Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 3791

УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «УСВИЖ-БУК»

268
Торфопредприятие находится «Усвиж-Бук» находится в посёлке Усвиж-Бук Толочинского района Витебской области Республики Беларусь. В ведении торфопредприятия находится узкоколейная железная дорога торфовозного назначения, а также торфобрикетный завод.
Ближайшим населённым пунктом к торфобрикетному заводу и главной станции узкоколейной железной дороги является не Усвиж-Бук, а деревня Старое Соколино.

Территория торфобрикетного завода и главной станции на спутниковых снимках. Источник — «Maps.Yandex.ru»,
ориентировочная дата съёмки — 2005 год.
Узкоколейная железная дорога была построена вместе с торфопредприятием в конце 1950-х годов.
По состоянию на 2008 год, узкоколейная железная дорога действует. Имеется один производственный участок. Движение ежедневное. Перевозки рабочих в пассажирском вагоне практикуются только в сезон добычи, то есть в летние месяцы. Протяжённость, без учёта временных путей — примерно 10 километров.

Полный список тягового подвижного состава:
Тепловоз ТУ6МБ-1001. Это тепловоз, прошедший капитальный ремонт в Борисове. Возможно, изначально ТУ6А-1001.
Неустановленный тепловоз ТУ8. Стеклянные таблички на нём были закрашены. На шкафе в кабине номер явно посторонний.
ЭСУ1А-527, переделана в щёточный снегоочиститель.
ЭСУ2А-579.
Ещё один тепловоз (предположительно ТУ6А) на момент моей поездки находился на реконструкции в Борисове.
Кабина мотовоза МД54-4. Заводской таблички на ней не оказалось.
Кабина неустановленного тепловоза ТУ6А или ТУ8.
По информации от С. Костыгова, основывающейся на архивных документах Камбарского машиностроительного завода, неустановленный тепловоз ТУ8 — скорее всего, ТУ8-0177, отправленный в 1987 году. Также в декабре 1984 года был отправлен ТУ6А-3251.
Я добрался до этой узкоколейной железной дороги утром 12 ноября 2008 года. Эта была первая из семи узкоколейных железных дорог Беларуси, обследованных в 2008 году.
На пригородных поездах я за один день добрался от Москвы до Орши. Короткая ночёвка в Орше — в замаскированном месте к северу от путей станции. Утренним электропоездом выезжаю на Толочин.
Пешком по тёмным улицам Толочина к северному выезду. В сумерках добираюсь до окраины города. Здесь остановилась попутная машина. Примерно в 7:40, уже в светлое время, добираюсь до торфобрикетного завода в окрестностях посёлка Усвиж-Бук.
Территория главной станции узкоколейной железной дороги не огорожена, проблем с посещением нет. Расспрашиваю работников узкоколейной железной дороги о текущей ситуации.
Вывозки торфа в этот день не было. Но тепловоз ТУ6МБ-1001, тем не менее, отправлялся почти до самого дальнего пункта дороги. Я проехал в нём. Поездка в одну сторону заняла 35 минут.
Вернувшись на торфобрикетный завод и осмотрев манёвры на станции, иду по пешеходной дорожке в Усвиж-Бук. Нахожу контору торфопредприятия, общаюсь с руководством.
Мне подарили старые фотографии с других узкоколейных железных дорог, представляющие значительную ценность. В их числе — фотографии из Вертелишек, из Тоотси. Фотографий узкоколейной железной дороги торфопредприятия «Усвиж-Бук» не было.
Пешком до автомагистрали Москва — Брест. Затем уезжаю автостопом в Борисов.

22.07.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Витебской области»
на главную страницу