ID: 7365

УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

114

Днепропетровская область — регион Украины. Центр — г. Днепропетровск. Площадь — 31 914 км², численность населения 3 476 тыс. чел. (2005).

ГОРОД ДНЕПРОПЕТРОВСК

Малая Приднепровская детская железная дорога. Местонахождение — город Днепропетровск.
По состоянию на 2014 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога на территории проведения Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки. Местонахождение — город Екатеринослав (ныне Днепропетровск).
Южно-Русская областная сельскохозяйственная, промышленная и кустарная выставка проходила с 1 июля по 1 октября 1910 года в городском саду Екатеринослава (ныне парк имени Лазаря Глобы).
В городском саду появилась «развлекательная» узкоколейная железная дорога. Она была построена на средства частных предпринимателей инженера Вышмака и братьев Левиных.
Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 1500 метров (замкнутое кольцо). Ширина колеи не выяснена. Возможно, узкоколейная железная дорога представляла собой линию электрического трамвая.
По некоторым данным, узкоколейная железная дорога действовала только в 1910 году, во время проведения выставки.
__________________________________________________________________________________________________
Городская узкоколейная железная дорога (трамвай) в городе Екатеринославе. Местонахождение — город Екатеринослав (ныне Днепропетровск).
Линия электрического трамвая в Екатеринославе была открыта в июне 1897 года (третья в России, после Киева и Нижнего Новгорода). Она принадлежала бельгийской акционерной компании. Ширина колеи составляла 1000 мм.
Действовали три маршрута: Вокзал — Соборная площадь, Пристань — Базарная, Вокзал — Иорданская. За первые полгода было перевезено около двух миллионов пассажиров.
В мае 1906 года была открыта трамвайная линия, построенная за счёт средств городской казны. Ширина колеи была аналогичной (?), но единую сеть с трамвайной линией бельгийского общества она не составляла.
В 1931 году в Днепропетровске была открыта первая трамвайная линия колеи 1524 мм (от железнодорожного вокзала до посёлка имени Фрунзе). В 1948 году была ликвидирована последняя трамвайная линия колеи 1000 мм.

ГОРОД МАРГАНЕЦ

Узкоколейная железная дорога Марганецкого горно-обогатительного комбината. Местонахождение — город Марганец.

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000. Скорее всего, узкоколейная железная дорога использовалась для перевозок марганцевой руды, добытой в шахтах. Позднее она была перестроена на широкую колею.
Не исключено, что на месте обозначенных на карте масштаба 1:100 000 участков узкоколейной железной дороги в действительности всегда находились железнодорожные линии широкой колеи.
По состоянию на 2005 год, железнодорожные линии широкой колеи, существовавшие на месте узкоколейной железной дороги (?), частично разобраны.

ГОРОД КРИВОЙ РОГ

Узкоколейная железная дорога Гданцевского чугунолитейного завода. Начальный пункт — город Кривой Рог.
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1901 год. По состоянию на 1903 год, Гданцевский чугунолитейный завод имел 9 вёрст железнодорожных путей широкой колеи, 5 вёрст железнодорожных путей узкой колеи.
Позднее узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи.
__________________________________________________________________________________________________
Криворожская детская железная дорога. Местонахождение — город Кривой Рог.
По неподтверждённым данным, в конце 1980-х годов в городе Кривой Рог (микрорайон Солнечный) было начато строительство детской железной дороги. Был проделан значительный объём работ, в том числе построен тоннель длиной более 100 метров (возможно, над ним должна была проходить новая городская улица).
После 1991 года реализация этого проекта была прекращена.

ГОРОД НОВОМОСКОВСК

Узкоколейная железная дорога Новомосковского шпалопропиточного завода. Местонахождение — город Новомосковск.
По состоянию на 2006 год, узкоколейная железная дорога действует.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога (?) Новомосковского трубного завода. Возможное местонахождение — Новомосковский трубный завод, расположенный в городе Новомосковске.
По информации от С. Костыгова, в 1990 году Камбарский машиностроительный завод (в то время основной производитель локомотивов узкой колеи) отправил в адрес Новомосковского трубного завода один тепловоз ТУ8.
Информации об отправках других локомотивов узкой колеи на Новомосковский трубный завод нет. Факт существования узкоколейной железной дороги на Новомосковском трубном заводе — под вопросом.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога (?) Днепропетровского завода строительных материалов. Возможное местонахождение — город Новомосковск.
По информации от С. Костыгова, в 1987 году Камбарский машиностроительный завод отправил в адрес Днепропетровского завода строительных материалов один тепловоз ТУ8. Тепловоз перевозился по железной дороге до станции Новомосковск-Днепровский.
Информации об отправках других локомотивов узкой колеи на Днепропетровский завод строительных материалов нет. Факт существования узкоколейной железной дороги на Днепропетровском заводе строительных материалов — под вопросом.

СИНЕЛЬНИКОВСКИЙ РАЙОН

Узкоколейная железная дорога Синельниковского завода стеновых материалов. Местонахождение — город Синельниково.
По состоянию на август 2006 года, узкоколейная железная дорога не действует. Возможно, она будет разобрана до конца 2006 года.
__________________________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога промышленного предприятия в посёлке Фрунзе. Местонахождение — посёлок Фрунзе, расположенный у станции Вишневецкое на железнодорожной линии Синельниково — Чаплино.

Топографическая карта масштаба 1:100 000 (узкоколейная
железная дорога не обозначена).
Информацией, касающейся истории и назначения этой узкоколейной железной дороги, в настоящее время автор не располагает. Скорее всего, узкоколейная железная дорога соединяла завод с карьером, протяжённость составляла не более 1 километра.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана.

ГОРОД ТЕРНОВКА

«Развлекательная» узкоколейная железная дорога в городе Терновка. Местонахождение — город Терновка.

Топографическая карта масштаба 1:100 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена). Ориентировочная дата открытия «развлекательной» узкоколейной железной дороги — конец 1980-х годов. Первоначально узкоколейная железная дорога находилась на балансе угольной шахты «Терновская».
«Развлекательная» узкоколейная железная дорога находится в городе Терновка, на территории городского парка. Скорее всего, на узкоколейной железной дороге имеется один аккумуляторный шахтный электровоз.
По неподтверждённым данным, протяжённость составляет почти 2 километра. Возможная ширина колеи — 900 мм.
Узкоколейная железная дорога была упомянута средствами массовой информации в начале 2005 года в связи с попыткой владельцев шахты забрать электровоз.
«Кому понадобился детский электровоз?» (http://pavlonews.dp.ua/news/wmprint.php?ArtID=9360):
На заседании исполкома Терновки заместитель городского головы Николай Копанев сообщил о том, что 15 ноября в Терновском детском парке представители шахты «Терновская» пытались забрать электровоз с детской железной дороги.
По словам Гамлета Мамедова, директора коммунального предприятия «Терновское жилищно-коммунальное предприятие», лет 10-15 назад в Терновке шло строительство детского парка. Деньги на данный объект были выделены тремя шахтами, которые относятся к терновскому кусту.
«И вот в первой половине дня, 15 ноября, нам сообщили, что в парк приехали представители шахты «Терновская». Они намерены были забрать электровоз, который работает ещё со дня открытия детского парка» — добавил Г. Мамедов.
Также он сообщил, что электровоз на «Терновской» давным-давно уже списан, однако на баланс города не был принят. Днем позже корреспондент связалась с Василием Скляром, заместителем директора по экономической безопасности шахты «Терновская». На наш вопрос Василий Викторович ответил, что на самом деле никто не собирался забирать электровоз.
Сейчас на шахте «Терновская» ОАО «Павлоградуголь» проводится инвентаризация имущества предприятия, в том числе и гараж, в котором на сегодняшний день находится электровоз. Электровоз не нужен был. А о том, что будет проводиться инвентаризация, заранее сообщили заместителю городского головы Николаю Копаневу. В связи с чем возникла информация об изъятии электровоза, неизвестно.
Павлоградские новости — 1 января 2005.

По состоянию на 2005 год, узкоколейная железная дорога действует.

30.11.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу