ID: 3056
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КРАСНАЯ СОПКА — КИЯ-ШАЛТЫРЬ
1060
Железнодорожная линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь находится в Красноярском крае (основная часть) и Кемеровской области (небольшая часть, включая станции Кия-Шалтырь и Рудная), республике Хакасия (небольшая промежуточная часть). Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью сети общего пользования ОАО «РЖД», Красноярская железная дорога.
Протяжённость железнодорожной линии составляет: 168 километров участок общего пользования от станции Красная Сопка на магистральной линии Ачинск — Абакан до станции Кия-Шалтырь, 178 километров до станции Рудная за станцией Кия-Шалтырь, принадлежащей промышленному предприятию, около 180 километров до физического крайнего пункта.
На линии есть следующие раздельные и остановочные пункты: разъезд 19 км, о.п. 28 км, о.п. Белозерка, станция Шушь, начальный пункт линии на Базыр (по состоянию на 2020 год, кончается на станции Шарыпово), о.п. Родники, станция Дубинино — главная промежуточная станция на линии, о.п. Ивановка, о.п. 86 км, станция Инголь, о.п. Солдаткино, о.п. Садат , станция Полуторник, о.п. 144 км, станция Саланга, станция Кия-Шалтырь, ведомственная станция Рудная.
По состоянию на 2020 год, на линии есть регулярное грузовое движение. Пассажирского движения нет.
Железнодорожная линия в «Атласе железных дорог», изданном
в 1993 году Омской картографической фабрикой.
Линия вначале была построена на участке Красная Сопка — Шушь, затем к станциям Шарыпово и Базыр. В Шарыпово находится крупное месторождение угля, в Базыре (посёлок Горячегорск) — месторождение нефелиновых руд, которое оказалось малопродуктивным.
Участок Шушь — Кия-Шалтырь был построен в связи с разработкой месторождения нефелиновых руд. На первый взгляд, логичнее было бы продлить линию дальше станции Базыр. Но в этом случае был бы более сложный рельеф местности.
Почти всюду на горном участке линия пролегает вдоль реки Урюп. Есть тоннели.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата ввода в постоянную эксплуатацию станций Дубинино, Саланга и Кия-Шалтырь — 1968 год. Станции Шарыпово и Базыр на нынешнем «малом» ответвлении были открыты раньше: Шарыпово — 1961 год, Базыр — 1963 год. Датой открытия станции Шушь значится 1969 год, что входит в противоречие с предыдущими фактами.
Название станции Кия-Шалтырь происходит от небольшой реки Шалтырь, рядом с которой была построена станция. В нескольких десятках километрах западнее она впадает в более крупную реку Кия. Пристанционный посёлок, в отличие от станции, был назван стандартно и банально — Белогорск.
Дальний участок линии на Кия-Шалтырь был непростым для строительства, а места тут — непростые для жизни. По меркам Сибири, это далеко не самая отдалённая местность, равно как и не самая высокогорная. Станция Кия-Шалтырь находится на высоте 1200 метров над уровнем моря, жилая часть посёлка Белогорск — на высоте 700 метров. Тем не менее, здесь очень долгая зима.
Ближняя часть линии пролегает по равнинной местности, являющейся сельскохозяйственным районом. Рядом с этим участком находится сравнительно крупный город Шарыпово, непродолжительное время называвшийся Черненко в честь предпоследнего лидера СССР Константина Устиновича Черненко (1911-1985).
В 1990-е годы массовая добыча нефелиновой руды на месторождении у станции Базыр была остановлена. После этого участок Шарыпово — Базыр был разобран. Однако месторождение у станции Кия-Шалтырь является значительно более крупным и более перспективным. В обозримом будущем оно будет действовать.
Пассажирское движение изначально было в виде поезда Красноярск — Кия-Шалтырь с прицепными вагонами до станции Базыр. В 1990-е годы было остановлено пассажирское движение на участке Шарыпово — Базыр, после чего и линия на этом участке была разобрана. Приблизительно в 2009 году было отменено пассажирское движение на участке Шушь — Шарыпово. После этого жителям города Шарыпово приходилось садиться в поезд на соседней станции Дубинино.
С 23 мая 2013 года пассажирское движение на линии прекратилось полностью. В этот день утром последний поезд Красноярск — Кия-Шалтырь прибыл на конечную станцию, и вечером отправился с неё. Я успел в этот последний вагон. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013kch.html.
Билет Ачинск — Кия-Шалтырь. Куплен на интернет-сайте ОАО «РЖД», распечатан в Москве
на Курском вокзале, оцифрован до поездки.
Жизнь в этих местах непростая. Посёлок Белогорск отличается жёстким климатом и является оторванным от внешнего мира тупиком. Единственная альтернатива железной дороге — разбитая грунтовая автомобильная дорога.
