ID: 2590

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ОКУЛОВКА — НЕБОЛЧИ

513
Железнодорожная линия Окуловка — Неболчи пролегает по территории Окуловского и Любытинского районов Новгородской области. Протяжённость железнодорожной линии составляет 104 километра.
Железнодорожная линия на всём протяжении является однопутной. Линия нигде не электрифицирована. Относится к категории малодеятельных участков с минимальным объёмом движения.
Железнодорожная линия является частью сети железных дорог общего пользования (ОАО «РЖД», Октябрьская железная дорога).
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, даты ввода в эксплуатацию станций следующие: Поддубье — 1912 год, Кулотино — 1924 год, Котово — 1929 год, Топорок — 1924 год, Трубец — 1927 год, Вомпе — 1929 год, Зарубинская (первоначальное название Любытино) — 1924 год, Гамзино — 1942 год, Любытино — 1958 год (значилась как остановочный пункт), Чадково — 1942 год, Перница — 1942 год.
Железнодорожная линия состоит из двух частей, которые имеют разное время постройки и разные предпосылки для возникновения.
Южная половина линии, от Окуловки до нынешней станции Зарубинской (прежнее название Любытино) начала строиться до революции 1917 года. На момент строительства она называлась «Любытинская ветвь».
Расстояние от Окуловки до Зарубинской (прежнее название Любытино) составляет 51 километр — это около половины нынешней линии. «Любытинская ветка» предназначалась для обслуживания различных промышленных предприятий, расположенных в этом районе.
В 1912 году была открыта станция Поддубье, расположенная на 5-м километре от Окуловки. Дальнейшее строительство прервалось в связи с Первой мировой войной.
Строительство возобновилось после революции 1917 года. В 1924 году участок Поддубье — Любытино (ныне Зарубинская) был официально введён в эксплуатацию.

Расписание движения поездов с 1 октября 1928 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений», изданного НКПС СССР).
Станция Любытино ныне называется Зарубинская.

Северная половина линии, от Любытино (ныне Зарубинская) до Неболчей, построена во время Великой Отечественной войны за кратчайший срок. Этот участок был рокадной военной железной дорогой, пролегающей параллельно линии фронта. Она была необходима для переброски войск, для снабжения блокадного Ленинграда в обход оккупированных районов.
После войны участок Любытино — Неболчи был реконструирован для постоянной эксплуатации. Железная дорога стала транзитной линией местного значения, соединяющей магистральную железную дорогу Ленинград — Москва и Мологскую железную дорогу.
Историческая Мологская железная дорога — это железнодорожная линия Мга — Будогощь — Неболчи — Кабожа — Овинище — Волга (участок Овинище — Волга был спроектирован, но не был построен). После соединения с Савёловской железной дорогой (Москва — Савёлово — Сонково — Овинище — Весьегонск) эта линия стала «резервным ходом» Москва — Ленинград.

Расписание движения поездов на лето 1948 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).
На тот момент нынешняя станция Зарубинская всё ещё называлась Любытино. Нынешняя
станция Любытино была открыта в 1958 году на 60-м километре.

Вблизи железной дороги с 1940-х годов до 1972 года действовали угольные шахты. Углепогрузочной станцией являлась станция Вомпе в посёлке Комарово.
Вблизи станции Зарубинская находилась шахта, в которой велась подземная добыча огнеупорной глины. Добытая на шахте огнеупорная глина доставлялась по железной дороге в Боровичи. Шахта была закрыта в 1991 году.

Расписание движения поездов на лето 1957 года (из «Официального указателя пассажирских сообщений»).
Нынешняя станция Зарубинская всё ещё называется Любытино.

Железная дорога Окуловка — Неболчи пролегает по сравнительно густонаселённой местности — особенно между Окуловкой и Любытино. При взгляде на карту, где вдоль железной дороги — плотная цепь посёлков, может показаться, что пригородные поезда должны курсировать здесь как минимум не в меньшем объёме, чем на магистрали Ленинград — Москва.
Тем не менее, насколько известно, на линии Окуловка — Неболчи никогда не было больше двух пар ежедневных пригородных (пассажирских) поездов.

