ID: 2644

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ИРИНОВСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ

411
Ириновское торфопредприятие находилось в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области. В ведении торфопредприятия находилась торфовозная узкоколейная железная дорога. В 1990-х годах она была ближайшей к Санкт-Петербургу торфовозной узкоколейной железной дорогой.
http://uzd.spb.ru/stat4.htm — описание узкоколейной железной дороги на сайте А. Корсакова
Ириновское торфопредприятие, по одной из версий, является старейшим в России. В 1892 году в нынешнем посёлке Рахья началось строительство первого торфобрикетного завода. Владельцем завода являлся барон Павел Леопольдович Корф.
14 сентября 1892 года была официально открыта Ириновская узкоколейная железная дорога (станция Охта в Санкт-Петербурге — Мельничный Ручей — Торфяная, ныне Рахья — Борисова Грива, ветвь Мельничный Ручей — Шереметьевка, ныне Петрокрепость).
Станция Торфяная была спроектирована и построена благодаря строительству торфобрикетного завода. Более того, одной из главных целей строительства Ириновской узкоколейной железной дороги являлась доставка в Санкт-Петербург торфяных брикетов.
Дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги на торфоразработках не выяснена. Скорее всего, она появилась вскоре после открытия Ириновской узкоколейной железной дороги общего пользования, то есть в 1890-х годах, и первоначально составляла с Ириновской узкоколейной железной дорогой единую сеть.
По информации от Александра Корсакова, в 1911 году торфобрикетный завод стал убыточным и прекратил работу. После революции 1917 года массовая добыча торфа возобновилась.
В октябре 1923 года станция Торфяная и расположенный при ней посёлок Торфяной были переименованы в Рахья в честь Ивана (Юкка) Абрамовича Рахья — деятеля революционного движения, убитого в Петрограде 31 августа 1920 года.
Приблизительно в 1927 году пролегавшая через Рахья магистральная Ириновская узкоколейная железная дорога была реконструирована на широкую колею. С этого времени узкоколейная железная дорога Ириновского торфопредприятия работала изолированно. Однако в какой-то степени её можно считать «преемником» Ириновской узкоколейной железной дороги и вести отсчёт её истории с 1892 года. С магистральной Ириновской узкоколейной железной дороги на торфопредприятие были переданы многие паровозы и другой подвижной состав.
По состоянию на конец 1930-х годов, узкоколейная железная дорога Ириновского торфопредприятия имела разветвлённую сеть. Её линии пролегали как севернее, так и южнее железной дороги широкой колеи Мельничный Ручей — Ладожское Озеро. Соотношение протяжённости линий севернее и южнее широкой колеи было примерно равным.
Выход к широкой колее имелся в двух местах — у станций Рахья и Борисова Грива. Существовали два одноуровневых пересечения с линией широкой колеи: восточнее станции Рахья и восточнее станции Борисова Грива. На торфомассивах было построено 16 «номерных» рабочих посёлков.
В период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (сентябрь 1941 года — январь 1944 года) Ириновское торфопредприятие было одним из немногих близких к Ленинграду торфопредприятий, которые не оказались на оккупированной территории. На торфопредприятии активно добывался торф, который во время блокады имел жизненно важное значение.
В 1960-х годах работавшие на узкоколейной железной дороге паровозы были заменены тепловозами ТУ4, также поступали самоходные электростанции (мотовозы) СЭП2 и СЭП2М, автомотрисы АМ1, позднее — ЭСУ1, ЭСУ2А, ТУ6А-0709.
Главное локомотивное депо находилось в Рахья. Депо было веерным, с поворотным кругом. Для торфовозных узкоколейных железных дорог это исключительная редкость.
Приблизительно в 1970-х годах была построена железнодорожная линия широкой колеи от станции Рахья до птицефабрики у деревни Лепсари. В Лепсари был построен второй (после Рахья) пункт перегруза торфа из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи. Торф доставлялся на птицефабрику в Лепсари также для изготовления удобрения, представляющего собой смесь торфа и куриного помёта.
Приблизительно в 1985 году была прекращена добыча торфа на торфомассиве Гладкое — последнем из торфомассивов, расположенных южнее железной дороги широкой колеи. Линии узкоколейной железной дороги на торфомассиве были разобраны, однако одноуровневое пересечение с широкой колеёй продолжало действовать — по нему велось сообщение с ремонтно-механической мастерской и базой горюче-смазочных материалов.
В 1990-х годах добыча торфа велась только в одном месте, на одном производственном участке — «Сокольем», наиболее удалённом от Рахья (около 15 километров).
Сохранялось пассажирское движение по последнему маршруту Рахья — 13-й посёлок. Длина маршрута составляла около 5 километров.
Работа узкоколейной железной дороги прекратилась в конце 1996 года. В 1998 году последний участок узкоколейной железной дороги был разобран.
Я впервые побывал в посёлке Рахья в июне 1999 года. На тот момент сохранившихся участков пути в нём не было, хотя были отчётливо видны «свежеразобранные» участки путей и станция, пересечение с широкой колеёй. В здании веерного локомотивного депо был открыт цех по изготовлению надгробных памятников и похоронных принадлежностей.
Второе посещение посёлка Рахья: 19 июня 2015 года. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2015spb.html.
Как и следовало ожидать, здесь мало что осталось. Но территория главной станции ещё не застроена. Иногда попадаются уцелевшие шпалы. Сохранились гаражи и другие хозяйственные постройки, сделанные из подвижного состава узкой колеи.
http://arbinada.com/main/node/111 — фотографии разобранной узкоколейной железной дороги в Рахья, 2005 год
http://rahja.narod.ru/ — материал, подготовленный К. Бахметьевым (2003 год)
http://parovoz.com/narrow/RU47-rahja.php — материал К. Бахметьева

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2015 ГОДУ (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ РАХЬЯ)

12.03.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Ленинградской области»
на главную страницу