ID: 3178

СИМКИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

141
Симкинская узкоколейная железная дорога являлась относительно небольшой лесовозной узкоколейной железной дорогой. Узкоколейная железная дорога была расположена в Нуримановском районе республики Башкортостан, южнее Яман-Елгинской узкоколейной железной дороги.
Начальный пункт Симкинской узкоколейной железной дороги — посёлок Чандар, расположенный на реке Уфа (Уфимка), в 15 километрах от районного центра — села Красная Горка. В разговорной речи районный центр всегда именуется Нуриманово, а не Красная Горка.
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1951 году. В 1960-1970-х годах она составляла единую сеть с Яман-Елгинской узкоколейной железной дорогой. Примыкание к ней было в районе станции Просвет.
По состоянию на 1999 год, Симкинская узкоколейная железная дорога была редким примером узкоколейной железной дороги, которая не разбирается, несмотря на то, что вывоз леса по ней прекращён много лет назад (без всяких шансов на его восстановление).
Со слов местных жителей, вывозка леса прекратилась ещё в 1980-х годах. После этого по узкоколейной железной дороге курсировали только сенокосные поезда. Они предназначены для доставки людей к местам сенокоса и для вывоза сена.

Узкоколейная железная дорога. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы.

Узкоколейная железная дорога. Чандар. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы.

Узкоколейная железная дорога. Поезд. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы. Фотография из коллекции Азата Ялилова.

Узкоколейная железная дорога. Ориентировочно 1960-е либо 1970-е годы.
Фотография из коллекции Азата Ялилова.

Поездка на сенокосном поезде. 1995 год. Кадр видеофильма из коллекции Азата Ялилова.

Поездка на сенокосном поезде. 1995 год. Кадр видеофильма из коллекции Азата Ялилова. Главная станция, по состоянию на лето 1999 года, представляла собой три заросших пути, на которых стоял десяток проржавевших сцепов, несколько платформ и один тепловоз (скорее всего, ТУ6А).
Отсюда узкая колея уходит в долину реки Симка. Когда-то на линии существовали лесные посёлки: Акманайка (на 10 километре), Симка (16-й километр), Берёзовка (18-й километр), и некоторые другие. В 1999 году на месте этих посёлков сохранялись пасеки и по одному—двум летним домам. Общая протяжённость узкоколейной железной дороги, включая все «боковые» ветки, в лучшие времена достигала 50 километров.



Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000,
изданной в 1981 году (западная часть), 1984 (?) году (восточная часть).


Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000,
изданной в 1984 году.

По состоянию на лето 1999 года, Симкинская узкоколейная железная дорога использовалась как средство сообщения с местами покоса и пасеками. Оставалось 18 километров пути — от Чандара до Берёзовки. Легковесные рельсы почти затерялись в траве, но это не мешает жителям Чандара каждый летний день ездить по узкоколейной железной дороге на мотодрезинах.
Мне удалось проехать по узкоколейной железной дороге. Детальное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html.
Сцепы здесь стоят без движения уже много лет — не дождутся отправки в металлолом. Тепловоз «в теории» может быть приведён в исправное состояние. Со слов жителей Чандара, в ноябре—декабре прошлого, 1998 года он работал. На платформах вывозили стога сена. Узкоколейная железная дорога была пригодна для движения тяжёлого подвижного состава почти на всём своём протяжении.
Оценка состояния железнодорожного пути и самого тепловоза не внушала больших надежд на то, что это повторится ближайшей зимой. В то же время, для «дрезинного» движения Симкинская узкоколейная железная дорога необходима — можно надеяться, что в ближайшие год-два окончательно разбирать её не будут.
В период от 2000 года до 2006 года Симкинская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана «охотниками за металлоломом».
12 мая 2010 года я прибыл в Чандар для фотографирования разрушенной узкоколейной железной дороги и розыска исторических фотографий. Несколькими часами раньше была Москва, а сейчас я на Южном Урале. Где ещё только весна и лишь на днях появилась листва, хотя май — это летний месяц.
Как и следовало ожидать, уцелело мало что. Из подвижного состава была найдена только кабина тепловоза ТУ4. Предположительно это ТУ4-420.
Теперь следующая задача — розыск исторических материалов. Вначале обращаюсь в библиотеку. Материалов именно по Симкинской узкоколейной железной дороге нет, есть немногое по Яман-Елгинской узкоколейной железной дороге.
Традиционное дальнейшее действие — обход местных жителей. Меня гостеприимно принял Азат Ялилов. Он предоставил несколько исторических фотографий — большая редкость для этой узкоколейной железной дороги. Показал самодельный видеофильм — поездка на сенокосном поезде в 1995 году. Спасибо ему!
Из Чандара перебираюсь в Красный Ключ, на Яман-Елгинскую узкоколейную железную дорогу.

06.07.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Башкортостана»
на главную страницу