Расписание движения пассажирских и пригородных поездов на 1985-86 гг. (из сборника «Расписание
движения пассажирских поездов», охватывавшего всю территорию СССР).

Железнодорожная линия Окуловка — Неболчи являлась одной из последних в СССР железнодорожных линий, работавших на паровой тяге. Паровая тяга была заменена тепловозной лишь в 1980 году.
По состоянию на апрель 1997 года, по линии курсировал один ежедневный пригородный поезд сообщением Окуловка — Неболчи — Хвойная.
Позднее на протяжении некоторого времени имелось две пары ежедневных поездов. Но уже летом 1999 года пассажирское движение ограничивалось одной парой поездов Окуловка — Неболчи дважды в неделю. Такая ситуация продолжалась до начала 2014 года. Менялись только дни движения: в 1999 году — по понедельникам и пятницам, позднее — по четвергам и воскресеньям.
6 сентября 1999 года я совершил поездку на пригородном поезде от Окуловки до Неболчей. В то время я использовал методы безбилетного проезда. Меня истерично пытались высадить из поезда, но в итоге отстали.
Поезд состоял из тепловоза и одного плацкартного пассажирского вагона. Линия уже тогда выглядела глухоманной.
В июле 2003 года на железнодорожную линию Окуловка — Неболчи совершил поездку любитель железных дорог из Санкт-Петербурга Михаил Иванов. Его публикация: http://novrail.narod.ru/travels/ok_nb_03.html.
20 августа 2008 года я прошёл пешком первый перегон железнодорожной линии — от Окуловки до станции Поддубье. Было выполнено тотальное фотодокументирование. Вблизи станции Поддубье объектом изучения являлась Окуловская целлюлозно-бумажная фабрика.
В сентябре 2009 года по линии Окуловка — Неболчи пропустили несколько поездов дальнего следования. Поезда, изумившие местных жителей, пропускались без возможности продажи билетов до или от каких-либо станций между Окуловкой и Неболчами.
Появление нехарактерных для этой линии поездов было связано с закрытием на ремонт одного из перегонов Петербурго-Московской магистрали между Окуловкой и Чудово. Пропуск транзитных поездов доставил немалую головную боль движенцам: линия слабо пригодна для этого.
8 июля 2010 года на станции Окуловка я сфотографировал пригородный поезд Окуловка — Неболчи, готовящийся к отправлению.

Станция Окуловка. Пригородный поезд на Неболчи (тепловоз ТЭМ2-0985, 1 пассажирский вагон).
okuneb2010_01.jpg
08.07.2010


Станция Окуловка. Пригородный поезд на Неболчи (тепловоз ТЭМ2-0985, 1 пассажирский вагон).
okuneb2010_02.jpg
08.07.2010

1 сентября 2013 года я прошёл пешком от станции Неболчи до Перницы, выполнив тотальное пешее фотодокументирование этого участка. Затем была совершена поездка в пригородном поезде от Перницы до Окуловки. Линия фотодокументировалась из хвостового тамбура.
Подробное описание поездки в 2013 году: http://infojd.ru/dop/poezdka2013budneb.html.
На тот момент пригородный поезд сообщением Окуловка — Неболчи курсировал по четвергам и воскресеньям. Поезд состоял из тепловоза ДМ62-1789 приписки депо Хвойная и одного сидячего вагона. Вагон был приписан к станции Бологое.
Фактически поезд курсировал по маршруту Бологое — Неболчи — Бологое. Участок Бологое — Окуловка преодолевался засылом, то есть без пассажиров.
На линии сохранялись три действующие станции: Поддубье, Котово и Гамзино. По этим станциям выполнялась грузовая работа.
Вблизи станции Котово находятся гигантские арсеналы боеприпасов Российской Армии. Они хорошо заметны сверху постоянным пассажирам самолётов Москва — Санкт-Петербург. На арсеналы ведёт действующий подъездной путь. Какой-то нездоровый местный житель здесь принялся «наезжать» на меня за то, что я сфотографировал «секретную» станцию.
Пассажиров в поезде было сравнительно немного. Но они были на всех участках линии.
Пассажирский поезд имеет особо важное значение для отдалённых населённых пунктов — Чадково и Перницы. Автомобильного доступа в Чадково и Перницу нет.
Я был свидетелем необычного факта: жители Чадково, прибывшие на поезде, поставили на рельсы съёмную тележку, чтобы транспортировать с её помощью груз по рельсам.
Регулярное движение грузовых поездов, по состоянию на сентябрь 2013 года, имелось на участке Гамзино — Окуловка. На станции Котово я сфотографировал из пригородного поезда сообщением Неболчи — Окуловка сборный грузовый поезд. Его вёл тепловоз 2М62У-0149. Примерно через полчаса после пригородного поезда грузовой поезд прибыл в Окуловку.
На участке Гамзино — Неболчи грузовое движение более редкое, чем на участке Окуловка — Гамзино.
Станция Зарубинская (историческое название Любытино), которая когда-то была крупнейшей на линии — закрыта. Путевое развитие сохранилось, но все пути, кроме главного — ржавые. Станционное здание заколочено. На станции сохранилась мемориальная доска в память о воинах-железнодорожниках, построивших в 1942 году железную дорогу Любытино — Неболчи.
В конце сентября 2013 года по одному из участков линии проехал на пригородном поезде путешественник из Москвы Егор Пагирев. Им были сделаны фотографии закрытой станции Кулотино.
С 13 января 2014 года по решению властей Новгородской области пассажирское движение на линии Окуловка — Неболчи было отменено. Безумное решение является катастрофой для жителей Перницы и Чадково, куда можно попасть только по железной дороге.
С принятием варварского решения, напоминающего о временах оккупации, лишается выхода во внешний мир почти весь Любытинский район! Автомобили цивилизованным транспортом не являются.
Остались без нормального транспорта пять крупных посёлков, в прошлом имевших городской статус: Любытино (посёлок городского типа до сих пор), Зарубино, Комарово (станция Вомпе), Котово, Кулотино.
Значительный резонанс получила история с помощью администрации Любытинского района жителям деревни Чадково. Эта деревня недоступна для автомобилей. Жители населённого пункта обращались в администрацию с просьбой не отменять поезд. В качестве «решения транспортной проблемы» им подарили лошадь.
Решение подарить лошадь вызвало бурное обсуждение в блогосфере, часто с сарказмом. Но главу Любытинского района Тимофея Гусева за это можно только поблагодарить: он сделал всё, что мог. Движение поезда зависит от областных, а не от районных властей.
Железнодорожная линия имеет широкие перспективы для развития пассажирских перевозок. Для этого требуется одно: власть в России должна стать более близкой к проблемам и пожеланиям народа.
При условии сокращения времени в пути до двух часов курсирование пригородных поездов было бы актуально с интенсивностью четыре-шесть пар в сутки. Подвижным составом должны были бы стать автомотрисы.
К северу от станции Неболчи находится Тихвин — один из крупнейших городов Ленинградской области. Сообщение Тихвина с Москвой затруднено. Обычно оно производится через Волховстрой или через Санкт-Петербург, проезжаются лишние сотни километров.
