Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 7024

ПОЕЗДКА НОВОСИБИРСК — КИЯ-ШАЛТЫРЬ — ЛЕСОСИБИРСК — ПРИТАЁЖНАЯ  — УСТЬ-КАТАВ, 2013 ГОД

582
Рабочая экспедиция произведена в мае 2013 года.

Основная цель — проездить и детально изучить железнодорожную линию Красная Сопка — Кия-Шалтырь в последний день существования на ней пассажирского движения. Другие цели: изучение железнодорожных линий Ачинск — Лесосибирск, Заринская — Притаёжная, Златоустовского трамвая, Усть-Катавского трамвая и других железнодорожных объектов.
За месяц вперёд приобретаю электронный билет Москва — Новосибирск. Долгое время было потрачено на поиск самого дешёвого варианта. На сайте агентства «Авиакасса.ру» билет стоил дешевле, чем на сайте авиакомпании, выполнявшей полёт.


Электронный авиабилет Москва — Новосибирск.

Выезжаю 19 мая электропоездом Москва-Павелецкая — Аэропорт Домодедово.


Электропоезд Москва-Павелецкая — Аэропорт Домодедово.



Тупиковая пассажирская станция Аэропорт Домодедово. Последние мгновения среди московского лета.
Предстоит жёсткая экспедиция по суровым местам.




Домодедово (DME). Выход на посадку.

Расстояние Москва-Домодедово (DME) — Новосибирск-Толмачёво (OVB) по кратчайшему направлению составляет 2811 километров. Перелёт ночной.
Трасса выполненного воздушного маршрута не отличалась от наземного маршрута поезда через Казань. Были хорошо видны, насколько это возможно ночью, города Казань и Екатеринбург.


Прибывший из Москвы самолёт в аэропорту Новосибирск-Толмачёво (OVB).

Продолжительность полёта — 4 часа, плюс три часа разницы во времени. В Толмачёво — 5 утра по местному времени. Впечатлило обилие машин с кемеровскими и алтайскими номерами, обилие таксистов, призывавших ехать в Новокузнецк и Барнаул. В Новокузнецке, Кемерово, Томске и Барнауле есть действующие аэропорты, но цены на перелёты туда являются менее доступными для народа, чем цены на перелёты в Новосибирск.


Аэропорт Новосибирск-Толмачёво (OVB).

Рассветная мгла, мерзкая холодная сырая погода, сплошная влага сверху и снизу. Двигаюсь пешком три километра до платформы Аэрофлот на магистральной железной дороге.


Автомобиль с московскими номерами у платформы Аэрофлот. На нём приехали местные монтёры пути.
Автомобили железнодорожников с московскими номерами можно увидеть в глухих местах
за тысячи километров от Москвы, причём те, кто на них ездит,
в Москве обычно никогда не были.



Платформа Аэрофлот. Вид на восток.

Меня удивил факт наличия действующей билетной кассы на платформе Аэрофлот. Хотя пассажиропоток здесь в десятки раз меньше, чем в пригородной зоне Москвы.


Станция Новосибирск-Главный, пешеходный переход от пригородного вокзала к поездам.
Поезда на Омск и Новокузнецк пригородными не являются.

Оператор пригородных перевозок в Новосибирской области — ОАО «Экспресс-Пригород». Первая из подобных компаний, существует с 1998 года. Считается успешным примером, послужившим «двигателем» идеи создания сходных пригородных компаний на всей сети Российских железных дорог.
Территория работы «Экспресс-Пригорода» совпадает с границами Новосибирской области. Свыше 95 процентов перевозок — это пригородная зона Новосибирска. За её пределами находятся только участки Барабинск — Татарская и Барабинск — Чулымская.
Пригородная зона Новосибирска оставляет хорошее впечатление. Объём движения сохранён на высоком уровне. Даже удивительно высоком для столь малонаселённой местности! Для сравнения: в Челябинске, где численность населения вдоль железных дорог намного выше, беспредельные власти почти полностью уничтожили пригородное движение. То же самое — в Кемеровской области.
Штраф (официально сбор) за посадку в поезд без билета составляет 100 рублей. На моих глазах его платили. Неподчинение контролёрам, «перебежки» — такого здесь не бывает. Стыдно за Москву, с её жуткими «собаками» (пригородными поездами), не совместимыми с цивилизованной жизнью!
Электропоезд Новосибирск — Болотная. В Болотном приходится покупать дополнительную одежду. Несмотря на это, воздействие холода было ощутимым.


Станция Болотная. Электропоезд Болотная — Тайга, ЭД4М-0324 приписки депо Тайга.
Указатель маршрута неправильный.

Электропоезд Мариинск — Боготол. Поход на восточную окраину города Боготола, осмотр платформы Заводская. Выезд из Боготола в обратную сторону, до станции Тисуль.


Станция Предметкино.


Станция Боготол.


Мост через реку Косуль. Вид на восток. Конец мая, в Москве давно лето —
здесь нет листвы и мокрый снег.


Станция Тисуль. Вид на восток.


Станция Тисуль. Переезд. Вид на запад.

У переезда в Тисуле я наслаждался красивыми автоматическими звуковыми сообщениями, распространяемыми из репродукторов: «Внимание! Чётный поезд на первом участке приближения!», «Внимание! Чётный поезд проследовал входной сигнал!». Хотя и понимаю, что жителей близлежащих домов это оповещение, мягко говоря, достало.
Электропоездом от Тисуля до Боготола. Электропоездом Ачинск — Чернореченская до платформы Покровка, расположенной на перегоне Ачинск — Тарутино.


Покровка. Вид на запад.



Покровка.


Покровка. Вид на восток. Электровоз ВЛ80-1598 ведёт грузовой поезд в сторону Ачинска.

Про красноярскую пригородную компанию «Краспригород», в отличие от новосибирского «Экспресс-Пригорода», ничего хорошего я сказать не могу. В Новосибирске об удобстве пассажиров заботятся. Здесь — похоже, делается по принципу «чем хуже, тем лучше».
Невероятный и необъяснимый маразм — маршруты Красноярск — Чернореченская и Боготол — Чернореченская. Со стороны Красноярска электропоезда должны следовать до Ачинска (расстояние — 184 км). Ещё лучше — до Назарово. Пять пар электропоездов в день Красноярск — Ачинск — Назарово, соединяющие крупные города, уверен, были бы востребованы.
Вместо этого электропоезда следуют до Чернореченской. Согласованных пересадок нет. Чернореченская — маленькая станция в деревне, с почти нулевым пассажиротоком, никому не нужная. С обеих сторон электропоезда подходят к ней пустыми. Пассажиры, желающие добраться из Ачинска в Красноярск, вынуждены пользоваться автобусами (вдвое дороже) или плацкартными вагонами поездов дальнего следования (втрое дороже).
На юг от Ачинска пригородного движения официально не существует. Не исключено, что его и фактически нет — сведений о рабочих поездах найти не удалось.
Ачинск. У первой платформы, ближайшей к вокзалу, стоял последний в истории поезд сообщением Красноярск — Ачинск — Абакан. От него уже отцепили вагон на Лесосибирск. В основной части состава последний вагон — мой, следует на Кия-Шалтырь. Проводник «нерусской» внешности. Вагон «забит» не полностью, но и далеко не пустой.
Отправляемся, едем несколько минут до соседней станции Ачинск II. В расписании здесь указана стоянка 25 минут. Реально — манёвры и стоянка здесь длятся около трёх часов. Основная часть поезда уходит в Абакан. В Кия-Шалтырь пойдёт единственный плацкартный вагон.
Просыпаюсь перед станцией Шушь. Осматриваю из окна вагона знаменитый угольный конвейер от Берёзовского разреза к Берёзовской ГРЭС в Шарыпово, самый длинный в мире — 15 километров. Фотографирую станцию Дубинино и все последующие станции и остановочные пункты.


Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Станция Дубинино. Вид в сторону Красной Сопки.


Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Станция Инголь. Вид в сторону Красной Сопки.


Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Тоннель №1. Вид в сторону Красной Сопки.


Линия Красная Сопка — Кия-Шалтырь. Виадук на перегоне Саланга — Кия-Шалтырь. Вид в сторону Красной Сопки.


Последний пассажирский поезд прибыл на станцию Кия-Шалтырь. Тяжёлое для жизни, труднодоступное место
отныне будет почти полностью оторвано от большого мира.


Маршрутная доска, ставшая с этого дня историей. Впрочем, и маршрутные доски как таковые
скоро уйдут в историю — очень жаль.


Объявление на станции Кия-Шалтырь.

Спрашиваю дежурную по станции Кия-Шалтырь: будет ли что-то взамен отменённого поезда. Нет, ничего не предполагается.
Кия-Шалтырь (посёлок Белогорск) — отдалённое, суровое и трудное для жизни место даже по меркам Красноярского края. Официально посёлок в Кемеровской области, хотя все транспортные связи — с Красноярским краем.
Зима здесь — длительная, почти как в Норильске, хотя Норильск находится на 1700 километров севернее. Хотя высота вроде бы небольшая — 700 метров в жилой части посёлка. Местами наблюдается метровая толща снега.
От станции Кия-Шалтырь ведомственная железнодорожная линия продолжается ещё на 9 километров. Вслед за пассажирским поездом резервом прибыл «ведомственный» тепловоз.
Внешний облик тепловоза меня поразил. Вроде бы обычный ТЭМ14-002 производства Людиновского тепловозостроительного завода, но такой расцветки я ни разу не видел. Где я?! В Америке? В Канаде?


«Американский» тепловоз ТЭМ14-002 на станции Кия-Шалтырь.

Тепловоз показался невероятно похожим на американские и канадские локомотивы. Незадолго до этой поездки я много дней подряд провёл за изучением сетевых ресурсов, посвящённых железных дорогам США и Канады, на основе чего была создана крупная публикация: http://infojd.ru/dop/jdr.html. Обстановка вокруг казалась похожей на суровую Канаду.
Я подумал в тот момент, что такая расцветка нанесена здесь, в Белогорске. Возможно, начальник местного предприятия промышленного железнодорожного транспорта тоже рассматривал фотографии канадских тепловозов, и решил создать здесь их подобие. Позднее выяснилось, что расцветка изначальная, заводская.
Спрашиваю одного из вагонников, когда отправится поезд на рудник. Отправление примерно через час. Осматриваю мост к югу от станции, треугольник. Ближе к обещанному времени отправления поднимаюсь на «американский» тепловоз.


Треугольник на станции Кия-Шалтырь.




У станции Рудная.




Посёлок Белогорск. Оторванное от мира место с долгой зимой.
С этого дня оно лишилось связующей нити с цивилизацией.

На выезде из Белогорска несколько часов пытаюсь уехать автостопом. Движение слабое, по-прежнему холодный дождь. Около десяти машин прошло, не остановившись.
Наконец, пара пенсионеров на старых «Жигулях» согласились подвезти. Живут в Белогорске, направляются в Красноярск. Дорога плохая, машина на ней нещадно разбивается. Считать это альтернативой железной дороге невозможно. Ещё раз убеждаюсь: отмена поезда — преступление!
Выхожу в Ачинске. Утром — выезд на поезде Ачинск — Лесосибирск.
К счастью для меня, поезд Ачинск — Лесосибирск является пригородным. Расстояние — 273 километра. Альтернативы поезду для многих населённых пунктов нет. Только поэтому поезд не отменён.
Поезд состоял из одной секции тепловоза и одного плацкартного вагона. Фотодокументирую все станции и остановочные пункты на линии.


Линия Ачинск — Лесосибирск. Станция Чайда.




Линия Ачинск — Лесосибирск. Станция Пировская. Вид в сторону Ачинска.




Берег реки Енисей в Лесосибирске.




Ачинский трамвай (http://infojd.ru/14/atchtm.html — детальное описание). Вагон у депо.

Автостопом требуется добраться из Ачинска в Кемерово. На этот раз редкий случай: попутный транспорт остановился почти сразу. «КамАЗ» с кемеровскими номерами, водитель — житель города Ленинск-Кузнецкий по имени Николай. Едет из Хакасии. Удивительное дело: ранее совершал на этом же «КамАЗе» поездки во Владивосток, хотя «КамАЗ» — машина крайне некомфортабельная, трудная для дальних поездок.
Николай немало рассказал о страшных бандитских порядках и произволе властей в его родном городе. Сильно ругал власть и губернатора Амана Тулеева.
Отмечу, что Тулеев для Кемеровской области — фигура почти такая же, как Лукашенко для Беларуси. Его неофициально называют «батькой», как и Лукашенко. В обоих случаях, и в Беларуси, и в Кузбассе, отношение жителей к своим лидерам не является однородным. Однако большинство жителей Кемеровской области Тулеева хвалят или, по крайней мере, не высказывают негатива.
Водитель поведал, что служил в армии под Державинском (центральный Казахстан). Затем несколько лет жил в Джалтыре (Целиноградская, ныне Акмолинская область). Решил вернуться в родной Ленинск — не считает возможным покидать родные места, при всей их суровости. Приобрёл дом в окрестностях города, неоднократно отбивался от «наездов» бандитов и властей. Считает, что первые и вторые по сути одно и то же.


