ID: 3608

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НОВОМОСКОВСКОГО ШПАЛОПРОПИТОЧНОГО ЗАВОДА

170
Новомосковский шпалопропиточный завод находится в городе Новомосковске Днепропетровской области (не следует путать его с городом Новомосковск, расположенным в Тульской области Российской Федерации). По состоянию на 2005 год, завод относится в Приднепровской железной дороге (часть сети «Укрзализныци»).
В ведении завода находится узкоколейная железная дорога, развёрнутая длина которой составляет не менее трёх километров. Подвижной состав представлен тремя тепловозами (ТУ6А-2340, ТУ6А-2395, ТУ8-0388), и значительным числом вагонеток. Обычно используется только один тепловоз (по состоянию на ноябрь 2005 года — ТУ6А-2395), остальные два стоят «в резерве».
Все вагонетки оборудованы автоматической сцепкой. Но автоматическая сцепка не используется — способ сцепки вагонеток здесь аналогичен способу сцепки вагонеток на большинстве узкоколейных железных дорог шпалопропиточных заводов.
История (мо материалам музея боевой и трудовой славы Новомосковского шпалопропиточного завода)
15 (27) ноября 1873 года был открыт для грузового и пассажирского движения первый участок железной дороги Лозовая — Александровск (ныне Запорожье) с ветвью на Екатеринослав, общей протяжённостью 208 вёрст. Так было положено начало Екатерининской железной дороге (ныне ордена Ленина Приднепровская железная дорога). Вскоре возникла необходимость появления на дороге собственного шпалозавода.
Первоначально шпалопропиточный завод был построен в селе Каменском Екатеринославской губернии (ныне станция Тритузная в городе Днепродзержинск). Он был открыт 18 мая 1884 года, и просуществовал там до 1892 года.
В 1892 году принадлежащая Екатерининской железной дороге земля на Каменской пристани была отдана в аренду на 30 лет Южно-Русскому Днепровскому обществу, а шпалопропиточный завод был перенесён за счёт Южно-Русского Днепровского общества на Кайдакскую пристань, в город Екатеринослав (ныне Днепропетровск).
На заводе были построены рельсовые пути узкой колеи.
В связи с расширением днепропетровских заводов имени Петровского и имени Ленина, в 1930 году шпалопропиточный завод был переведён на станцию Новомосковск.
1 мая 1935 года строительство Новомосковского шпалопропиточного завода было закончено. Проектная мощность завода тогда составляла 200 тысяч кубометров пропитанной древесины в год.
Новомосковский шпалопропиточный завод успешно работал вплоть до 1941 года, выполняя план пропитки древесины. Пропитывались не только шпалы, но и мачты.
Во время Великой Отечественной войны оборудование завода было эвакуировано в город Чкалов (Оренбург), на Оренбургский шпалопропиточный завод.
После Победы завод был восстановлен на прежнем месте.



Топографическая карта (указано только расположение шпалопропиточного завода).


Топографическая карта масштаба 1:100 000 (указано только
расположение шпалопропиточного завода).

28.11.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Днепропетровской области»
на главную страницу