ID: 2277

БЕЛОРЕЦКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИНИЙ, ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

121
Максимальная протяжённость линий Белорецкой узкоколейной железной дороги составляла около 300 километров. Отсутствие точных данных связано с тем, что когда-то имелось много веток различного назначения, информацию о которых ныне получить сложно.

Раздельные пункты Белорецкой узкоколейной железной дороги:
Запрудовка (г. Катав-Ивановск)
Самодуровка (село Верхний Катав)
Двойниши
46 км
Машак
60 км
Юрюзань
75 км
Арша
87 км (Верхнеаршинский)
Рудник
Тирлян
Шушпа
Катайка
Белорецк
Нура
8 км
12 км
Буганак
Кадыш
176 км
Сатра
Баскан
Улу-Елга
Ишля
Елань
Бзяк
Тукан
Зигаза

Ишля
Юша
Багарышта
Айгир
Катаскин
Белягуш
Инзер


Достоверно известные ветки:
Шушпа - Журавлиное болото (протяжённость 18 км)
8 км - Пугачёвский Карьер (протяжённость 3 км)
Кадыш - карьер (протяжённость 3 км)



РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
БЕЛОРЕЦКОЙ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ на лето 2003 года
Расписание составлено по местному времени (московское +2 часа)
БЕЛОРЕЦК отпр. 07:30 (среда, пятница, воскресенье) 16:30 (среда) КАТАЙКА ??:?? ??:?? ШУШПА приб. 08:15 17:15

ШУШПА отпр. 08:20 (среда, пятница, воскресенье) 17:20(среда) КАТАЙКА ??:?? ??:?? БЕЛОРЕЦК приб. 09:05 18:05

стоимость билета - 10 рублей. Билеты продаёт проводник в вагоне.

Тяговый подвижной состав
В июле 2003 года на Белорецкой узкоколейной железной дороге было около двадцати тепловозов ТУ7 и ТУ7А (для сравнения – в 1987 году было 48 тепловозов ТУ7 и ТУ7А). Практически все тепловозы в 2003 году находились в нерабочем состоянии, многие - в разгромленном состоянии. Удалось выяснить номера следующих локомотивов:

ТУ7-1852
ТУ7-1877 «КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЁЖНЫЙ»
ТУ7-2348
ТУ7-2460
ТУ7-2570
ТУ7-2718
ТУ7-2719
ТУ7А-2890
ТУ7А-3096
ТУ7А-3140
ТУ7А-3180
ТУ7А-3181
ТУ7А-3х71
ТУ7А-3223 (действующий, по состоянию на июль 2003 года, работал с пассажирским поездом)
ТУ7А-3324
ЭСУ2А-928

ТУ1Т. Этот уникальный локомотив был построен Тирлянским локомотивно-вагоноремонтным депо (ТЛВРД) в 1998 году. За основу взят тепловоз ТУ7. По сравнению с ним, ТУ1Т имеет зауженный габарит (срезаны боковые части кабины). Тепловоз предназначался для работы в доменном цехе Белорецкого металлургического комбината.
Летом 2003 года тепловоз стоял на путях станции Белорецк в заброшенном состоянии. К октябрю 2003 года исчез (вероятно, отправлен в металлолом).
Тогда же, летом 2003 года, на путях станции Белорецк можно было увидеть ширококолейный тепловоз ТГМ4-2038, поставленный на тележки узкой колеи. БЖД являлась едва ли не единственной в СССР железной дорогой колеи 750 мм, по которой иногда транспортировали ширококолейный подвижной состав - либо в ТЛВРД на ремонт, либо в Тукан на местную автономную сеть широкой колеи.
Тепловоз ТГМ4-2038 так и не успели отправить в Тирлян - наступил экономический кризис и спад перевозок, потребность в локомотивах снизилась почти до нуля. И он простоял «памятником» много лет, к 2003 году оказавшись безнадёжно разгромленным.
Осенью 2003 года тепловоза на его «законном месте» уже не было. Что с ним стало - догадаться несложно.

Материалы о Белорецкой узкоколейной железной дороге в Сети

Заметка о Белорецкой узкоколейной железной дороге, опубликованная в общероссийской газете «Труд».
Та же самая заметка, размещённая на сайте ОАО «РЖД» («Российские железные дороги»).
Страница на сайте Д. Зиновьева. Имеются замечательные фотографии, сделанные эстонскими исследователями узкоколейных железных дорог в «лучшие времена» БЖД. При их просмотре возникает особо сильная ненависть к варварам-разрушителям дороги.
Устаревший вариант материала, имеющегося на данной странице, опубликованный на сайте southural.ru (публиковался с разрешения автора). Его ценность - в том, что там имеются комментарии к тексту.


01.12.2003 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Белорецкая узкоколейная железная дорога»