Автодорога на участке Мариинск — Кемерово.

Я рассказал о дикой ситуации со строительством Красноярского метрополитена. Красноярск  — миллионный город, сильно загрязнённый выбросами заводов и автомобилей. Движение повсеместно затруднено из-за «пробок». В городе  — весьма трудный и неблагоприятный для жизни климат.
Строительство метрополитена началось в тяжёлом для страны 1995 году. Красноярцы шли на него с энтузиазмом, для многих это был смысл жизни! Появление метро  — это радикально иной статус города: из глухой и забытой провинции город переходит на почти столичный уровень.
Недавно губернатор Красноярского края Лев Кузнецов издал распоряжение о полной консервации (фактически  — уничтожении) строительства метрополитена. Под предлогом того, что в нищем крае денег на это нет. Не важно, что Красноярский край имеет множество горнодобывающих и металлургических предприятий, приносящих кому-то колоссальный доход. Он перечеркнул надежды жителей города выбраться в «цивилизованный мир», убив дело всей жизни многотысячного коллектива метростроителей!
Кузнецов  — московский назначенец. Ранее никакого отношения к Красноярску не имел. Для него губернаторство  — временная ссылка или длительная «командировка на полярную станцию».
При этом в Москве сейчас открывается большое количество станций метро. Фактически, в Москве строится три Красноярских метрополитена в год! Стоит ли удивляться зашкаливающей ненависти к Москве жителей регионов к востоку от Урала? Я всерьёз опасаюсь, как бы не произошло в будущем провозглашения независимости восточных регионов...
Выхожу в Кемерово, хотя можно было бы проехать ещё 100 километров. Цель — проездить последний ещё непроезженный участок трамвайной сети Кемерово, короткую линию на КХЗ. Это было сделано.
Иду на автовокзал. Автобусом до Белово. Ещё раз убеждаюсь, насколько дурным видом транспорта является автобус. Дешёвых автобусных тарифов, как в 2010 году, здесь уже нет.


Автобусный билет Кемерово — Белово.
Расстояние — около 120 км.

Выезд электропоездом Белово — Прокопьевск. Несколько часов в Прокопьевске. Выезд от платформы 343 км в Прокопьевске электропоездом Новокузнецк — Артышта. Электропоездом Артышта — Барнаул до станции Заринская.


Тоннель на линии Артышта — Алтайская. Вид на запад.

В Алтайском крае существует удивительная для нашего времени линия Заринская — Притаёжная, на которой сохраняется движение электропоездов, предназначенных для рабочих завода.
Станция Притаёжная обслуживает огромный коксохимический завод «Алтай-кокс». Электропоезда курсируют на эту станцию по заказу администрации завода. Их движение оплачивается заводом. Территория завода закрытая. Единственный аналог — электропоезда, следующие из города Славутич на станцию Семиходы вблизи Чернобыльской АЭС.
Известный факт: Чернобыльская АЭС — строго закрытый объект, но на электропоезде можно съездить до неё свободно и вернуться без каких-либо проблем. При одном условии: нельзя покидать платформу станции Семиходы, на которую прибыл электропоезд. По известным мне отрывочным сведениям, на Притаёжной ситуация такая же.
В расписании движения поездов по станции Заринская о движении на Притаёжную ничего не сказано. Но электропоезда курсируют. Прошу платный билет до Притаёжной и обратно. Кассир очень удивилась, но билет был продан.
Видимо, никогда раньше никто билет до станции Притаёжная не брал. У пассажиров электропоездов есть долгосрочные проездные. Как мне сказали, никто разовые билеты на эту электричку не покупал, и контроля билетов в ней нет.
Электропоезд, следующий на Притаёжную — это «демиховский» состав ЭД9М-0232. Строгой и обязательной привязки электропоезда именно к этому маршруту нет. Тот же самый состав в другой день может пойти на Барнаул. Но в 2010 году я застал курсирующим на Притаёжную тоже ЭД9М-0232. Поезд необычно длинный  — восемь вагонов.
На станции Заринская и соседней платформе 3-й микрорайон садятся пассажиры. На меня смотрят с удивлением — вагонный контингент здесь не меняется годами. Автоинформатор объявляет: станция Камышенка, следующая остановка — конечная, станция Притаёжная. Никаких предупреждений о закрытости станции Притаёжная не делается. Письменная информация об этом в вагоне отсутствует.
Электропоезд вступил на территорию гигантской промзоны и огромной электрифицированной станции. Никакой тайги нет — местность вблизи завода скорее является степью. Колючая проволока, памятный знак 35-летию железнодорожного цеха. Похоже, станция является ведомственной, не входит в состав сети общего пользования.
Электропоезд прибыл к островной платформе. Выхожу вместе с другими пассажирами, успеваю сделать фотографии. С платформы я сходить не собирался, и готовился зайти в электропоезд, чтобы ехать обратно. И тут окликают охранники в пятнистой форме, в изобилии расставленные у торцов платформы.


Станция Притаёжная, электропоезд ЭД9М-0232. Въезд сюда приводит к длительному общению с охраной
и «депортации» в город на служебном автотранспорте.

Охранники потребовали пропуск и паспорт. Объясняю, что я не собираюсь сходить с платформы. Но как оказалось, это не освобождает от необходимости иметь пропуск.
Вокруг меня собралась большая группа «пятнистых» людей, совещавшихся, что со мной делать. Другие охранники в это время методично досматривали вагоны пустой электрички. Потом я спросил, что было бы, если бы я не вышел из вагона на платформу. Охранники ответили, что вагоны тщательно проверяют, и я точно так же был бы задержан.
Вскоре меня повели по длинному пешеходному тоннелю под путями в караульное помещение, находящееся южнее станции. Затем повезли в главное караульное помещение — двухэтажное кирпичное здание. Там происходила беседа со старшими чинами охраны, заполнение различных бумаг.
Я объяснил, что являюсь известным деятелем железнодорожно-исследовательского дела, порекомендовал посмотреть в Сети публикации. Кто-то из охранников действительно это сделал. Отношение было нормальным, без хамства. Но и отпускать меня не хотели.
Спрашиваю: почему станция Притаёжная является настолько запретным или секретным местом?
 — Станция находится внутри завода! Завод принадлежит Лисину [один из известных олигархов]. Может, ты его взорвать собирался?
Старший охранник вызвал водителя служебного автобуса-«ПАЗика». В сопровождении двоих охранников меня повезли в город, в отдел полиции по Заринскому району.
В отделе полиции я пробыл пять минут. Выслушав краткую речь и записав адрес сайта, дежурный полицейский сказал:
 — Путешествовать не запрещено, изучать железные дороги не запрещено! Стыдно за этих охранников, но они — другая структура, и у них тоже своя работа, пойми! Не обижайся из-за них на весь Заринск! Я бы извинился за них. Если надо, мы можем подвезти до вокзала.


Следующим снимком после станции Притаёжная стало УВД по Заринскому району.

Вежливо отказываюсь: дорогу на вокзал найду сам. До вокзала было не особенно далеко.
Позже я узнал, что на Притаёжной когда-то задерживали даже машинистов электровозов!
http://www.dvaslova.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1583&Itemid=42
Предприятие-террорист
16 ноября 1995 года машинисты двух локомотивных бригад оказались заложниками на станции Притаежной под Заринском. Люди, задержавшие их, ссылались на то, что такое распоряжение отдал им генеральный директор АО «Алтай-кокс» Виктор Митяев.
Как заявлял председатель профсоюза локомотивщиков края Андрей Маевич, такие меры руководство «Алтай-кокса» предприняло в ответ на требования железнодорожников погасить долг перед ними в размере более 13 миллиардов рублей. По словам Андрея Маевича, на Западно-Сибирской железной дороге объявлено чрезвычайное положение, изменен график работы оставшихся локомотивных бригад. Однако, несмотря на принимаемые меры, график движения поездов на Кузбасском направлении был сорван. На станции скопилось более 60 поездов. Железнодорожники обращались в администрацию края, МПС, УФСБ и УВД с требованием принять меры, прекратить произвол руководства «Алтай-кокса».

