ID: 3561
КОБРСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
455
Начальным пунктом Кобрской узкоколейной железной дороги являлся посёлок Кобра, расположенный в Нагорском районе Кировской области,
вблизи правого берега реки Кобра.
Узкоколейная железная дорога являлась лесовозной, «сплавной».
Не следует путать посёлок Кобра в Нагорском районе с селом Кобра в Даровском районе Кировской области. Село Кобра Даровского района расположено на другой реке Кобре — притоке Моломы. Село Кобра существовало также в Койгородском районе республики Коми. Оно было выселено в 1970-х годах.
Посёлок Кобра возник в 1948 году. Первоначально он был центром Сибирского лесопункта Синегорского леспромхоза. На лесозаготовках стали работать жители ближайших деревень Щучкино, Родинцы, Сибирь, Ивановцы, Ильинцы. Все эти деревни позднее исчезли.
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Кобрской узкоколейной железной дороги был введён в эксплуатацию в 1953 году. Изначально узкоколейная железная дорога носила название «Сибирская узкоколейная железная дорога».
В 1963 году на базе Сибирского лесопункта Синегорского леспромхоза был создан Кобринский леспромхоз. В его составе остался Сибирский лесопункт (основной). Центром Сибирского лесопункта оставалась Кобра. Имелись также Краснореченский и Орлецовский лесопункты, работавшие без узкоколейной железной дороги.
Название Кобрская (не Кобринская) узкоколейная железная дорога было введено для того, чтобы отличать эту узкоколейную железную дорогу от Кобринской узкоколейной железной дороги, расположенной в Мурашинском районе Кировской области. Иногда в некоторых источниках Кобрскую узкоколейную железную дорогу именовали Кобринской — но это являлось ошибкой. Чаще всего её называли старым названием — Сибирская узкоколейная железная дорога.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. С 1965 года работали в основном мотовозы и тепловозы.
Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 60 километров. Узкоколейная железная дорога частично пролегала по территории соседнего региона — Коми АССР (ныне республика Коми).
На строительстве узкоколейной железной дороги в летнее время работали бойцы студенческих стройотрядов, в основном из Кировского педагогического института. В 1984 году на строительстве был задействовал стройотряд из Баку.
Паровоз.
Шабалин Валентин Игнатьевич. Кобра, 1960-е годы.
Олина Нина Степановна — диспетчер узкоколейной железной дороги.
На узкоколейной железной дороге.
Студенческий стройотряд на узкоколейной железной дороге.
Пассажирский вагон.
Тепловоз ТУ6А в лесу.
Узкоколейная железная дорога.
Осенью 1994 года узкоколейная железная дорога прекратила работу. Были уволены диспетчеры, машинисты и другой железнодорожный персонал. Позднее движение удалось восстановить — но в небольшом объёме, относительно прежнего.
В 2005 году в Кобре побывал исследователь железных дорог С. Костыгов. Узкоколейную железную дорогу он исследовал слабо. По информации от него, на тот момент узкоколейная железная дорога действовала, однако приблизительно через 2 года прогнозировалась её ликвидация в связи с выработкой сырьевой базы.
http://www.vk-smi.ru/2009/2009_07/vk_09_07_22_03.htm — материал в газете «Вятский край» о посёлке Кобра
http://www.vk-smi.ru/2009/2009_01/vk_09_01_22_02.htm — упоминание «краж рельсов с узкоколейной железной дороги» в Кобре, 2009 год
В сентябре 2009 года последний участок Кобрской узкоколейной железной дороги был разобран.
В 2011 году, в ходе поездки в «Вятлаг» (http://infojd.ru/dop/poezdka2011viatlag.html) я добрался до посёлка Кобра и исследовал начальный участок разобранной узкоколейной железной дороги (бывшую главную станцию). В посёлке Кобра я разыскал и скопировал исторические материалы в библиотеке и клубе.
Кобра — отдалённый населённый пункт с трудными условиями для жизни. Но по сравнению с Орлецами и Красной Речкой, Кобра — центр цивилизации. В Орлецах и Красной Речке, где когда-то были лесопункты Кобринского леспромхоза, остались люди, живущие оторванно от внешнего мира.
В 2012 году посёлок Кобра получил известность в связи с тем, что здесь поселился и был пойман находившийся в розыске мошенник из Уфы, присвоивший свыше 8 миллионов рублей. Этих денег хватило бы на восстановление нескольких километров узкоколейной железной дороги...
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ КОБРА)
06.01.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу
Не следует путать посёлок Кобра в Нагорском районе с селом Кобра в Даровском районе Кировской области. Село Кобра Даровского района расположено на другой реке Кобре — притоке Моломы. Село Кобра существовало также в Койгородском районе республики Коми. Оно было выселено в 1970-х годах.
Посёлок Кобра возник в 1948 году. Первоначально он был центром Сибирского лесопункта Синегорского леспромхоза. На лесозаготовках стали работать жители ближайших деревень Щучкино, Родинцы, Сибирь, Ивановцы, Ильинцы. Все эти деревни позднее исчезли.
Согласно отчётам бывшего Министерства лесной промышленности, первый участок Кобрской узкоколейной железной дороги был введён в эксплуатацию в 1953 году. Изначально узкоколейная железная дорога носила название «Сибирская узкоколейная железная дорога».
В 1963 году на базе Сибирского лесопункта Синегорского леспромхоза был создан Кобринский леспромхоз. В его составе остался Сибирский лесопункт (основной). Центром Сибирского лесопункта оставалась Кобра. Имелись также Краснореченский и Орлецовский лесопункты, работавшие без узкоколейной железной дороги.
Название Кобрская (не Кобринская) узкоколейная железная дорога было введено для того, чтобы отличать эту узкоколейную железную дорогу от Кобринской узкоколейной железной дороги, расположенной в Мурашинском районе Кировской области. Иногда в некоторых источниках Кобрскую узкоколейную железную дорогу именовали Кобринской — но это являлось ошибкой. Чаще всего её называли старым названием — Сибирская узкоколейная железная дорога.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. С 1965 года работали в основном мотовозы и тепловозы.
Протяжённость узкоколейной железной дороги на пике её развития составляла не менее 60 километров. Узкоколейная железная дорога частично пролегала по территории соседнего региона — Коми АССР (ныне республика Коми).
На строительстве узкоколейной железной дороги в летнее время работали бойцы студенческих стройотрядов, в основном из Кировского педагогического института. В 1984 году на строительстве был задействовал стройотряд из Баку.
Паровоз.
Шабалин Валентин Игнатьевич. Кобра, 1960-е годы.
Олина Нина Степановна — диспетчер узкоколейной железной дороги.
На узкоколейной железной дороге.
Студенческий стройотряд на узкоколейной железной дороге.
Пассажирский вагон.
Тепловоз ТУ6А в лесу.
Узкоколейная железная дорога.
Осенью 1994 года узкоколейная железная дорога прекратила работу. Были уволены диспетчеры, машинисты и другой железнодорожный персонал. Позднее движение удалось восстановить — но в небольшом объёме, относительно прежнего.
В 2005 году в Кобре побывал исследователь железных дорог С. Костыгов. Узкоколейную железную дорогу он исследовал слабо. По информации от него, на тот момент узкоколейная железная дорога действовала, однако приблизительно через 2 года прогнозировалась её ликвидация в связи с выработкой сырьевой базы.
http://www.vk-smi.ru/2009/2009_07/vk_09_07_22_03.htm — материал в газете «Вятский край» о посёлке Кобра
http://www.vk-smi.ru/2009/2009_01/vk_09_01_22_02.htm — упоминание «краж рельсов с узкоколейной железной дороги» в Кобре, 2009 год
В сентябре 2009 года последний участок Кобрской узкоколейной железной дороги был разобран.
В 2011 году, в ходе поездки в «Вятлаг» (http://infojd.ru/dop/poezdka2011viatlag.html) я добрался до посёлка Кобра и исследовал начальный участок разобранной узкоколейной железной дороги (бывшую главную станцию). В посёлке Кобра я разыскал и скопировал исторические материалы в библиотеке и клубе.
Кобра — отдалённый населённый пункт с трудными условиями для жизни. Но по сравнению с Орлецами и Красной Речкой, Кобра — центр цивилизации. В Орлецах и Красной Речке, где когда-то были лесопункты Кобринского леспромхоза, остались люди, живущие оторванно от внешнего мира.
В 2012 году посёлок Кобра получил известность в связи с тем, что здесь поселился и был пойман находившийся в розыске мошенник из Уфы, присвоивший свыше 8 миллионов рублей. Этих денег хватило бы на восстановление нескольких километров узкоколейной железной дороги...
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ В ПОСЁЛКЕ КОБРА)
06.01.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Кировской области»
на главную страницу