Между тем, самый короткий путь из Тихвина в Москву пролегает через Неболчи. К сожалению, на участке Тихвин — Неболчи сообщение может быть только автобусным. Но на участке Неболчи — Окуловка жителям Тихвина можно и нужно было бы пользоваться пригородными поездами! По станции Окуловка нетрудно предусмотреть согласованную пересадку на Москву. В этом случае путь от Тихвина до Москвы теоретически мог бы занять восемь часов, что невозможно по какому-либо другому маршруту.
Уместно вспомнить о соседней Республике Беларусь. В Беларуси на таких же малодеятельных железнодорожных линиях содержится в идеальном состоянии верхнее строение пути. Маршрутная скорость бывает близка к 50 км/час. Пассажирские поезда на некоторых подобных линиях курсируют в значительном объёме. Пример: Василевичи — Хойники, тупиковая линия в малонаселённой местности. Тем не менее — пять пар ежедневных поездов. Подвижной состав на линии Василевичи — Хойники — это красивые, современные и комфортабельные автомотрисы.
Если в Беларуси, без нефти и газа, всё это обеспечить можно, то почему в Новгородской области нельзя? Вопрос без ответа...
На протяжении двух лет по линии Окуловка — Неболчи было лишь редкое грузовое движение. На северном участке линии грузовых поездов порой не проходило месяцами. Но линию сохраняли в рабочем состоянии.
Спустя два года твердь равнодушия властей удалось пробить! В январе 2016 года произошло редкое и нехарактерное для нынешней России событие: пассажирское движение на линии Окуловка — Неболчи было восстановлено!
Объём движения — одна пара в неделю. Отправление из Окуловки по средам в 8:45. Но и это — великое достижение.
Сразу после восстановления движения по этому маршруту много раз проезжали любители железных дорог. Иллюстрированная публикация о поездке любителя железных дорог из Санкт-Петербурга: http://nord-ursus.livejournal.com/165090.html. К сожалению, сделана зимой.
Составность поезда прежняя — тепловоз с одним пассажирским вагоном. Как и раньше, реально поезд следует из Бологое и до Бологое, но на участке Бологое — Окуловка без пассажиров. К сожалению, по станции Неболчи не предусматривалось согласование с поездами в сторону Будогощи.
Июль 2017 года — третья поездка автора по линии. Описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2017spb.html.
C декабря 2017 года день движения поезда Окуловка — Неболчи — Окуловка был изменён. Вместо среды — вторник. В результате появилась возможность пересадки по станции Неболчи на поезда Будогощь — Хвойная в обоих направлениях. Это очень важное изменение.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЛИНИИ У СТАНЦИИ ОКУЛОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (ПЕРЕГОН ОКУЛОВКА — ПОДДУБЬЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (ПЕРЕГОН ОКУЛОВКА — ПОДДУБЬЕ, СТАНЦИЯ ПОДДУБЬЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2008 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (СТАНЦИЯ ПОДДУБЬЕ И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (СТАНЦИЯ НЕБОЛЧИ, УЧАСТОК НЕБОЛЧИ — ПЕРНИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (УЧАСТОК НЕБОЛЧИ — ПЕРНИЦА, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (УЧАСТОК НЕБОЛЧИ — ПЕРНИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 4) (УЧАСТОК НЕБОЛЧИ — ПЕРНИЦА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 5) (УЧАСТОК НЕБОЛЧИ — ПЕРНИЦА,
ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ПЕРНИЦА И ЕЁ ОКРЕСТНОСТИ, ПЛАТФОРМА 86 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 6) (ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЧАДКОВО, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ЛЮБЫТИНО,
СТАНЦИЯ ГАМЗИНО, ПЛАТФОРМА 55 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 7) (ПЛАТФОРМА 55 КМ, СТАНЦИЯ ЗАРУБИНСКАЯ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ВОМПЕ,
ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ТРУБЕЦ, МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ МСТА, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ТОПОРОК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 8) (СТАНЦИЯ КОТОВО, ПЛАТФОРМА 16 КМ, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ КУЛОТИНО, ПЛАТФОРМА 8 КМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 9) (ПЛАТФОРМА 8 КМ, СТАНЦИЯ ПОДДУБЬЕ, СТАНЦИЯ ОКУЛОВКА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2022 ГОДУ (ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ВОМПЕ)

13.01.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу