкоколейных железных дорог деревянный вагон голубого цвета – его можно назвать символом сегодняшней БЖД. Раньше он возил пассажиров в Тукан, затем – в Тирлян, теперь - лишь в Катайку и Шушпу.
Вокзал (главное здание станции Белорецк) было первыми «воротами города». На нём установлена мемориальная доска:
Здесь 3 декабря 1923 года состоялась встреча Белоречан с председателем ВЦИК М.И. Калининым
Затем – беседа с работниками локомотивного депо и диспетчерской железнодорожного цеха. Ничего обнадёживающего услышать не удалось.
На следующий день захожу в депо рано утром. Приветливые машинисты, которым предстояло вести утренний пассажирский поезд в Шушпу, разрешили ехать в кабине своего тепловоза ТУ7А-3223.
Посадка пассажиров в «голубой вагон» теперь происходит на остановочном пункте, расположенном за пределами территории комбината, на дальней северной окраине города. Линия проходит по берегу большого городского пруда и по долине знаменитой Белой-реки. Красота природы здесь поистине непередаваемая.
В Шушпе пришлось провести несколько часов, но обещанный в тот день состав на Тирлян так и не появился. Вместо него в Шушпу прибыл другой поезд - кто-то из руководства комбината пожелал отправиться на рыбалку и «заказал» себе «специальный рейс».
Начальство путешествует в цельнометаллическом вагоне (вероятно, это ПВ-51, несколько видоизменённый мастерами ТЛВРД). На нём нанесена юбилейная надпись:
90 лет БЕЛОРЕЦКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
На станции Шушпа сейчас остались два пути и деревянное строение «сарайного» типа. Ветка на Журавлиное болото, как выяснилось, была разобрана ещё в конце 1960-х годов. Большинство жителей посёлка - приезжие из Магнитогорска.
22 - 23 октября 2003 года.
Выхожу на рельсы Белорецкой железной дороги у станции Улу-Елга. По состоянию на тот момент, разборка пути на участках Белорецк - Тукан - Зигазы и Тирлян - 87 км была полностью завершена. Между Белорецком и Ишлёй рельсы лежали повсюду, кроме пересечения с линией на Пугачёвский карьер (вдобавок к тому, было украдено сколько-то метров пути вблизи разъезда Сатра). Участок Белорецк - Тирлян был «условно действующим».
Железнодорожники не исключали того, что зимой возобновятся перевозки мазута из Белорецка в Тирлян. В то же время, очень реальной представлялась угроза отмены пассажирского поезда до Шушпы и разборки последнего участка БЖД в следующем году.
От Тукана до станции Улу-Елга (МПС) налажена автомобильная доставка «отсева» - низкокачественной руды, которую горно-обогатительная фабрика раньше сваливала в отвал. На станции «отсев» грузится в полувагоны широкой колеи, для чего сооружён специальный «терминал». При всём при том, автодорога на этом участке по-прежнему является грунтовой и неудобной для автомобилей.
Станция Ишля на лето 2003 года была превращена в базу «разбиральщиков». Каждый день с неё выезжали на демонтаж путей тепловозы ТУ7-2348 и ТУ7А-2890. Здесь, в Ишле, «добытые» рельсы перегружали на автотранспорт.
Добираюсь от Улу-Елги до Ишли на грузовом автомобиле, следующем в Тукан за «отсевом». В посёлке Ишля состав искать не пришлось - он стоял прямо на линии. Два тепловоза, между ними «зажат» деревянный пассажирский вагон. Едва успеваю добежать до состава - он отправляется на станцию. В её западной горловине рельсы уже оказались сняты.
Ближе к вечеру полтора десятка порожних платформ, точно так же «зажаты» между двумя тепловозами, были готовы к отправлению из Ишли в Улу-Елгу. Туда состав отправляют лишь потому, что продолжительный отстой в Улу-Елге безопаснее в плане его сохранности. Преодолеть эти 8 километров ржавых рельсов оказалось непросто: дизели на обоих тепловозах постоянно глохли.
Тепловозы здесь останутся ненадолго: вскоре наступит затяжная уральская зима, а с установлением снежного покрова работы по разборке железной дороги прекращаются. Чтобы перегнать их в Белорецк, возможно, на пересечении с подъездным путём Пугачёвского карьера временно установят специальное сооружение, на которое будут положены рельсы. Весной 2004 года тепловозы придут сюда снова, и начнётся разборка линии от Ишли до Белорецка.
6 мая – 8 мая 2004 года.
Ранним утром 6 мая 2004 года я выезжаю из Магнитогорска электропоездом до Белорецка. От станции добираюсь автобусом до города, затем обхожу территорию Белорецкого металлургического комбината, двигаясь по берегу пруда.
С северной стороны, где нет никаких ворот и заграждений, углубляюсь внутрь, осматриваю станцию Белорецк Белорецкой узкоколейной железной дороги.
Подвижного состава осталось уже немного. Неизвестные варвары-преступники уничтожили здание вокзала станции Белорецк.
В депо пытаюсь узнать, когда будет состав в сторону Тирляна. Но он ожидался не ранее, чем через неделю.
Вскоре меня обнаружили охранники комбината. Оказалось, что порядки за последнее время сильно ужесточились. В 2003 году я дважды проникал на территорию тем же путём (и даже ночевал на ней), и это никем не было воспринято неправильно.
Охранники обыскали меня, с интересом рассмотрели мою книгу, на обложке которой были изображены пути узкой колеи на территории Белорецкого металлургического комбината, и вызвали представителей ФСБ.
Через некоторое время за мной приехал «УАЗ» - микроавтобус. На нём меня привезли в районный отдел ФСБ. Расспросив о целях поездки, «чекисты» отпустили меня. Хотелось бы поблагодарить их за то, что они не стали отбирать или засвечивать фотоплёнки, и общались достаточно вежливо.
Выезжаю из города попутным автотранспортом: сначала – до поворота на Улу-Елгу, затем – от Улу-Елги до Ишли. В районе Ишли остановился «ВАЗ-2109», водителем и пассажирами которого оказались… машинисты тепловозов из Тукана. С ними я проехал от Ишли до Улу-Елги 23 октября 2003 года, выслал в Тукан фотографию.
В Тукане осматриваю остатки ширококолейных путей. Ночую на разобранной линии узкоколейной железной дороги Тукан – Зигаза.
На следующий день я рассчитывал добраться до Стерлитамака через Бакеево и Хайбуллино – согласно карте, там имеется автомобильная дорога. Но оказалась, что эта дорога представляет собой, скорее, гужевую тропу. Путешествие по горам заняло двое суток. В ходе него я четыре раза преодолевал вброд разлившиеся горные реки, что очень трудно сделать, удерживаясь на ногах.
Каким-то чудом фотоаппарат и некоторые другие вещи всё же не были полностью залиты водой, благодаря чему здесь представлены фотографии, сделанные 6 мая (в Белорецке и Тукане), 7 мая (в селе Зигаза).
25 мая 2004 годa.
Выхожу на хорошо знакомой станции Улу-Елга. Вот и снова рельсы Белорецкой железной дороги.
Как и предполагалось, процесс разборки пути здесь уже начался. Пройдя по рельсам около километра в западном направлении, ещё раз встречаю старых знакомых – «разбиральщиков» из Тукана. Здесь стоят памятные по осенней поездке тепловозы, спереди к ним прицеплены платформы и деревянный пассажирский вагон голубого цвета. «Разбиральщики» узнали меня, увидев ещё издали, и очень удивлялись этой встрече – спустя всего 19 дней с момента предыдущей.
Несколько раз пришлось проехать до разъезда Улу-Елга и обратно. На разъезде производились манёвры.
Наконец, тепловоз с несколькими пустыми платформами отправился до разъезда Сатра. Возвращаюсь назад, в Улу-Елгу.
Спустя какое-то время едем ещё дальше – до Кадыша (теперь уже, кроме платформ, тащим второй тепловоз и пассажирский вагон). Еду на крайней платформе, чтобы было удобно фотографировать линию.
Кадыш, «конечная станция». Как оказалось, на боковом пути стоит исправная мотодрезина! Нельзя упускать эту возможность, следует непременно проехать на ней дальше – до 12 километра (там рельсы заканчиваются).
Владельцем дрезины оказался житель ближайшего к ней дома, по имени Арслан. Прошу его провезти до 12 километра за некоторую плату (договорились на 50 рублях, плюс книга «ПО РЕЛЬСАМ И ПО ЗЕМЛЕ»). По законам гостеприимства, меня пригласили в дом и накормили.
Наконец, из села Серменево был доставлен бензин. Заправляем дрезину и выезжаем.
Эта дрезина существенно отличалась от распространённых на лесовозных узкоколейных железных дорогах примитивных «пионерок». Оказалось, что она оборудована реверс-редуктором (не зря, так как поднять и развернуть её было бы весьма затруднительно). Более того – есть действующий скоростемер.
Началась бешеная гонка: стрелка мотоциклетного скоростемера иногда достигала отметки 60 км/час.
12 километр, вскоре - конец рельсового пути у выемки, в которой проходит широкая колея к Пугачёвскому карьеру. Это препятствие на такой дрезине не преодолеть. Арслан едет назад, я продолжаю поездку в направлении Казахстана.
Полное описание экспедиции находится на странице http://infojd.ru/dop/poezdka2004kz.html.
13 августа 2007 годa.
Прибытие в Белорецк произошло почти «точь в точь» в день знаменательного события: завершения демонтажа пути Белорецкой узкоколейной железной дороги. Ещё оставалось несколько сот метров пути вблизи депо на станции Белорецк, демонтаж предполагалось произвести в ближайшие дни.
Как выяснилось, демонтаж пути на участке Катайка - Белорецк был закончен в июне 2007 года, при этом использовался тепловоз ТУ7А-3323. Остатки путей вблизи депо уберут вручную. Здание депо, скорее всего, будет снесено.
Возможно, тепловоз ТУ7А-3323 и пассажирский вагон, использовавшийся как «обзорно-экскурсионный» (с надписью «90 лет БЖД») установят в городе в качестве памятников.
Кроме ТУ7А-3323 и вагона, оставалось три платформы, использовавшиеся при демонтаже пути. Ничего больше из подвижного состава не было (в 2004 году было около 20 тепловозов). Со слов начальника Железнодорожного цеха Белорецкого металлургического комбината С. В. Компанейца, все тепловозы ушли на переплавку: «можно было бы продать на другую дорогу, но хлопот с этим было бы много, а на металлолом - быстро и без проблем».
Выражаю благодарность начальнику ЖДЦ БМК Компанейцу С. В. за содействие в получении пропуска для прохода на территорию комбината и предоставление информации, касающейся истории Белорецкой узкоколейной железной дороги!
01.12.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Белорецкая узкоколейная железная дорога»