ID: 3298
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА АЯТСКОГО ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ
389
Аятское торфопредприятие находилось в посёлке Аять Невьянского района Свердловской области. Не следует путать его с Исето-Аятским торфопредприятием, находившимся в посёлке Кедровое.
Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, протяжённость которой на пике развития составляла приблизительно 14 километров.
По информации от исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А. Колесова и исследователя железных дорог из Москвы П. Кашина (http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=54), Аятское торфопредприятие было создано в 1933 году. Первоначально торф добывался кусковым способом на Черновском торфомассиве (к северу от посёлка Аять).
Узкоколейная железная дорога, по одной из версий, появилась значительно позднее торфопредприятия — в 1950-х годах, по другой версии — была построена одновременно с торфопредприятием, но первоначально не учитывалась в статистических данных.
Не позднее чем в середине 1950-х годов был освоен второй торфомассив — Замараевский, расположенный вблизи деревни Сагра. Замараевский торфомассив находится южнее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил, тогда как Черновский торфомассив находится севернее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил.
Ради сокращения расходов новый путепровод в месте пересечения узкоколейной железной дороги с железной дорогой широкой колеи не строился. Узкоколейная железная дорога на Замараевский торфомассив была пропущена под линией широкой колеи с использованием существовавшего моста через небольшой водный объект.
Габариты «тоннеля» на пересечении с железной дорогой широкой колеи были ограничены и позволяли пропустить не всякий подвижной состав. У тепловозов пришлось срезать верх кабины. Возникла необходимость построить по обе стороны от железной дороги широкой колеи узкоколейные станции. С обеих сторон на узкоколейной железной дороге имелись путеукладочные поезда, которые не могли пройти по «тоннелю».
Среди известного тягового подвижного состава — паровозы ВП1 и ВП4, мотовозы МД54-4, СЭП2, ЭСУ1, ЭСУ2А, тепловозы ТУ2М, ТУ4, ТУ7, ТУ6А, ТУ6Д (под вопросом), дрезины ПД1, ПМД, СМД.
По неподтверждённым данным, в первые годы работы линии на Замараевский торфомассив (до появления тепловозов) эта линия была изолирована от линии на Черновский торфомассив. Соединительный участок, проложенный под широкой колеёй, был открыт позднее.
В 1990 году перегрузка торфа на широкую колею была прекращена. Объём работы узкоколейной железной дороги снизился до минимума.
В 1991 году в Аяти побывал исследователь железных дорог из г. Свердловска (Екатеринбурга) Александр Колесов. Им были сделаны фотографии, которые в настоящее время представляются исключительно ценными. Фотографии были скопированы цифровым фотоаппаратом в ходе личной встречи с А. Колесовым в октябре 2007 года.
Неработающий тепловоз ТУ4-2990 на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А. Здание локомотивного депо. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Вагон ТСВ и платформы на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Пассажирский вагон на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Пассажирский вагон и вагон ТСВ на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
С 1992 года добыча торфа велась только на Черновском торфомассиве, причём торф стали вывозить автотранспортом. Приблизительно в 1993 или 1994 году узкоколейная железная дорога была разобрана.
В августе 1999 года автор кратковременно побывал в посёлке Аять. Описание поездки в Свердловскую область (включавшей посещение Аяти) находится по адресу: http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html
По состоянию на 2005 год (информация от С. Костыгова), в посёлке Аять сохранялись две кабины СЭП2 и две кабины ЭСУ2А.
19.12.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»
на главную страницу
Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, протяжённость которой на пике развития составляла приблизительно 14 километров.
По информации от исследователя железных дорог из г. Екатеринбурга А. Колесова и исследователя железных дорог из Москвы П. Кашина (http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=54), Аятское торфопредприятие было создано в 1933 году. Первоначально торф добывался кусковым способом на Черновском торфомассиве (к северу от посёлка Аять).
Узкоколейная железная дорога, по одной из версий, появилась значительно позднее торфопредприятия — в 1950-х годах, по другой версии — была построена одновременно с торфопредприятием, но первоначально не учитывалась в статистических данных.
Не позднее чем в середине 1950-х годов был освоен второй торфомассив — Замараевский, расположенный вблизи деревни Сагра. Замараевский торфомассив находится южнее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил, тогда как Черновский торфомассив находится севернее магистральной железной дороги Екатеринбург — Нижний Тагил.
Ради сокращения расходов новый путепровод в месте пересечения узкоколейной железной дороги с железной дорогой широкой колеи не строился. Узкоколейная железная дорога на Замараевский торфомассив была пропущена под линией широкой колеи с использованием существовавшего моста через небольшой водный объект.
Габариты «тоннеля» на пересечении с железной дорогой широкой колеи были ограничены и позволяли пропустить не всякий подвижной состав. У тепловозов пришлось срезать верх кабины. Возникла необходимость построить по обе стороны от железной дороги широкой колеи узкоколейные станции. С обеих сторон на узкоколейной железной дороге имелись путеукладочные поезда, которые не могли пройти по «тоннелю».
Среди известного тягового подвижного состава — паровозы ВП1 и ВП4, мотовозы МД54-4, СЭП2, ЭСУ1, ЭСУ2А, тепловозы ТУ2М, ТУ4, ТУ7, ТУ6А, ТУ6Д (под вопросом), дрезины ПД1, ПМД, СМД.
По неподтверждённым данным, в первые годы работы линии на Замараевский торфомассив (до появления тепловозов) эта линия была изолирована от линии на Черновский торфомассив. Соединительный участок, проложенный под широкой колеёй, был открыт позднее.
В 1990 году перегрузка торфа на широкую колею была прекращена. Объём работы узкоколейной железной дороги снизился до минимума.
В 1991 году в Аяти побывал исследователь железных дорог из г. Свердловска (Екатеринбурга) Александр Колесов. Им были сделаны фотографии, которые в настоящее время представляются исключительно ценными. Фотографии были скопированы цифровым фотоаппаратом в ходе личной встречи с А. Колесовым в октябре 2007 года.
Неработающий тепловоз ТУ4-2990 на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А. Здание локомотивного депо. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Плужный снегоочиститель и ЭСУ2А на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Вагон ТСВ и платформы на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Пассажирский вагон на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
Пассажирский вагон и вагон ТСВ на узкоколейной железной дороге в Аяти. 1991 год.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора.
С 1992 года добыча торфа велась только на Черновском торфомассиве, причём торф стали вывозить автотранспортом. Приблизительно в 1993 или 1994 году узкоколейная железная дорога была разобрана.
В августе 1999 года автор кратковременно побывал в посёлке Аять. Описание поездки в Свердловскую область (включавшей посещение Аяти) находится по адресу: http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html
По состоянию на 2005 год (информация от С. Костыгова), в посёлке Аять сохранялись две кабины СЭП2 и две кабины ЭСУ2А.
19.12.2011 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Свердловской области»
на главную страницу