Ночёвка. Утренним электропоездом выезжаю в Барнаул. Электропоезд Барнаул — Черепаново. Электропоезд Черепаново — Новосибирск до платформы Речной Вокзал. Новосибирский метрополитен — от станции Речной Вокзал до станции Площадь Маркса. Проезд части Левобережной сети Новосибирского трамвая.


Левобережный Новосибирск. Линия у остановки «Оборонная». На несколько километров —
пыль и полное отсутствие асфальта.

Электропоезд от станции Новосибирск-Западный до станции Чулымская. Сидячий вагон поезда Новосибирск — Кулунда от Чулымской до Барабинска (170 километров, 324 рубля).


Вокзал на станции Чулымская.

Электропоезд Барабинск — Татарская. Электропоезд Татарская — Омск. Электропоезд Омск — Исилькуль. Ночёвка в Исилькуле.


Караульное помещение ВОХР на станции Исилькуль. В июле 1997 года я проехал в грузовом
поезде от Кургана до Исилькуля, был пойман ВОХРовцами и отведён в это помещение.
Здесь меня оштрафовали, выдав квитанцию.


Там же. Скульптура ВОХРовца со служебной собакой.

Электропоезд Исилькуль — Петропавловск до Булаево. Осмотр уничтоженной железной дороги в Булаево. Электропоезд Исилькуль — Петропавловск от Булаево до Петропавловска. Электропоезд Петропавловск — Макушино.
Небольшой участок исторической Транссибирской железнодорожной магистрали ныне находится в Казахстане. Он до сих пор принадлежит российской Южно-Уральской железной дороге.
В 2011 году Российская Федерация передала Казахстану участки железных дорог Карталы — Тобол и Орск — Никельтау. В принципе, логично, что железная дорога должна принадлежать тому государству, на территории которого она находится, иначе возникают проблемы. Но главный ход Транссиба с Петропавловском — особый случай: это внутренняя транзитная магистраль. Передача этого участка Казахстану была бы крайне нежелательна. К счастью, этого удалось избежать.
Раньше электропоезда Петропавловск — Макушино и Петропавловск — Исилькуль курсировали трижды в день, имели минимум шесть вагонов, хорошо стыковались с электропоездами Исилькуль — Омск и Макушино — Курган. В каждом поезде было много пассажиров, на пересадку ходили толпами.
Ныне согласования нет. Осталось по две пары поездов, которые являются полупустыми. В составах 4 вагона. Редкий случай: в задней кабине здесь (и только здесь!) присутствует женщина-проводник.
Льготы по оплате проезда на электропоездах в пределах Казахстана отсутствуют в принципе, вне зависимости от гражданства пассажира.
На станции Исилькуль билетный кассир отказалась продать билет до Булаево: «мало времени». Я возмутился: штраф за безбилетную посадку у Свердловской ППК составляет 100 рублей!
Но оказалось, что на петропавловские электропоезда жёсткие нормы не распространяются. За проезд от Исилькуля до Булаево разъездные кассиры взяли с меня 208 тенге (44 рубля). Казахстанские тенге я вёз из Москвы, они остались с прошлой поездки.
По загадочной для меня причине, билеты, купленные затем в кассах, оказались значительно дороже билета, купленного внутри поезда у разъездного кассира. В Петропавловске беру билет до платформы Орлёнок — последней в Казахстане. Реально остановки там нет. Сразу после платформы Орлёнок — российская станция Горбуново.
Пограничный контроль осуществляется: россиянами в Исилькуле — перед входом в поезд, где открыта одна дверь, затем казахами на ходу перед станцией Булаево (в Булаево пограничники выходят), казахами на ходу между Петропавловском и Мамлюткой. Тех, кто едет до Мамлютки, «отсекают» и выпускают в отдельную дверь. Наконец, россиянами на ходу между границей и станцией Петухово.
Всюду, кроме Исилькуля, досмотр проходит на ходу поезда. Несмотря на это, есть длительные стоянки — 20 минут в Мамлютке, 45 минут в Петухово.
Звуковое оповещение только на русском языке. При этом в электропоездах Астаны и Караганды, которые Российским железным дорогам не принадлежат, звуковое оповещение делается на русском и казахском.


Электропоезд ЭР2К-628 сообщением Исилькуль — Петропавловск на станции Булаево.
В хвостовой кабине электропоездов «петропавловского графика» всегда находится
женщина-проводник, которая следит за посадкой. В других местах такого нет.


Станция Булаево.


Казахстанская миграционная карта. Россияне с 2012 года могут свободно находиться в Казахстане
до 30 суток, но на обороте миграционной карты по-прежнему сообщается о 5 сутках.
Наличие устаревшего текста позволяет вымогать взятки при выезде через
Южный Казахстан, где распространён азиатский менталитет.


Станция Кондратовка-Сибирская. До недавнего времени значилась на табличке как «просто»
Кондратовка. Казахстану не нравится упоминание Сибири. Неизвестно, сколько провисит
ныне существующая табличка.

Выезд электропоездом Макушино — Курган. Электропоезд Курган — Шумиха. Выход на автодорогу, расположенную в 5 километрах севернее станции Шумиха. Быстро остановилась попутная легковая машина с двумя жителями Шумихи. Выхожу в северной части Челябинска, у остановки Челябинского трамвая «Авторынок».
Трамваем маршрута №3 до вокзала. Электропоезд Челябинск — Златоуст. Осмотр Златоустовского трамвая. Тотальный проезд всех линий с пассажирским движением. Не проезжено небольшое ответвление к депо.
Предстоит добраться до Усть-Катава, это 120 километров от Златоуста. Ещё недавно электропоезда Златоуст — Кропачёво (через Усть-Катав) курсировали 4 раза в день. Теперь — два раза. Я бы воспользовался даже недешёвым автобусом — но и автобусов на Усть-Катав в приемлемое время нет!
Увы, приходится ещё раз приступать к ненавистному автостопу. На этот раз — всё проходило так, как описано на http://infojd.ru/dop/ex.html#avtostop. Большое количество машин, водители которых могут и должны подвезти — пустые, с башкирскими номерами, то есть заведомо следующие как минимум до Уфы. Но люди в них сидят дикие и злобные!
В крайне идиотском положении, периодически «поливаемый» насмешливыми гудками из проезжающих машин, я провёл на развилке у Златоуста около четырёх часов. И ведь нужно-то проехать злосчастные 120 километров! Проклинаешь всё на свете, хочется бросать камни в удаляющиеся пустые машины наглецов! Я готов бы был дать любые деньги, в конце концов. Ведь жалкие 120 километров! Необходимость второго посещения Усть-Катава из-за опоздания сегодня обойдётся во многие лишние дни и тысячи рублей!


Развилка у Златоуста.



Автодорога Челябинск — Самара.



Автодорога Челябинск — Самара. Впереди — граница Катав-Ивановского района.

Ночью — выезд в сидячем вагоне поезда Челябинск — Москва от станции Усть-Катав до станции Сасово. Билет был куплен в Барабинске. Цена билета 1046 рублей, расстояние 1314 километров, в пути 29 часов.
По станции Ульяновск-Центральный стоянка поезда 50 минут. За это время успеваю сбегать через переходной мост к водоёму (разлив реки Свияги), искупаться, проплыв около 500 метров, и сделать фотографии Ульяновского трамвая.


Разлив реки Свияги. Место купания во время стоянки поезда Челябинск — Москва
по станции Киндяковка (Ульяновск-Центральный).



Трамвайная линия у остановки «46-я школа». Фотография сделана во время стоянки
поезда Челябинск — Москва по станции Киндяковка (Ульяновск-Центральный).

Выхожу на станции Сасово.

Рязань. Борковский карьер — крупный водоём, замечательный тем, что находится в почти безлюдном месте.



Станция Рязань I. Электропоезд ЭД4МК-0026, следующий в Москву.

Электропоезд ЭД4МК-0026 Рязань — Москва. Билеты на бланках «Экспресс-3». Вагон первого класса полупустой, довольно комфортабельный. Но скорость поезда низкая: даже по расписанию — на уровне «укаждостолбной» электрички.
04.06.2013 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу