Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 2997

АЧИНСКИЙ ТРАМВАЙ

134
Ачинский трамвай — сравнительно небольшая трамвайная система, расположенная в городе Ачинск Красноярского края. Одна из двух трамвайных систем Красноярского края (вторая — Красноярский трамвай).
Ачинск — крупный промышленный центр, далеко не последний в масштабах России. Здесь есть два предприятия-гиганта: глинозёмный комбинат и нефтеперерабатывающий завод. Но численность населения невелика — 105 тысяч жителей.
Основное назначение Ачинского трамвая — связь жилой части города с промышленной зоной к юго-западу от жилой части, где главным предприятием является глинозёмный комбинат. Тем не менее, в отличие от Усть-Илимского трамвая или Рязанского трамвая, Ачинский трамвай не является «промышленной» системой. Значительная часть пассажирских перевозок выполняется внутри жилой части города.
Ачинск — старинный город, основан в 1683 году. В 1890-х годах в Ачинске появилась станция на Транссибирской железнодорожной магистрали. Позднее она стала крупным узлом. В 1970 году был открыт Ачинский глинозёмный комбинат.
В 1982 году был открыт Ачинский нефтеперерабатывающий завод. Это огромное предприятие, но трамвай его никак не касается. Завод расположен к северу от жилой части города, на значительном удалении.
Трамвайная система была построена для обеспечения транспортного сообщения между городом и Ачинским глинозёмным комбинатом. Она строилась вместе с комбинатом. Трамвайное движение началось на три года раньше выпуска комбинатом первой продукции — глинозёма (промежуточное сырьё для производства алюминия).
Открытие трамвайного движения состоялось 15 апреля 1967 года. По воспоминаниям очевидцев, пуск трамвая воспринимался как важнейшее событие. Без всякого приказа сверху жители Ачинска вышли на улицы. Первые трамваи встречали с огромной радостью. Появление трамвая — принципиально иной статус города.
Конфигурация трамвайной линии: от северной окраины «нового» Ачинска (района многоэтажной застройки) по городской улице Кравченко в промышленную зону Ачинского глинозёмного комбината. На остановке «Стрелка» — разветвление линий.
«Дальняя» линия обходила промышленную зону с западной стороны и заканчивалась в посёлке Мазульский Рудник, формально являясь междугородной. От промежуточного кольца «Завод фтористого алюминия» («ЗФА») до Мазульского Рудника линия была однопутной.
«Ближняя» линия обходит промышленную зону с восточной стороны, заканчивается вблизи проходной Ачинского глинозёмного комбината (кольцо «АГК»).
Линия на Мазульский рудник является сравнительно новой. Ориентировочные даты открытия: до «ЗФА» — 1987 год, до Мазульского рудника — 1991 год.
По состоянию на 1990 год, велось строительство линии от остановки «Политехникум» по улице Гагарина в южном направлении. С достоверностью известно, что на улице Гагарина начиналась укладка рельсового пути. Линия не была введена в эксплуатацию, и через какое-то время была разобрана.
В тот же период едва не началось радикальное продление трамвайной сети. Должна была быть построена линия через весь город, от «Кинотеатра «Сибирь» до железнодорожного вокзала. Линия должна была пролегать по улицам Красного Пожарника, Красного Октября, Дзержинского, Горной и Фрунзе.
Начать строительсво не успели. А вскоре пришли другие времена — уже не созидание, а разрушение...
В 2001 году движение от «ЗФА» до Мазульского рудника было прекращено. Вскоре линия от «ЗФА» до Мазульского рудника была разобрана.
На протяжении первых тридцати лет трамвай являлся одним из цехов Ачинского глинозёмного комбината. В 1997 году он был передан в собственность города. Было создано МУП «Ачинский городской электрический транспорт».
Я проездил все без исключения действующие участки сети Ачинского трамвая 21 августа 2009 года. По состоянию на тот момент, от северной конечной станции «Кинотеатр «Сибирь» до южной конечной станции «АГК» (маршрут №1) вагоны курсировали часто и были востребованы.
На маршруте №1 частично использовались двухвагонные поезда. Подвижной состав Ачинского трамвая — исключительно вагоны производства Усть-Катавского завода.
По линии на «ЗФА» (маршрут №2) проходило 20 пар поездов в рабочие дни и 15 пар в выходные дни. Линия выглядела запущенной и невостребованной.

Очерёдность исследования трамвая была такой: от остановки «Стрелка» в вагоне до «АГК», затем пешком до остановки «ГПП» (первая остановка к северу от «АГК»), в вагоне до остановки «Сады», пешком до следующей остановки «посёлок Мазуль», в вагоне маршрута №2 до «ЗФА», пешком до «Стрелки», в вагоне до северной конечной станции «Кинотеатр «Сибирь».
Поездки в мае 2013 года. На трамвайной линии я был 23, 24 и 25 мая. На третий день был небольшой снегопад посреди лета. Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2013kch.html.
Состояние трамвайной сети почти не изменилось с 2009 года. Положение не лучшее, финансирования не хватает. Но трамвайщики работают достойно. Трамвай воспринимается жителями как главный транспорт и гордость города.
http://transphoto.ru/photo/131345/ — схема трамвайной сети

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (ЛИНИЯ ВБЛИЗИ ОСТАНОВКИ «СТРЕЛКА», КОЛЬЦО «АГК», ЛИНИЯ К СЕВЕРУ ОТ НЕГО)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ЛИНИЯ У ОСТАНОВКИ «ГПП», ЛИНИЯ У ОСТАНОВКИ «САДЫ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (ЛИНИЯ МЕЖДУ ОСТАНОВКАМИ «САДЫ» И «ПОСЁЛОК МАЗУЛЬ», ЛИНИЯ У КОЛЬЦА «ЗФА»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (КОЛЬЦО «ЗФА», ЛИНИЯ МЕЖДУ «ЗФА» и «СТРЕЛКОЙ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2009 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ЛИНИЯ МЕЖДУ «ЗФА» И «СТРЕЛКОЙ», ОСТАНОВКА «СТРЕЛКА», КОЛЬЦО «КИНОТЕАТР «СИБИРЬ»)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2013 ГОДУ (ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОКРЕСТНОСТИ ДЕПО, ЛИНИЯ МЕЖДУ ДЕПО И ОСТАНОВКОЙ «САДЫ»)

21.03.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу