ID: 3597

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

216
Узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Красная Звезда» находится в Несвижском районе Минской области. Начальный пункт узкоколейной железной дороги — торфобрикетный завод, расположенный в стороне от населённых пунктов, в 4 километрах к востоку от города Несвижа по автодороге (по прямой — в 3 километрах).
Датой основания торфопредприятия считается 1940 год. До сентября 1939 года Несвиж и Несвижский район находились под оккупацией Польши.
Узкоколейной железной дороги первоначально не было. В 1973 году был открыт торфобрикетный завод. С этого времени вывозка торфа ведётся по узкоколейной железной дороге. Первые локомотивы — мотовозы МД54-4.
По состоянию на 2011 год, торфопредприятие «Красная Звезда» организационно ликвидировано. Официальное название торфодобывающей организации с 2009 года — «Филиал «Несвижский» ОАО «Старобинский торфобрикетный завод».
Торфопредприятие вблизи Несвижа — малоизвестное. На большинстве топографических карт узкоколейная железная дорога здесь не показана. Широкую известность узкоколейная железная дорога получила благодаря любителю железных дорог из Минска Г. Капустникову. Позднее здесь побывал любитель железных дорог из Санкт-Петербурга В. Турченко.
По состоянию на 2011 год, эта узкоколейная железная дорога держит «антирекорд» по количеству тягового подвижного состава: он представлен одним тепловозом, ТУ6МБ-1209! Возможно, это единственная торфовозная узкоколейная железная дорога с одним локомотивом.
Поездка автора в ноябре 2011 года (основное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2011by.html)
Прибыв автобусом из Городеи в Несвиж, иду пешком по тёмному городу, затем — по грунтовой дороге среди пригородных полей. Общественного транспорта до торфобрикетного завода нет, есть лишь служебный автобус для работников торфопредприятия.
Прихожу на торфобрикетный завод в утренних сумерках. Успел вовремя: вскоре отправляется поезд на торфомассив.
Поражаюсь тому, что здесь есть только один тепловоз, ТУ6МБ-1209. До модернизации в Борисове это был тепловоз ТУ6А. Как выяснилось, в то время, когда тепловоз находился на реконструкции, вагоны перемещали с помощью трактора и троса. Единственное, что осталось от старых локомотивов — кабина мотовоза МД54-4 (номер установить не удалось).
Несмотря на наличие одного локомотива, протяжённость узкоколейной железной дороги не самая маленькая — как минимум 7 километров. Ни одной полевой базы на торфомассиве нет. Когда-то полевая база была, но давно ликвидирована.
Пути пролегают от торфобрикетного завода на север и на юг. На данный момент вывозка ведётся из самой дальней точки узкоколейной железной дороги — тупика, расположенного между деревнями Качановичи и Солтановщина. Строится новая магистральная линия, ведущая на торфомассив к северу от деревни Каролина.
Предположительно, в будущем новая линия дойдёт до торфомассива между деревнями Фольварковцы и Микуличи, расстояние от торфобрикетного завода — 6-7 километров. Значительная часть строительных работ на новой линии уже выполнена. Возможно, после открытия этой линии старая линия будет разобрана.
Проезжаю по узкоколейной железной дороги до места погрузки. Расстояние — 5 километров. Сильнейший ветер выдувает торф при погрузке, раскачивает вагоны — начинаешь опасаться их опрокидывания. Иду назад, фотодокументируя линию.
За торфобрикетным заводом двигаюсь в южном направлении, по линии, которая на данный момент не используется. В точке поворота линии на восток сворачиваю в поле, иду к Михальской горе и далее в город Несвиж.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (НАЧАЛО ПОГРУЗКИ В КРАЙНЕМ ПУНКТЕ ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПОХОД ПО ЛИНИИ ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА ДО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)(ПОХОД ПО ЛИНИИ ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА ДО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (ПОХОД ПО ЛИНИИ ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА ДО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПОХОД ПО ЛИНИИ ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА ДО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) (ЗАВЕРШЕНИЕ ПОХОДА ПО ЛИНИИ ОТ КРАЙНЕГО ПУНКТА
ДО ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА, НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА СТРОЯЩЕЙСЯ ЛИНИИ НА СЕВЕР)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) (ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ, УЧАСТОК ПУТИ К ЮГУ ОТ ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (УЧАСТОК ПУТИ К ЮГУ ОТ ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА,
ТЕРРИТОРИЯ ЗАВОДА, КАБИНА МОТОВОЗА МД54-4)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 09) (ЛИНИЯ К ЮГУ ОТ ТОРФОБРИКЕТНОГО ЗАВОДА)

07.03.2012 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Минской области»
на главную страницу