Отмена пассажирского поезда показывает антинародный характер российской власти и крайнюю степень её неуважения к людям.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ШУШЬ, ДУБИНИНО, ИВАНОВКА, ИНГОЛЬ, СОЛДАТКИНО, САДАТ, ПОЛУТОРНИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (САЛАНГА, КИЯ-ШАЛТЫРЬ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ КИЯ-ШАЛТЫРЬ, СТАНЦИЯ РУДНАЯ)
03.05.2020 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу
Протяжённость железнодорожной линии составляет: 168 километров участок общего пользования от станции Красная Сопка на магистральной линии Ачинск — Абакан до станции Кия-Шалтырь, 178 километров до станции Рудная за станцией Кия-Шалтырь, принадлежащей промышленному предприятию, около 180 километров до физического крайнего пункта.
На линии есть следующие раздельные и остановочные пункты: разъезд 19 км, о.п. 28 км, о.п. Белозерка, станция Шушь, начальный пункт линии на Базыр (по состоянию на 2020 год, кончается на станции Шарыпово), о.п. Родники, станция Дубинино — главная промежуточная станция на линии, о.п. Ивановка, о.п. 86 км, станция Инголь, о.п. Солдаткино, о.п. Садат , станция Полуторник, о.п. 144 км, станция Саланга, станция Кия-Шалтырь, ведомственная станция Рудная.
По состоянию на 2020 год, на линии есть регулярное грузовое движение. Пассажирского движения нет.
Железнодорожная линия в «Атласе железных дорог», изданном
в 1993 году Омской картографической фабрикой.
Линия вначале была построена на участке Красная Сопка — Шушь, затем к станциям Шарыпово и Базыр. В Шарыпово находится крупное месторождение угля, в Базыре (посёлок Горячегорск) — месторождение нефелиновых руд, которое оказалось малопродуктивным.
Участок Шушь — Кия-Шалтырь был построен в связи с разработкой месторождения нефелиновых руд. На первый взгляд, логичнее было бы продлить линию дальше станции Базыр. Но в этом случае был бы более сложный рельеф местности.
Почти всюду на горном участке линия пролегает вдоль реки Урюп. Есть тоннели.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году, дата ввода в постоянную эксплуатацию станций Дубинино, Саланга и Кия-Шалтырь — 1968 год. Станции Шарыпово и Базыр на нынешнем «малом» ответвлении были открыты раньше: Шарыпово — 1961 год, Базыр — 1963 год. Датой открытия станции Шушь значится 1969 год, что входит в противоречие с предыдущими фактами.
Название станции Кия-Шалтырь происходит от небольшой реки Шалтырь, рядом с которой была построена станция. В нескольких десятках километрах западнее она впадает в более крупную реку Кия. Пристанционный посёлок, в отличие от станции, был назван стандартно и банально — Белогорск.
Дальний участок линии на Кия-Шалтырь был непростым для строительства, а места тут — непростые для жизни. По меркам Сибири, это далеко не самая отдалённая местность, равно как и не самая высокогорная. Станция Кия-Шалтырь находится на высоте 1200 метров над уровнем моря, жилая часть посёлка Белогорск — на высоте 700 метров. Тем не менее, здесь очень долгая зима.
Ближняя часть линии пролегает по равнинной местности, являющейся сельскохозяйственным районом. Рядом с этим участком находится сравнительно крупный город Шарыпово, непродолжительное время называвшийся Черненко в честь предпоследнего лидера СССР Константина Устиновича Черненко (1911-1985).
В 1990-е годы массовая добыча нефелиновой руды на месторождении у станции Базыр была остановлена. После этого участок Шарыпово — Базыр был разобран. Однако месторождение у станции Кия-Шалтырь является значительно более крупным и более перспективным. В обозримом будущем оно будет действовать.
Пассажирское движение изначально было в виде поезда Красноярск — Кия-Шалтырь с прицепными вагонами до станции Базыр. В 1990-е годы было остановлено пассажирское движение на участке Шарыпово — Базыр, после чего и линия на этом участке была разобрана. Приблизительно в 2009 году было отменено пассажирское движение на участке Шушь — Шарыпово. После этого жителям города Шарыпово приходилось садиться в поезд на соседней станции Дубинино.
С 23 мая 2013 года пассажирское движение на линии прекратилось полностью. В этот день утром последний поезд Красноярск — Кия-Шалтырь прибыл на конечную станцию, и вечером отправился с неё. Я успел в этот последний вагон. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013kch.html.
Билет Ачинск — Кия-Шалтырь. Куплен на интернет-сайте ОАО «РЖД», распечатан в Москве
на Курском вокзале, оцифрован до поездки.
Жизнь в этих местах непростая. Посёлок Белогорск отличается жёстким климатом и является оторванным от внешнего мира тупиком. Единственная альтернатива железной дороге — разбитая грунтовая автомобильная дорога.
Отмена пассажирского поезда показывает антинародный характер российской власти и крайнюю степень её неуважения к людям.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
CХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ШУШЬ, ДУБИНИНО, ИВАНОВКА, ИНГОЛЬ, СОЛДАТКИНО, САДАТ, ПОЛУТОРНИК)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (САЛАНГА, КИЯ-ШАЛТЫРЬ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ КИЯ-ШАЛТЫРЬ, СТАНЦИЯ РУДНАЯ)
03.05.2020 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу