ID: 4117

САХАЛИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, УЧАСТОК ПОБЕДИНО — ПЕРВОМАЙСКОЕ

219
Участок Победино — Первомайское Сахалинской узкоколейной железной дороги находится в Смирныховском районе Сахалинской области.
По состоянию на 2016 год, железная дорога не действует и разграбляется.

Сахалинская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») при ширине колеи 1067 мм почти никогда не называется узкоколейной железной дорогой.
Автор разделяет понятия «Сахалинская железная дорога» и «Сахалинская узкоколейная железная дорога».
«Сахалинская железная дорога» — официальное название структуры в составе ОАО «РЖД» (ранее — МПС России). Она существует и будет существовать вне зависимости от ширины колеи принадлежащих ей железнодорожных линий.
«Сахалинская узкоколейная железная дорога» — неофициальное название физически существующей единой сети железнодорожных линий колеи 1067 мм на территории острова Сахалин. Частью Сахалинской узкоколейной железной дороги являются как линии Сахалинской железной дороги, так и участки, имеющие другую принадлежность (находящиеся в ведении различных организаций).
Участок Победино — Первомайское, по состоянию на 2006 год, принадлежит ООО «Восточный путь». Он является частью Сахалинской узкоколейной железной дороги, но не является частью Сахалинской железной дороги.

История
История этой железной дороги началась в годы японской оккупации. Ориентировочная дата её открытия — 1943 год. По неподтверждённым данным, первоначальная ширина колеи составляла 600 мм.
Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлась станция Котон (ныне Победино) — крайний северный пункт железнодорожной линии колеи 1067 мм. Основным назначением узкоколейной железной дороги являлся вывоз известкового камня из карьеров, расположенных вблизи населённого пункта Гомон. Возможно, узкоколейная железная дорога в «японский» период своей истории не была введена в постоянную эксплуатацию.
В августе 1945 года территория Южного Сахалина вошла в состав СССР. Узкоколейная железная дорога была реконструирована, получила стандартную узкую колею (750 мм). Её основным назначением стал вывоз леса.
Протяжённость линий значительно увеличилась. В 1940-х годах были построены посёлки Муйка (ныне Первомайское), Рассвет, Светлое и другие. До 1953 года в этих посёлках проживали в основном граждане, подвергнутые репрессиям («спецпоселенцы»). При строительстве посёлков использовался подневольный труд заключённых.
Ориентировочная дата основания посёлка Муйка — 1947 год. Первоначально в посёлке находилась «зона». В 1950-х годах в посёлке было размещено управление Муйского леспромхоза.
По воспоминаниям бывшего машиниста Александра Петровича Мартюшева, в то время протяжённость линий узкоколейной железной дороги составляла не менее 100 километров. В посёлках Светлое и Рассвет проживали ссыльные «тунеядцы», алкоголики. Расстояние от Муйки до наиболее удалённого пункта узкоколейной железной дороги в северном направлении составляло 31 километр.
Посёлок Рассвет находился на реке Оленья, к югу от станции Лесная. Линия узкоколейной железной дороги в долине реки Оленья имела значительную протяжённость.
Основным тяговым подвижным составом были паровозы. В 1961 году имелся паровоз ВП1-543, он работал на жидком топливе. По меньшей мере один паровоз работал на твёрдом топливе.
Как вспоминают жители, посёлок Муйка был переименован в Первомайское (Первомайск) «с целью списания долгов», чтобы запутать документы о финансовой отчётности. Леспромхоз стал называться Первомайским.
Муйская узкоколейная железная дорога (МУЖД) после переименования посёлка и леспромхоза сохранила прежнее название. По другим данным, в 1970-х годах она называлась Первомайской узкоколейной железной дорогой.
В 1960-х годах началась замена паровозов тепловозами. Поступали тепловозы ТУ2М (со слов А. П. Мартюшева, имелись тепловозы ТУ2М-033 (дышловой — «чистый» ТУ2М), ТУ2М-041 (возможно, ТУ2МК-041)). Также имелись тепловозы ТУ4 (один из них — ТУ4-2600), мотовозы МД54-4, и другие локомотивы. Позднее появились самоходные электростанции (мотовозы) ЭСУ1А, тепловозы ТУ7 и ТУ6А, тепловозы-дрезины ТУ6Д. Основные локомотивные депо находились в Победино и в Первомайском.
В числе прочих локомотивов, имелись «экспортные» тепловозы ТУ7АЭ, строившиеся для железных дорог Вьетнама, имеющих колею 1000 мм. Эти тепловозы были переставлены на тележки колеи 750 мм, букву Э в обозначениях на стеклянных табличках стирали. Как вспоминают машинисты, в кабинах этих тепловозов не было привычных табличек с надписями на русском языке.
Наиболее грузонапряжённым на узкоколейной железной дороге был участок Победино — Лесная, где перевозился как лес, так и известковый камень (его основным потребителем был Поронайский щебзавод). Добыча велась в крупном карьере, расположенном у населённого пункта с официальным названием Известковый, который все местные жители называют «по-японски» — Гомoн. На участке Лесная — Известковый (возможно, и на участке Победино — Лесная) лежали рельсы Р50. На других линиях были рельсы Р18 и Р24.
В 1970-х годах посёлки Рассвет и Светлое были закрыты. Ведущие к ним линии узкоколейной железной дороги были разобраны. Лес стали доставлять в Первомайское автомобильным транспортом.
В 1980 году началось строительство железнодорожной линии «широкой» колеи (1067 мм), пролегающей параллельно Муйской узкоколейной железной дороге. Эта стройка оказалась очень долгой и трудной. Строительство вёл коллектив СМП (строительно-монтажного поезда), которому пришлось столкнуться с массой трудностей. Финансирование стройки было недостаточным.
Первый участки насыпи были отсыпаны в 1981 году, вскоре они значительно пострадали от наводнения. Одновременно со строительством железной дорогой велось строительство автодороги.
Почти везде новая железная дорога прокладывалась в непосредственной близости от Муйской узкоколейной железной дороги, удаляясь от неё не более, чем на 50 метров. Имелся один «трёхниточный» участок (колея 750 мм/1067 мм), он был расположен на мосту через реку Поронай и вблизи него. В годы совместного функционирования железных дорог разной колеи у моста находился стрелочный пост, работал дежурный, обеспечивавший безопасность движения.
Сквозное движение по колее 1067 мм от Победино до Первомайского было открыто в 1991 году. Движение по колее 1067 мм до Известкового, по неподтверждённым данным, было открыто позднее, чем до Первомайского. Приблизительно через два года Муйская узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
Некоторые тепловозы колеи 750 мм были переставлены на тележки колеи 1067 мм. Почти весь прицепной подвижной состав колеи 750 мм (платформы, думпкары для перевозки известкового камня) был порезан в металлолом. Однако на тележки колеи 1067 мм было переставлено некоторое количество цистерн, а также по меньшей мере один пассажирский вагон ПВ40.
В 1992 году (ориентировочно) в посёлке Первомайское был открыт нефтяной терминал (нефтехранилище, в котором предусмотрена возможность налива нефти и нефтепродуктов в цистерны). Это спасло новую железную дорогу: при отсутствии такого объекта она неизбежно была бы разобрана.
Почти одновременно с открытием нефтяного терминала была прекращена работа известкового карьера в связи с отсутствием спроса на известковый камень. Погрузка леса в Первомайском сократилась до минимума, затем прекратилась. Первомайский леспромхоз был ликвидирован. Основным грузом на железнодорожной линии стала нефть.
В феврале 1997 года был автором получен ответ начальника станции Победино на письмо-запрос, в котором содержалась просьба прояснить текущее состояние линии на Первомайское. Как выяснилось, в то время на участке Победино — Первомайское ещё существовало пассажирское движение. Пассажирский поезд отправлялся из Победино в 7:00 и 22:00. Фактически расписание не выполнялось — как правило, пассажирский вагон следовал вместе с грузовым составом, отправлялся по его готовности.

Письмо, полученное от начальника станции Победино. Февраль 1997 года.

Пассажирское движение было окончательно прекращено в 2000 (?) году. Автобусное сообщение с посёлком Первомайское открыто не было — пассажиры могут попасть в посёлок лишь с помощью частных «извозчиков».
В 1990-х годах представителями администрации Смирныховского района неоднократно инициировался вопрос о передаче железнодорожной линии в состав Сахалинской железной дороги. Однако Сахалинская железная дорога не желала принимать на свой баланс недостроенный малодеятельный участок. Позднее для обеспечения деятельности железнодорожной линии было создано ООО «Восточный Путь».
С конца 1990-х годов периодически (на период ремонта собственного локомотива) на участке Победино — Первомайское работал тепловоз ТГМ7, арендуемый у Сахалинской железной дороги. Со слов машинистов, последним периодом работы «МПСовского» локомотива (возможно, ТГ16, приписки депо Поронайск) было апрель 2006 года.
Собственного прицепного подвижного состава у ООО «Восточный Путь» почти нет. Все грузы перевозятся по железнодорожной линии в вагонах ОАО «РЖД».

Состояние участка железной дороги на июнь 2006 года
Участок железной дороги действует. Здесь есть регулярное грузовое движение. Как правило, состав отправляется из Победино на Первомайское утром, в 6:00 — 8:00, из Первомайского на Победино — в 14:00 — 16:00. Перевозятся почти исключительно наливные грузы (нефть, бензин). Изредка со станции Первомайское вывозится металлолом, который «добывается» на развалинах нижнего склада бывшего леспромхоза.
Доставка бензина и нефти на терминал в Первомайском производится автомобилями от месторождения Окружное, принадлежащего компании «Петросах». Месторождение расположено на побережье Охотского моря, приблизительно в 100 километрах от Первомайского. Вблизи месторождения действует небольшой нефтеперерабатывающий завод — единственный на Сахалине.
Участок железной дороги является недостроенным. Для обеспечения нормальной эксплуатации следует достроить локомотивное депо в Победино, здания ДС на станциях, и многие другие объекты.
Единственным исправным локомотивом является тепловоз ТУ7-2659. Помимо него, на территории старого депо в Победино имеется «почти исправный» тепловоз ТУ7А-3248, который уже давно не использовался для вождения поездов, тепловоз ТУ7-1549, превращённый в плужный снегоочиститель, два недействующих тепловоза — ТУ7А-3247, ТУ7-2112 (у обоих отсутствуют тележки), кабина неустановленного тепловоза ТУ4, кабина неустановленного тепловоза (ТУ7, ТУ6А либо ТУ8).
Здание старого локомотивного депо не используется с момента ликвидации Муйской узкоколейной железной дороги. Оно не разрушено, но находится в аварийном состоянии. Судя по надписям на дверях, когда-то в депо находились тепловозы ТУ7 (либо, со значительно меньшей вероятностью, ТУ6А), имевшие номера 2107, 1281, 1954, 2510, 1540 (?), ТУ6Д-279 (?), а также сохранившиеся ТУ7-1549 и ТУ7-2112.
На территории депо сохранились небольшие фрагменты путей колеи 750 мм, на них по непонятной причине до сих пор можно найти несколько цистерн колеи 750 мм. Некоторые цистерны, переставленные на тележки колеи 1067 мм, сохранили старую сцепку, привычную для наших узкоколейных железных дорог. Все тепловозы и пассажирский вагон ПВ40 были оборудованы «ширококолейной» автосцепкой СА-3.
Локомотивное депо в Первомайском, находившееся вблизи бывшего нижнего склада, почти полностью разрушено. Участки путей на территории бывшего нижнего склада, в основном, сняты «металлоломщиками».
На участке Победино — Первомайское путевое развитие сохранилось только на станции Лесная (все пути, кроме главного, не используются и заросли кустарником). Известно, что на Муйской узкоколейной железной дороге станций было значительно больше. Действовали станции Сплавная — предположительно, вблизи пересечения с рекой Поронай, Ягодная, Берёзки (29 км), Черёмухово, и другие.
В 1991 году на всём протяжении железной дороги стояли километровые и пикетные знаки, имевшие деревянные опоры. Теперь их почти не осталось. Считается, что в этом виноваты рыбаки, использовавшие сухую древесину в качестве топлива для костров (почти на всём своём протяжении железная дорога пролегает вблизи рек Житница и Побединка).
Участок Лесная — Известковый (Гомон) считается законсервированным. Карьер не действует уже почти 15 лет. На перегоне Лесная — Известковый лежат ржавые рельсы. Со слов машинистов, в 2004 году путь был расчищен от зарослей кустарника, до карьера несколько раз ездил тепловоз.
Обсуждается возможность участия японских инвесторов в проекте возобновления деятельности карьера. Не исключено, что через некоторое время движение на Известковый возобновится.
Установленная скорость движения на участке Победино — Первомайское составляет 25 км/час (в начале 1990-х годов — 40 км/час). На обоих раздельных пунктах (Лесная и Первомайское) нет персонала. Стрелки переводит помощник машиниста. В тепловозах имеется радиосвязь с дежурным по станции Победино Сахалинской железной дороги. Однако часть линии находится вне зоны приёма. В случае серьёзного инцидента на таком участке единственно возможный выход — идти на автодорогу и ожидать проезжающую автомашину.
Станция Первомайское находится на отметке 47,5 км (отсчёт от границы подъездного пути вблизи станции Победино Сахалинской железной дороги). На станции — 5 путей (2 действующих), недостроенное и уже полуразрушенное здание ДС. Нефтеналивной терминал находится приблизительно в 1500 метрах к северу от станции Первомайское. На его территории находится крайняя северная точка участка железной дороги.
Скорее всего, участок железной дороги в обозримом будущем будет работать. На октябрь 2006 года было запланировано начало ремонта пути с привлечением путейцев Сахалинской железной дороги. Предполагалось, что грузовое движение на период ремонта будет прекращено, нефть месторождения «Окружное» будет отправляться только морским путём.
Самой сложной проблемой является необходимость реконструкции участка железной дороги на колею 1520 мм после того, как Сахалинская железная дорога (филиал ОАО «РЖД») реконструирует линии Сахалинской узкоколейной железной дороги на широкую колею. Несмотря на то, что расширение насыпи и замена существующих мостов для укладки пути колеи 1520 мм не потребуется, для проведения реконструкции необходимы значительные средства.

Поездка автора (3—4 июня 2006 года)
Пребывание в посёлке Победино началось с осмотра одноимённой станции Сахалинской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»). Это одна из основных станций дороги, здесь имеется деревянное здание вокзала, дом отдыха локомотивных бригад. В связи с производством работ по укладке «трёхниточного» пути (1067 мм/1520 мм), на путях станции находилось большое количество путевых машин, пассажирские вагоны, используемые в качестве временного жилья для рабочих. На третьем пути находился состав пригородного поезда Поронайск — Победино (секция Б тепловоза ТГ16-071, 4 пассажирских вагона производства Тверского вагоностроительного завода).
Дохожу до северной горловины станции «под аккомпанемент» ругательств со стороны путейцев, недовольных фотографированием. Нехватка времени не позволила предварительно объяснить им цели фотосъёмки. Вот и долгожданная стрелка с табличкой «граница подъездного пути», за ней — сбрасывающая стрелка и знак нулевого километра. Рельсы накатанные!
Прохожу около километра в сторону Первомайского. Началось путевое развитие — вероятно, здесь была перегрузочная станция. Неожиданно появился состав, следующий со стороны Первомайского — тепловоз ТУ7-2659 с цистерной и полувагоном.
Вскоре оказываюсь на территории депо. Только ради одной этой дороги стоило бы потратить 20 000 рублей на билеты до Сахалина! Здесь было обнаружено «чудо», которое едва ли можно увидеть где-либо ещё — пассажирский вагон ПВ40, переставленный на тележки колеи 1067 мм, и оборудованный стандартной «ширококолейной» автосцепкой СА-3. Помимо него, на территории депо стоят тепловозы ТУ7, оборудованные автосцепкой СА-3, на тележках колеи 1067 мм (такие тепловозы можно найти и на других станциях Сахалинской узкоколейной железной дороги).
Имеется тепловоз ТУ7-1549, переоборудованный в самоходный плужный снегоочиститель. На одной из стеклянных табличек неизвестный «шутник» заменил цифры на буквы, гласящие «ВАСЯ».

«Экзотическая» переделка стеклянной таблички на тепловозе ТУ7-1549.
03.06.2006


Вагон ПВ40, поставленный на тележки колеи 1067 мм
и оборудованный автосцепками СА-3.
03.06.2006

Ни одного человека на территории депо не оказалось. Решаю всё же найти кого-нибудь из железнодорожников, чтобы получить разрешение на фотосъёмку. Мне сообщили, что в одном из ближайших к депо частных домов проживает Людмила Константиновна Лещук — руководитель ООО «Восточный Путь».
Иду в нужный дом. Как оказалось, зря! Никаких сведений об истории железной дороги получить не удалось, но моё появление было воспринято Л. К. Лещук и, в особенности, её нетрезвым супругом (?) Володей весьма неадекватно. Сначала мне предлагали выпить, услышав отказ, назвали шпионом и террористом, пообещали вызвать милицию и ФСБ, а главное — категорически «запретили» приближаться к депо и фотографировать железную дорогу. В результате фотосъёмку действительно пришлось вести «по-шпионски», стараясь остаться незамеченным.
Этот инцидент был не первым. Ещё более печальный случай произошёл на узкоколейной железной дороге Поронайск — Трудовое (пьяный житель Трудового, вооружённый охотничьим ружьём, за отказ распивать водку пообещал убить, и сделал в мою сторону немало выстрелов).
В целом, по моим ощущениям, Сахалин — весьма недружелюбный для приезжего регион. Немного мест в России, где со мной происходило столько неприятностей, сколько на Сахалине. Многие населённые пункты здесь можно охарактеризовать как нищие и депрессивные, забытые властью, забытые Россией. Эта вопиющая, кошмарная нищета и разруха ужасает и вызывает злобу.
Всё сказанное не относится к Южно-Сахалинску — богатому и процветающему сахалинскому «мегаполису». Между областным центром и районами Сахалина, находящимися не так уж далеко от него — бескрайняя «пропасть», они выглядят буквально как разные миры.
Среди населения «забытых» районов Сахалина немало маргиналов, обиженных на всё на свете за свою неудавшуюся жизнь. Не раз приходилось слышать грубые оскорбления в адрес Москвы и всех, кто в ней проживает. Если сказать, что из Московской области, это ничего не меняет, существование различий между Москвой и Московской областью подобные «человекообразные» не признают.
Что интересно: когда я спрашивал, «видели ли вы Москву, кроме как по телевизору?» почти все «москвофобы» заявляли о том, что никогда в Москве не бывали.
Через некоторое время на территорию депо со станции Победино Сахалинской железной дороги прибыл тепловоз ТУ7-2659. Машинист и помощник оказались нормальными людьми. С их слов было записано немало сведений, касающихся истории дороги. Как оказалось, тепловоз был передан в Победино из населённого пункта Покровка Долинского района, ранее он принадлежал Долинскому заводу ЖБИ.
Через некоторое время приходит другая локомотивная бригада, которой предстоит ближайшим утром отправляться в Первомайское. Меня приняли очень хорошо. Встреча с этими людьми смягчила тягостное ощущение, возникшее после прежних встреч с жителями Сахалина.
Машинист решил подстраховать меня во время фотосъёмки территории депо, и пообещал защитить от злой «Лещучки», если ей всё же удастся застать меня за этим «преступлением». К счастью, фотосъёмка прошла без происшествий, хотя злополучный дом был виден с территории депо.
Ранним утром отправляюсь в кабине ТУ7-2659 в Первомайское. Тепловоз следует капотом вперёд, в составе 3 порожние цистерны. Поэтому фотосъёмка оказалась возможна только в одном месте — на 35 километре, где было решено остановиться для сбора черемши.
Железнодорожная линия производит двойственное впечатление: новые металлические мосты, широкая насыпь, но в то же время — прогнившие за 15—20 лет шпалы, на бывших станциях — снятые пути, недостроенные и полуразрушенные здания. Несколько заброшенных строений встретилось и за пределами станций — они предназначались для обогрева путейцев.
Первомайское — достаточно крупный посёлок, расположенный в красивой предгорной местности. Добыча леса в его окрестностях ведётся в минимальном объёме частными предпринимателями, на железную дорогу лес не грузят или грузят крайне редко. Посёлок не выглядит депрессивным, несмотря на трудности с работой, с транспортом и с электроэнергией (она подаётся с 7 до 12 часов и с 19 до 0 часов).
В Первомайском беседую с бывшим машинистом А. П. Мартюшевым, осматриваю станцию, бывший нижний склад. Затем иду за пределы посёлка — к нефтеналивному терминалу.
Около 15 часов отправляемся назад — в Победино.

Тепловоз ТУ7-2659 с наливным составом в
посёлке Первомайское, к югу от станции.
04.06.2006
По пути имел место случай, немного шокировавший меня: вблизи южной окраины Первомайского на путях стояла группа местных подростков. На сигналы машиниста они не реагировали. Останавливаемся, подростки «облепляют» переднюю площадку тепловоза.
Оказалось, что здесь существует негласное правило: машинисты подвозят «детишек» до старого карьера (в двух километрах от посёлка), который служит местом игр и купания, получая взамен неиспорченный путь и отсутствие посторонних предметов на рельсах. Если отказаться везти — на следующий день рельсы будут в лучшем случае завалены камнями.
На обратном пути кабина впереди, можно фотографировать железнодорожную линию. За рекой Поронай останавливаемся, чтобы подобрать рыбака, желающего вернуться в Победино. На путях станции Победино Сахалинской железной дороги поездка завершилась.
2016 год. http://infojd.ru/dop/poezdka2016sahalin-1.html

16.01.2007 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Сахалинской области»
на главную страницу